Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Порядок проведения в Министерстве обороны Российской Федерации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Министерства обороны Российской Федерации

Приложение
к приказу Министра обороны РФ
от 19 декабря 2011 г. N 2610

 

Порядок
проведения в Министерстве обороны Российской Федерации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Министерства обороны Российской Федерации

 

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3609; 2011, N 48, ст. 6730) (далее - Закон) и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - постановление).

2. В Министерстве обороны Российской Федерации*(1) проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

3. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

4. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции*(2).

5. При подготовке проектов нормативных правовых актов и проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) должностные лица органов военного управления обязаны руководствоваться следующим:

а) коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются*(3):

широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти (органов военного управления (их должностных лиц);

определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти (органами военного управления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти (органов военного управления (их должностных лиц);

чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти (органами военного управления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);

б) коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются*(4):

наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

злоупотребление правом заявителя органами государственной власти (органами военного управления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

6. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится при проведении их правовой экспертизы. При этом к рассмотрению принимаются только проекты нормативных правовых актов, согласованные со всеми заинтересованными органами военного управления.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится при мониторинге их применения и по указанию Министра обороны Российской Федерации.

Задачами мониторинга являются:

своевременное выявление в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов;

устранение выявленных коррупциогенных факторов.

При мониторинге осуществляется:

а) сбор информации о практике применения нормативных правовых актов;

б) непрерывное наблюдение за применением нормативных правовых актов;

в) анализ и оценка получаемой информации о практике применения нормативных правовых актов и результатов наблюдения за их применением.

При обнаружении в ходе мониторинга в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов орган военного управления - разработчик нормативного правового акта подготавливает проект нормативного правового акта о внесении изменений в указанный нормативный правовой акт или его отмене и после согласования с заинтересованными органами военного управления представляет в Правовой департамент Министерства обороны для проведения антикоррупционной экспертизы в соответствии с настоящим Порядком.

7. Срок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) - не более 10 дней со дня поступления в Правовой департамент Министерства обороны.

8. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом Правовым департаментом Министерства обороны при проведении антикоррупционной экспертизы (далее - заключение).

9. Заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом военного управления - разработчиком нормативного правового акта или должностным лицом*(5).

10. Для проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта орган военного управления - разработчик нормативного правового акта обеспечивает его размещение в течение рабочего дня, соответствующего дню его направления на правовую экспертизу в Правовой департамент Министерства обороны, через Управление пресс-службы и информации Министерства обороны на официальном сайте Министерства обороны в сети Интернет с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, кроме размещения проектов нормативных правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

11. При размещении проектов нормативных правовых актов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы на сайте Министерства обороны в сети Интернет указывается электронный адрес, как правило, органа военного управления - разработчика нормативного правового акта для направления заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

12. При внесении в текст проекта нормативного правового акта существенных изменений он подлежит повторному размещению на официальном сайте Министерства обороны в сети Интернет.

13. Заключение, составленное по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению в 30-дневный срок со дня его получения Министерством обороны. По результатам рассмотрения заключения гражданину или организации, проводившим независимую антикоррупционную экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствуют предложения о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов*(6).

 

_____________________________

*(1) Далее в тексте настоящего Порядка, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны; нормативные правовые акты Министерства обороны Российской Федерации - нормативными правовыми актами; проекты нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации - проектами нормативных правовых актов.

*(2) Часть 2 статьи 1 Закона.

*(3) Пункт 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением (далее - Методика).

*(4) Пункт 4 Методики.

*(5) Часть 5 статьи 4 Закона.

*(6) Часть 3 статьи 5 Закона.