Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 октября 2009 г. N ВАС-9918/09
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Зориной М.Г., судей Муриной О.Л. и Поповченко А.А.
рассмотрела в судебном заседании заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю (660133, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 46) от 14.07.2009 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Красноярского края от 13.01.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.05.2009 по делу N А33-13562/2008 Арбитражного суда Красноярского края по заявлению открытого акционерного общества "Производственное объединение "Красноярский завод комбайнов" (660021, г. Красноярск, ул. Профсоюзов, 3) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю о признании частично недействительным решения от 17.06.2008 N 6.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Производственное объединение "Красноярский завод комбайнов" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю (далее - инспекция) от 17.06.2008 N 6 в части привлечения общества к налоговой ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в сумме 47 944, 75 руб.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13.01.2009 заявленные требования удовлетворены.
В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.05.2009 решение суда первой инстанции от 13.01.2009 оставлено без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Суд, удовлетворяя заявленные требования, исходил из следующего. Статьей 7 Кодекса установлен приоритет действия международного договора Российской Федерации. Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение), являющимся приложением к Соглашению от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Соглашение), не предусмотрена ответственность за несвоевременное представление декларации по косвенным налогам. Поэтому у инспекции отсутствовали основания для привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 Кодекса.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора судебных актов инспекция приводит доводы о неправомерности выводов судов и ссылается на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм налогового законодательства.
Рассмотрев доводы, приводимые в заявлении инспекции, изучив судебные акты и проверив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу о том, что дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 5 статьи 174 Кодекса налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Кодекса.
Согласно статье 119 Кодекса непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в установленный срок влечет привлечение к налоговой ответственности; в случае непредставления налоговой декларации в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации в соответствии с пунктом 2 этой статьи предусматривается взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
В части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статье 5 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" установлено, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Пункт 6 раздела I Положения устанавливает обязанность по представлению налогоплательщиками в налоговые органы соответствующих налоговых деклараций по косвенным налогам не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров в связи с импортом товара (работ, услуг) на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь.
Никаких специальных положений, регламентирующих основания, условия и порядок привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение указанного пункта, в Положении не содержится.
Кроме того, в пункте 5 раздела I Положения предусмотрено, что в случае неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов, уплаты таких налогов в более поздний срок по сравнению с установленным Соглашением налоговые органы вправе взыскивать косвенные налоги и пени в размере, устанавливаемом национальным законодательством соответственно Российской Федерации и Республики Беларусь, а также применять способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные национальным законодательством указанных государств.
Несмотря на то, что Положением устанавливается отличающийся от предусмотренного в Кодексе особый порядок реализации налогоплательщиком налоговой обязанности по предоставлению налоговой декларации, одновременно и не отрицается применимость (в части, не урегулированной Соглашением) национального законодательства.
В связи с этим отсутствие в Соглашении положения об ответственности налогоплательщика за нарушение установленной в нем обязанности по предоставлению в налоговые органы налоговой декларации не может являться основанием для освобождения налогоплательщика от такой ответственности.
В соответствии со статьей 7 Кодекса общая обязанность по подаче налоговой декларации, установленная налоговым законодательством Российской Федерации, должна быть исполнена в порядке, предусмотренном международным договором (в данном случае - в порядке, предусмотренном пунктом 6 раздела I Положения). Невыполнение данной обязанности является основанием для привлечения общества к ответственности за непредставление налоговой декларации, предусмотренной статьей 119 Кодекса.
Арбитражным судом первой инстанции установлено, что налоговая декларация и уточненная налоговая декларация N 1 по косвенным налогам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь за июнь 2007 были представлены обществом соответственно 20.02.2008 и 13.03.2008, то есть с пропуском установленного в Положении срока. Поэтому выводы суда о неправомерном привлечении общества к налоговой ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации противоречат требованиям законодательства.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции оснований для признания недействительным оспариваемого решения инспекции не имелось.
Учитывая изложенное, а также то, что оспариваемые судебные акты основаны на неправильном применении норм права и нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами правовых норм, судебной коллегией усматриваются основания для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на предмет их отмены.
Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А33-13562/2008 Арбитражного суда Красноярского края для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Красноярского края от 13.01.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.05.2009 по указанному делу.
См. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 декабря 2009 г. N 9918/09
Направить копии определения и заявления лицам, участвующим в деле.
Предложить открытому акционерному обществу "Производственное объединение "Красноярский завод комбайнов" представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзыв на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 30.11.2009.
Председательствующий судья |
М.Г. Зорина |
Судья |
О.Л. Мурина |
|
А.А. Поповченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 октября 2009 г. N ВАС-9918/09
Текст определения официально опубликован не был