Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства РФ от 14 августа 2012 г. N 825 "О порядке предоставления в 2012 году государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством Российской Федерации в рамках мер, направленных на повышение устойчивости экономического развития при ухудшении ситуации на финансовых рынках"

 

В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления в 2012 году государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством Российской Федерации в рамках мер, направленных на повышение устойчивости экономического развития при ухудшении ситуации на финансовых рынках (далее - Правила).

2. Установить, что в рамках мер, направленных на повышение устойчивости экономического развития при ухудшении ситуации на финансовых рынках, государственные гарантии Российской Федерации (далее - гарантии) в 2012 году предоставляются по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым российскими юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - юридические лица), на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения, а также на погашение кредитов либо облигационных займов, привлеченных юридическими лицами ранее на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения.

3. Предоставить Министерству финансов Российской Федерации право принятия решений о предоставлении в 2012 году гарантий в соответствии с Правилами, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящего постановления.

4. Установить, что при ухудшении экономической конъюнктуры Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о предоставлении в 2012 году гарантий в соответствии с Правилами в случае наличия у юридических лиц просроченной задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. В этом случае положения подпункта "а" пункта 5, пункта 12 и подпункта "в" пункта 15 Правил не применяются.

Отбор юридического лица, имеющего указанную просроченную задолженность, для оказания государственной гарантийной поддержки в соответствии с Правилами осуществляет Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции, образованная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1166, по представлению соответствующей межведомственной комиссии, указанной в подпункте "а" пункта 8 Правил.

Министерство финансов Российской Федерации на основании решения об отборе осуществляет в течение 15 рабочих дней со дня получения соответствующего решения подготовку проекта акта Правительства Российской Федерации о предоставлении гарантии по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическим лицом, имеющим указанную просроченную задолженность.

Министерство финансов Российской Федерации после принятия Правительством Российской Федерации решения о предоставлении гарантии по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическим лицом, имеющим указанную просроченную задолженность, принимает в соответствии с пунктом 17 Правил решение о заключении договора о предоставлении гарантии.

5. Министерству финансов Российской Федерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусматривать средства на исполнение обязательств по гарантиям, предоставленным в соответствии с Правилами.

 

Председатель Правительства
Российской Федерации

Д. Медведев

 

Москва,

14 августа 2012 г.

N 825

 

Правила
предоставления в 2012 году государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством Российской Федерации в рамках мер, направленных на повышение устойчивости экономического развития при ухудшении ситуации на финансовых рынках
(утв. постановлением Правительства РФ от 14 августа 2012 г. N 825)

 

I. Общие положения

 

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2012 году государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации или долларах США по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым российскими юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на срок от 3 до 7 лет на цели, установленные Правительством Российской Федерации в рамках мер, направленных на повышение устойчивости экономического развития при ухудшении ситуации на финансовых рынках (далее соответственно - гарантии, кредиты, облигационные займы), а также порядок и условия исполнения обязательств по гарантиям.

2. Гарантии предоставляются в обеспечение исполнения обязательств следующих российских юридических лиц (далее - принципалы):

а) стратегических организаций оборонно-промышленного комплекса, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009, и (или) в перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 1226-р, при условии включения указанных организаций в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2004 г. N 96, и являющихся исполнителями государственного оборонного заказа, по возврату суммы кредита (по выплате номинальной стоимости облигаций при их погашении), в объеме до 70 процентов названных обязательств;

б) иных организаций, не указанных в подпункте "а" настоящего пункта, по возврату суммы кредита (по выплате номинальной стоимости облигаций при их погашении) в объеме до 50 процентов названных обязательств.

3. Гарантия предоставляется без взимания вознаграждения гаранта.

4. По гарантии Российская Федерация несет субсидиарную ответственность перед кредитором (владельцами облигаций) по обязательствам принципала, обеспеченным гарантией.

5. Гарантия предоставляется при соблюдении следующих условий:

а) отсутствие у принципала просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, а также по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

б) принятие принципалом обязательств по сокращению размеров вознаграждений (премий, бонусов и иных стимулирующих выплат) руководящего состава (членов совета директоров (наблюдательного совета), членов коллегиального исполнительного органа, единоличного исполнительного органа и его заместителей, главного бухгалтера, руководителей самостоятельных структурных подразделений) принципала на период оказания государственной гарантийной поддержки в соответствии с настоящими Правилами.

6. Гарантия не предоставляется в обеспечение исполнения обязательств принципала, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве).

7. Цели привлечения кредитов и облигационных займов, обязательства по которым могут обеспечиваться гарантиями в соответствии с настоящими Правилами (далее - цели заимствования), устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. Отбор принципалов для оказания в соответствии с настоящими Правилами государственной гарантийной поддержки осуществляет:

а) при отборе принципалов, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящих Правил, - межведомственная комиссия, создаваемая при Министерстве финансов Российской Федерации, а при отборе принципалов, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящих Правил, Межведомственная комиссия по отбору инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов, созданная при Министерстве экономического развития Российской Федерации (далее совместно - межведомственные комиссии), - в случае если общий объем указанной гарантийной поддержки в отношении одного принципала составляет до 5 млрд. рублей включительно;

б) Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции, образованная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1166 (далее - Правительственная комиссия), по представлению соответствующей межведомственной комиссии, - в случае если общий объем указанной гарантийной поддержки в отношении одного принципала составляет свыше 5 млрд. рублей.

9. При принятии решений об отборе принципалов Правительственная комиссия и межведомственные комиссии руководствуются актом Правительства Российской Федерации, устанавливающим цели заимствований, и определяют федеральный орган исполнительной власти (по согласованию с ним), на который возлагается обязанность осуществлять в соответствии с настоящими Правилами контроль за целевым использованием кредитов (облигационных займов), обеспеченных гарантиями, за исполнением принципалами обязательств по кредитным договорам (облигациям), за исполнением принципалами указанных в подпункте "б" пункта 5 настоящих Правил обязательств (контроль за расходами на выплату вознаграждений (премий, бонусов и иных стимулирующих выплат) руководящему составу принципала) и обязательств, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 10 настоящих Правил (далее - уполномоченный орган).

10. Решение об отборе принципалов принимается при условии:

а) обеспечения принципалами прозрачности своей финансовой и хозяйственной деятельности и структуры собственности;

б) выполнения принципалами обязательств работодателя при увольнении работников, а также сохранения рабочих мест для инвалидов и других социально уязвимых категорий работников;

в) представления кредиторами в Правительственную комиссию, межведомственную комиссию подтверждения проведения анализа финансового состояния принципалов и принятия кредитными комитетами кредиторов решений о предоставлении кредитов на основе представленных принципалами бизнес-планов;

г) представления принципалами в Правительственную комиссию, межведомственную комиссию сведений о наличии иного (кроме гарантий) обеспечения исполнения обязательств принципалов по кредитам (облигационным займам) (с указанием наименования, суммы и срока обеспечения). Состав и объем иного, кроме гарантий, обеспечения исполнения обязательств принципалов по облигационным займам определяются принципалами, а по кредитам - принципалами по согласованию с кредиторами.

11. В решении Правительственной комиссии, межведомственной комиссии об отборе принципалов указываются сведения, предусмотренные пунктами 27 или 41 настоящих Правил (в зависимости от вида заимствования).

Решение Правительственной комиссии, межведомственной комиссии оформляется протоколом, который подписывается уполномоченными лицами соответствующей комиссии (а протокол межведомственной комиссии также прошивается), и представляется в Министерство финансов Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня его принятия.

12. Решение о предоставлении гарантии принимается Министерством финансов Российской Федерации.

13. Принципалы, в отношении которых Правительственной комиссией, межведомственной комиссией приняты решения об отборе, представляют в Министерство финансов Российской Федерации документы, предусмотренные приложением N 1 или 2 (в зависимости от вида заимствования). Полный комплект указанных документов должен быть представлен в Министерство финансов Российской Федерации не позднее 1 ноября 2012 г. включительно. В случае изменения сведений, содержащихся в представленных документах, принципалы дополнительно представляют в Министерство финансов Российской Федерации документы, содержащие обновленные сведения.

14. Документы, представляемые в Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с настоящими Правилами, прошиваются (каждый отдельно), подписываются или заверяются (за исключением нотариально заверенных копий) уполномоченным лицом соответствующего юридического лица, подпись которого должна быть скреплена печатью данного юридического лица.

Документы и иные материалы, полученные Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с настоящими Правилами, возврату не подлежат.

15. По получении заявления принципала о предоставлении гарантии, представленного принципалом в Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил, Министерство финансов Российской Федерации запрашивает и получает в Федеральной налоговой службе, Центральном банке Российской Федерации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации соответственно:

а) документы, подтверждающие факт внесения записи о принципале и кредиторе как юридических лицах в Единый государственный реестр юридических лиц;

б) сведения о выданной кредитору генеральной лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление кредитором банковских операций (с перечнем банковских операций), за исключением случая, когда кредитором является государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)";

в) справки налогового органа, территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации о состоянии расчетов принципала соответственно по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, подтверждающие отсутствие недоимки по уплате налогов, сборов, обязательных платежей, а также задолженности по уплате процентов за пользование бюджетными средствами, пеней, штрафов и иных финансовых санкций. Если в период между датой получения Министерством финансов Российской Федерации указанных справок и датой принятия Министерством финансов Российской Федерации решения о заключении договора о предоставлении гарантии наступает очередная отчетная дата, указанные в настоящем подпункте справки с обновленными сведениями Министерство финансов Российской Федерации запрашивает и получает дополнительно.

16. Министерство финансов Российской Федерации совместно с агентом, привлекаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (далее - агент Правительства Российской Федерации), осуществляет проверку и анализ представленных в Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с настоящими Правилами документов на соответствие требованиям, установленным настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

17. Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с решением Правительственной комиссии, межведомственной комиссии об отборе принципалов в течение 20 дней со дня получения указанного решения, полного комплекта документов, представленных в соответствии с пунктами 13 и 15 настоящих Правил, на основании результатов проведенных в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил проверки и анализа документов принимает решение о предоставлении гарантии и заключении договора о предоставлении гарантии.

При предоставлении гарантии анализ финансового состояния принципала Министерством финансов Российской Федерации не осуществляется.

Решение о предоставлении гарантии и заключении договора о предоставлении гарантии оформляется приказом Министерства финансов Российской Федерации, копии которого направляются кредитору, принципалу и агенту Правительства Российской Федерации.

18. Исполнение в полном объеме или в какой-либо части гарантии ведет к возникновению права Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации требовать от принципала в порядке регресса возмещения сумм, уплаченных кредитору (владельцам облигаций) по гарантии. Предоставление обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессных требований к нему в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии не требуется.

Регрессное требование Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии подлежит удовлетворению в течение 5 рабочих дней со дня его предъявления принципалу.

19. Кредиты либо облигационные займы, обеспеченные гарантиями, являются целевыми и направляются исключительно на реализацию целей, установленных актом Правительства Российской Федерации.

Контроль за целевым использованием кредитов либо облигационных займов, обеспеченных гарантиями, за исполнением принципалами обязательств по кредитным договорам (облигациям), за исполнением принципалами указанных в подпункте "б" пункта 5 настоящих Правил обязательств (контроль за расходами на выплату вознаграждений (премий, бонусов и иных стимулирующих выплат) руководящему составу принципала) и обязательств, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 10 настоящих Правил, осуществляет соответствующий уполномоченный орган, определенный в соответствующем решении Правительственной комиссии, межведомственной комиссии об отборе принципалов, в установленном им порядке на основании сведений (отчетов), представляемых принципалами и кредиторами.

Отчеты об использовании, обслуживании и погашении принципалами кредитов либо облигационных займов, обеспеченных гарантиями, с информацией о фактах их нецелевого использования, об исполнении принципалами обязательств по кредитным договорам (облигациям) представляются уполномоченным органом в Министерство финансов Российской Федерации ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по формам, устанавливаемым Министерством финансов Российской Федерации.

В случае установления уполномоченным органом фактов нецелевого использования кредитов либо облигационных займов, обеспеченных гарантиями, в отчете указываются сумма средств, направленных на нецелевое использование, и календарный период их нецелевого использования.

20. Принципал несет ответственность за нецелевое использование кредита либо облигационного займа, обеспеченного гарантией.

21. По поручению Министерства финансов Российской Федерации агент Правительства Российской Федерации от имени и в интересах Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в том числе осуществляет:

а) проверку и анализ документов, представленных в соответствии с настоящими Правилами в Министерство финансов Российской Федерации, на соответствие требованиям, установленным настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами, подготовку и представление в Министерство финансов Российской Федерации соответствующих заключений;

б) ведение аналитического учета предоставленных гарантий, обязательств принципалов и иных лиц в связи с предоставлением и исполнением гарантий;

в) анализ предъявленных гаранту требований кредиторов (владельцев облигаций) об исполнении гарантий с прилагаемыми к ним документами на предмет обоснованности и соответствия указанных требований и прилагаемых к ним документов условиям гарантий, подготовку и представление в Министерство финансов Российской Федерации соответствующих заключений;

г) предъявление регрессных требований к принципалам в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантий;

д) анализ финансового состояния принципалов после предоставления гарантий в течение срока действия гарантий и срока действия договоров о предоставлении гарантий не реже 1 раза в год, подготовку и представление в Министерство финансов Российской Федерации соответствующих заключений;

е) меры по возврату (взысканию) задолженности принципалов и иных лиц перед Российской Федерацией в лице Министерства финансов Российской Федерации, возникшей в связи с предоставлением и исполнением гарантий.

 

II. Особенности предоставления и исполнения гарантии в обеспечение исполнения обязательств принципала по кредиту

 

22. Гарантия предоставляется в обеспечение исполнения обязательств:

а) принципала, указанного в подпункте "а" пункта 2 настоящих Правил, по кредиту, привлеченному принципалом в валюте Российской Федерации или долларах США на срок от 3 до 7 лет, по возврату суммы кредита (погашению основного долга) в установленный кредитным договором срок в части, составляющей до 70 процентов фактически предоставленной принципалу суммы кредита (основного долга);

б) принципала, указанного в подпункте "б" пункта 2 настоящих Правил, по кредиту, привлеченному принципалом в валюте Российской Федерации или долларах США на срок от 3 до 7 лет, по возврату суммы кредита (погашению основного долга) в установленный кредитным договором срок в части, составляющей до 50 процентов фактически предоставленной принципалу суммы кредита (основного долга).

Гарантия предоставляется в обеспечение исполнения обязательств принципала по возврату суммы кредита (основного долга), срок исполнения которых в соответствии с условиями кредитного договора наступает после 1 января 2015 г.

Гарантия не предоставляется в обеспечение исполнения иных обязательств принципала по кредиту (кредитному договору), в том числе обязательств по возврату суммы кредита (погашению основного долга), срок исполнения которых в соответствии с условиями кредитного договора наступает ранее 1 января 2015 г., по уплате процентов за пользование кредитом, иных процентов, комиссий, неустойки (штрафов, пеней), по досрочному исполнению обязательств принципала по возврату суммы кредита (погашению основного долга) и (или) по уплате процентов за пользование кредитом, в том числе в случае предъявления принципалу требований об их досрочном исполнении, а также ответственности принципала за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по кредитному договору и причинение убытков.

23. Гарантии предоставляются по кредитам российских банков, имеющих генеральную лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций, а также по кредитам государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (далее - кредиторы).

24. Гарантия предоставляется и исполняется в валюте, в которой выражена сумма кредита (основного долга) по кредитному договору, обязательства по которому обеспечиваются этой гарантией (валюта Российской Федерации или доллары США).

25. Срок гарантии определяется исходя из установленного условиями кредитного договора срока исполнения обеспечиваемых гарантией обязательств, увеличенного на 70 дней.

26. Гарантия вступает в силу со дня ее подписания.

27. В решении Правительственной комиссии, межведомственной комиссии об отборе принципалов должно быть указано (отдельно в отношении каждого принципала, кредита):

а) полное наименование, место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет и основной государственный регистрационный номер принципала и кредитора;

б) цель заимствования;

в) предельные сумма и срок кредита;

г) предельная сумма гарантии;

д) наименование уполномоченного органа, на который возлагается обязанность осуществлять функции, установленные пунктом 19 настоящих Правил.

28. Договор о предоставлении гарантии, заключаемый Министерством финансов Российской Федерации с кредитором, агентом Правительства Российской Федерации и принципалом, должен содержать в том числе:

а) условия предоставления и исполнения гарантии;

б) права и обязанности сторон;

в) объем (сумма) обязательств принципала по кредитному договору, подлежащих обеспечению гарантией;

г) порядок и условия сокращения предельной суммы гарантии при исполнении гарантии Министерством финансов Российской Федерации, при исполнении принципалом и (или) третьими лицами обязательств принципала, обеспеченных гарантией;

д) обязательства кредитора и принципала представлять в уполномоченный орган сведения (отчеты) о целевом использовании привлеченного под гарантию кредита и об исполнении принципалом обязательств по кредитному договору, а также меры ответственности кредитора и принципала за ненадлежащее исполнение указанных обязательств;

е) обязательства принципала представлять в уполномоченный орган документы, подтверждающие сокращение размеров вознаграждений (премий, бонусов и иных стимулирующих выплат) руководящего состава принципала и необходимые для осуществления контроля за расходами на выплату вознаграждений руководящему составу принципала, в течение срока действия гарантии и договора о предоставлении гарантии, а также меры ответственности принципала за ненадлежащее исполнение указанных обязательств;

ж) меры ответственности принципала за нецелевое использование привлеченного под гарантию кредита;

з) условие об отзыве гарантии в случае внесения не согласованных в предварительном порядке с Министерством финансов Российской Федерации изменений в кредитный договор;

и) порядок удовлетворения принципалом регрессных требований Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии.

29. Гарантийный случай по гарантии наступает при неисполнении принципалом обязательств перед кредитором по возврату суммы кредита (погашению основного долга) в срок, установленный кредитным договором. До предъявления требования об исполнении гарантии кредитор не позднее 30 дней со дня наступления гарантийного случая предъявляет принципалу требование об исполнении просроченных обязательств по возврату суммы кредита (погашению основного долга). Если принципал в течение 30 дней со дня предъявления ему кредитором требования об исполнении просроченных обязательств по возврату суммы кредита (погашению основного долга) не удовлетворит (откажется удовлетворить) указанное требование или не даст ответ кредитору, требование об исполнении гарантии может быть предъявлено Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в течение срока, на который предоставлена гарантия, с приложением документов, указанных в гарантии.

30. Датой предъявления Российской Федерации требования кредитора об исполнении гарантии является дата его поступления в Министерство финансов Российской Федерации.

31. По получении требования кредитора об исполнении гарантии Министерство финансов Российской Федерации уведомляет принципала и агента Правительства Российской Федерации о предъявлении указанного требования.

32. Министерство финансов Российской Федерации при участии агента Правительства Российской Федерации в течение 10 рабочих дней рассматривает требование кредитора об исполнении гарантии с прилагаемыми к нему документами на предмет обоснованности и соответствия указанного требования и прилагаемых к нему документов условиям гарантии. Министерство финансов Российской Федерации вправе выдвигать в отношении указанного требования возражения, которые мог бы представить принципал, даже в том случае, если принципал отказался их представить и (или) признал свой долг.

33. В случае признания обоснованным и соответствующим условиям гарантии требования кредитора об исполнении гарантии с прилагаемыми к нему документами Министерство финансов Российской Федерации в течение 30 дней со дня его предъявления исполняет обязательство по гарантии в размере суммы неисполненных просроченных обязательств принципала по возврату суммы кредита (погашению основного долга), обеспеченных гарантией, но не более суммы, составляющей соответствующую часть фактически предоставленной кредитором принципалу на дату наступления гарантийного случая суммы кредита (основного долга), равную установленной договором о предоставлении гарантии и гарантией в соответствии с пунктами 2 и 22 настоящих Правил доле (в процентном выражении) обязательств принципала, обеспечиваемых гарантией, и в любом случае не более суммы гарантии.

34. Исполнение гарантии не может осуществляться ранее предусмотренных кредитным договором первоначально установленных сроков (графиков) исполнения обязательств принципала, действовавших на момент вступления в силу кредитного договора, в том числе в случае предъявления кредитором принципалу требования об их досрочном исполнении.

35. В случае признания необоснованным и (или) не соответствующим условиям гарантии требования кредитора об исполнении гарантии и (или) прилагаемых к нему документов Министерство финансов Российской Федерации в течение 30 дней со дня предъявления указанного требования направляет кредитору мотивированное уведомление об отказе в удовлетворении этого требования.

36. Министерство финансов Российской Федерации вправе давать согласие на передачу кредитором своих прав и обязанностей по кредитному договору, обеспеченному гарантией (одновременно с передачей кредитором своих прав и обязанностей по договору о предоставлении гарантии), и прав требований по гарантии другому лицу, отвечающему требованиям, установленным пунктом 23 настоящих Правил. Решение о предоставлении указанного согласия оформляется приказом Министерства финансов Российской Федерации.

 

III. Особенности предоставления и исполнения гарантии в обеспечение исполнения обязательств принципала по облигационному займу

 

37. Гарантия предоставляется в обеспечение исполнения обязательств:

а) принципала, указанного в подпункте "а" пункта 2 настоящих Правил, по выплате номинальной стоимости неконвертируемых процентных (купонных) облигаций принципала в валюте Российской Федерации или долларах США со сроком погашения от 3 до 7 лет, подлежащих размещению и обращению в Российской Федерации (далее - облигации), при погашении облигаций в установленные условиями выпуска облигаций сроки в объеме до 70 процентов указанных обязательств;

б) принципала, указанного в подпункте "б" пункта 2 настоящих Правил, по выплате номинальной стоимости неконвертируемых процентных (купонных) облигаций принципала в валюте Российской Федерации или долларах США со сроком погашения от 3 до 7 лет, подлежащих размещению и обращению в Российской Федерации, при погашении облигаций в установленные условиями выпуска облигаций сроки в объеме до 50 процентов указанных обязательств.

Гарантия предоставляется в обеспечение исполнения обязательств принципала по выплате номинальной стоимости облигаций при их погашении, срок исполнения которых в соответствии с условиями выпуска облигаций наступает после 1 января 2015 г.

Гарантия не предоставляется в обеспечение исполнения иных обязательств принципала по облигациям и (или) в связи с их эмиссией, в том числе обязательств по выплате номинальной стоимости облигаций, срок исполнения которых в соответствии с условиями выпуска облигаций наступает ранее 1 января 2015 г., по выплате дохода по облигациям в виде процентов, по досрочной выплате номинальной стоимости облигаций при их досрочном погашении и (или) по досрочной выплате дохода по облигациям в виде процентов (в том числе в случае предъявления принципалу требования о досрочном исполнении указанных обязательств), по уплате процентов за несвоевременную выплату номинальной стоимости облигаций и (или) дохода по облигациям в виде процентов, по уплате иных процентов, комиссий, неустойки (пеней, штрафов), а также ответственности принципала за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по облигациям и причинение убытков.

38. Гарантия предоставляется и исполняется в валюте, в которой выражена номинальная стоимость облигаций, обязательства по которым обеспечиваются этой гарантией (валюта Российской Федерации или доллары США).

39. Срок гарантии определяется исходя из установленного условиями выпуска облигаций срока исполнения обеспечиваемых гарантией обязательств, увеличенного на 70 дней.

40. Гарантия вступает в силу со дня государственной регистрации выпуска облигаций.

41. В решении Правительственной комиссии, межведомственной комиссии об отборе принципалов должно быть указано (отдельно в отношении каждого принципала, облигационного займа):

а) полное наименование, место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет и основной государственный регистрационный номер принципала;

б) цель заимствования;

в) условия выпуска облигаций (категория (тип) и форма облигаций, их количество, номинальная стоимость, срок погашения облигаций);

г) предельная сумма гарантии;

д) наименование уполномоченного органа, на который возлагается обязанность осуществлять функции, установленные пунктом 19 настоящих Правил.

42. Договор о предоставлении гарантии, заключаемый Министерством финансов Российской Федерации с агентом Правительства Российской Федерации и принципалом, должен содержать в том числе:

а) условия предоставления и исполнения гарантии;

б) права и обязанности сторон;

в) условия выпуска облигаций;

г) объем (сумма) обязательств принципала по облигационному займу, подлежащих обеспечению гарантией;

д) порядок и условия сокращения предельной суммы гарантии при исполнении гарантии Министерством финансов Российской Федерации, при исполнении принципалом и (или) третьими лицами обязательств принципала, обеспеченных гарантией;

е) обязательства принципала представлять в уполномоченный орган сведения (отчеты) о целевом использовании привлеченного под гарантию облигационного займа и об исполнении принципалом обязательств по облигациям, а также меры ответственности принципала за ненадлежащее исполнение указанных обязательств;

ж) обязательства принципала представлять в уполномоченный орган документы, подтверждающие сокращение размеров вознаграждений (премий, бонусов и иных стимулирующих выплат) руководящего состава принципала и необходимые для осуществления контроля за расходами на выплату вознаграждений руководящему составу принципала, в течение срока действия гарантии и договора о предоставлении гарантии, а также меры ответственности принципала за ненадлежащее исполнение указанных обязательств;

з) меры ответственности принципала за нецелевое использование привлеченного под гарантию облигационного займа;

и) обязательства принципала представить в Министерство финансов Российской Федерации нотариально заверенные копии утвержденного уполномоченным органом управления принципала решения о выпуске ценных бумаг, зарегистрированного в установленном порядке проспекта ценных бумаг, зарегистрированного в установленном порядке отчета об итогах выпуска ценных бумаг либо зарегистрированного в установленном порядке уведомления об итогах выпуска ценных бумаг;

к) условие об отзыве гарантии в случае внесения не согласованных в предварительном порядке с Министерством финансов Российской Федерации изменений в условия выпуска облигаций, влекущих изменение объема и (или) сроков исполнения обязательств принципала по облигациям, обеспеченных гарантией, и (или) влекущих увеличение ответственности гаранта или иные неблагоприятные последствия для гаранта;

л) порядок удовлетворения принципалом регрессных требований Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии.

43. Гарантийный случай по гарантии наступает при неисполнении принципалом предусмотренных условиями выпуска облигаций обязательств перед владельцем этих облигаций по выплате номинальной стоимости облигаций при их погашении в установленные условиями выпуска облигаций сроки. До предъявления требования об исполнении гарантии владелец облигаций не позднее 30 дней со дня наступления гарантийного случая предъявляет принципалу требование об исполнении просроченных обязательств по выплате номинальной стоимости облигаций при их погашении. Если принципал в течение 30 дней со дня предъявления ему владельцем облигаций требования об исполнении просроченных обязательств по выплате номинальной стоимости облигаций при их погашении не удовлетворит (откажется удовлетворить) указанное требование или не даст ответ владельцу облигаций, требование об исполнении гарантии может быть предъявлено Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в течение срока, на который предоставлена гарантия, с приложением документов, указанных в гарантии.

44. Требование об исполнении гарантии направляется владельцем облигаций либо его представителем агенту Правительства Российской Федерации, и датой предъявления Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации требования владельца облигаций об исполнении гарантии является дата его получения агентом Правительства Российской Федерации.

45. По получении требования владельца облигаций об исполнении гарантии агент Правительства Российской Федерации уведомляет Министерство финансов Российской Федерации и принципала о предъявлении указанного требования.

46. Агент Правительства Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения требования владельца облигаций об исполнении гарантии с прилагаемыми к нему документами рассматривает указанное требование и прилагаемые к нему документы на предмет обоснованности и соответствия условиям гарантии и направляет в Министерство финансов Российской Федерации соответствующее заключение.

47. Министерство финансов Российской Федерации вправе выдвигать в отношении требования владельца облигаций об исполнении гарантии возражения, которые мог бы представить принципал, даже в том случае, если принципал отказался их представить и (или) признал свой долг.

48. В случае признания требования владельца облигаций об исполнении гарантии с прилагаемыми к нему документами обоснованным и соответствующим условиям гарантии Министерство финансов Российской Федерации в течение 30 дней со дня его предъявления исполняет обязательство по гарантии в размере суммы неисполненных просроченных обязательств принципала по выплате номинальной стоимости облигаций при погашении облигаций, обеспеченных гарантией, но не более суммы, составляющей соответствующую часть номинальной стоимости каждой облигации, равную установленной договором о предоставлении гарантии и гарантией в соответствии с пунктами 2 и 37 настоящих Правил доле (в процентном выражении) обязательств принципала по облигации, обеспечиваемых гарантией, и в любом случае не более суммы гарантии (не более суммы, составляющей соответствующую часть общей номинальной стоимости фактически размещенных на дату наступления гарантийного случая облигаций, равную установленной в соответствии с пунктами 2 и 37 настоящих Правил доле (в процентном выражении) обязательств принципала, обеспечиваемых гарантией).

49. Исполнение гарантии не может осуществляться ранее предусмотренных условиями выпуска облигаций первоначально установленных сроков выплаты номинальной стоимости облигаций при погашении облигаций, в том числе в случае предъявления владельцами облигаций принципалу требования об их досрочном исполнении.

50. В случае признания требования владельца облигаций об исполнении гарантии и (или) прилагаемых к нему документов необоснованными и (или) не соответствующими условиям гарантии Министерство финансов Российской Федерации в течение 30 дней со дня предъявления указанного требования направляет владельцу облигаций мотивированное уведомление об отказе в удовлетворении этого требования.

51. Государственная регистрация выпуска облигаций, исполнение обязательств по которым обеспечивается гарантией, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принципал в течение 10 дней с даты государственной регистрации выпуска облигаций, исполнение обязательств по которым обеспечивается гарантией, направляет в Министерство финансов Российской Федерации нотариально заверенную копию утвержденного уполномоченным органом управления принципала решения о выпуске ценных бумаг и нотариально заверенную копию зарегистрированного в установленном порядке проспекта ценных бумаг.

52. Принципал в течение 25 дней с даты завершения размещения облигаций, исполнение обязательств по которым обеспечивается гарантией, направляет в Министерство финансов Российской Федерации нотариально заверенную копию зарегистрированного в установленном порядке отчета об итогах выпуска ценных бумаг либо зарегистрированного в установленном порядке уведомления об итогах выпуска ценных бумаг.

53. В случае признания выпуска облигаций, исполнение обязательств по которым обеспечивается гарантией, несостоявшимся или недействительным обязательства Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации по гарантии прекращаются.

 

Приложение N 1
к Правилам предоставления в 2012 году
государственных гарантий Российской Федерации
по кредитам либо облигационным займам,
привлекаемым юридическими лицами на цели,
установленные Правительством Российской Федерации
в рамках мер, направленных на повышение
устойчивости экономического развития при
ухудшении ситуации на финансовых рынках

 

Перечень
документов, представляемых принципалом в Министерство финансов Российской Федерации для целей предоставления гарантии по кредиту, привлекаемому принципалом

 

1. Заявление принципала о предоставлении гарантии с указанием:

а) полного наименования, места нахождения, идентификационного номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет и основного государственного регистрационного номера принципала и кредитора;

б) суммы и срока кредита, цели заимствования;

в) объема (суммы) обязательств принципала по кредитному договору, подлежащих обеспечению гарантией.

2. Нотариально заверенные копии учредительных документов принципала и кредитора (за исключением случая, когда кредитором является государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)") со всеми приложениями и изменениями.

3. Нотариально заверенная копия кредитного договора (со всеми приложениями и изменениями).

4. Документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица) принципала и кредитора на совершение сделок от имени принципала и кредитора, главного бухгалтера принципала и кредитора (решение об избрании, приказ о назначении, приказ о вступлении в должность, трудовой договор, доверенность и др.), а также нотариально заверенные образцы подписей указанных лиц и оттиска печати принципала и кредитора.

5. Документы, подтверждающие одобрение (согласие) уполномоченного органа управления принципала и кредитора на совершение сделки (взаимосвязанных сделок) по привлечению (предоставлению) кредита, обеспечиваемого гарантией (в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации, учредительными и иными документами принципала и кредитора).

6. Заверенные принципалом копии бухгалтерских отчетов принципала за год, предшествующий году обращения с заявлением о предоставлении гарантии (с приложением копии пояснительной записки к нему), и на каждую отчетную дату текущего года по установленным Министерством финансов Российской Федерации формам с отметкой налогового органа об их принятии. Если в период между датой подачи документов и датой принятия Министерством финансов Российской Федерации решения о заключении договора о предоставлении гарантии наступает очередная дата представления принципалом бухгалтерской отчетности, указанная отчетность представляется в Министерство финансов Российской Федерации дополнительно.

7. Заверенная принципалом копия аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности принципала за год, предшествующий году обращения с заявлением о предоставлении гарантии (для юридических лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны проходить ежегодную аудиторскую проверку).

8. Справка кредитора о проведении им анализа финансового состояния принципала.

 

Приложение N 2
к Правилам предоставления в 2012 году
государственных гарантий Российской Федерации
по кредитам либо облигационным займам,
привлекаемым юридическими лицами на цели,
установленные Правительством Российской Федерации
в рамках мер, направленных на повышение
устойчивости экономического развития при
ухудшении ситуации на финансовых рынках

 

Перечень
документов, представляемых принципалом в Министерство финансов Российской Федерации для целей предоставления гарантии по облигационному займу, привлекаемому принципалом

 

1. Заявление принципала о предоставлении гарантии с указанием:

а) полного наименования, места нахождения, идентификационного номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет и основного государственного регистрационного номера принципала и кредитора;

б) условий выпуска облигаций (категория (тип) и форма облигаций, их количество, номинальная стоимость, срок погашения облигаций), цель заимствования;

в) объема (суммы) обязательств принципала по облигационному займу, подлежащих обеспечению гарантией.

2. Нотариально заверенные копии учредительных документов принципала со всеми приложениями и изменениями.

3. Проект решения о выпуске ценных бумаг.

4. Проект проспекта ценных бумаг.

5. Заверенная принципалом копия договора с депозитарием и (или) регистратором, имеющими лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (в случае выпуска именных облигаций).

6. Документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица) принципала на совершение сделок от имени принципала, главного бухгалтера принципала (решение об избрании, приказ о назначении, приказ о вступлении в должность, трудовой договор, доверенность и др.), а также нотариально заверенные образцы подписей указанных лиц и оттиска печати принципала.

7. Документы, подтверждающие одобрение (согласие) уполномоченного органа управления принципала на совершение сделок (взаимосвязанных сделок), связанных с привлечением принципалом облигационного займа, обеспечиваемого гарантией (в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации, учредительными и иными документами принципала), в том числе решение уполномоченного органа управления принципала о размещении облигаций принципала.

8. Заверенные принципалом копии бухгалтерских отчетов принципала за год, предшествующий году обращения с заявлением о предоставлении гарантии (с приложением копии пояснительной записки к нему), и на каждую отчетную дату текущего года по установленным Министерством финансов Российской Федерации формам с отметкой налогового органа об их принятии. Если в период между датой подачи документов и датой принятия Министерством финансов Российской Федерации решения о заключении договора о предоставлении гарантии наступает очередная дата представления принципалом бухгалтерской отчетности, указанная отчетность представляется в Министерство финансов Российской Федерации дополнительно.

9. Заверенная принципалом копия аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности принципала за год, предшествующий году обращения с заявлением о предоставлении гарантии (для юридических лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны проходить ежегодную аудиторскую проверку).

 


Постановление Правительства РФ от 14 августа 2012 г. N 825 "О порядке предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством Российской Федерации в рамках мер, направленных на повышение устойчивости экономического развития при ухудшении ситуации на финансовых рынках"


Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования


Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 августа 2012 г. N 34 ст. 4744


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства РФ от 18 марта 2016 г. N 212

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления


Постановление Правительства РФ от 13 августа 2015 г. N 839

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления


Постановление Правительства РФ от 4 марта 2015 г. N 189

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления


Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2014 г. N 880

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления


Постановление Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 420

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления