См. текст Инструкции в актуальной редакции
Инструкция
электромеханику пассажирского поезда международного сообщения
(утв. на пятьдесят втором заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества
(Юрмала, 13-14 мая 2010 г.)
Инструкция введена в действие с 1 января 2011 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция электромеханику пассажирского поезда международного сообщения (далее - Инструкция) определяет права и обязанности по техническому обслуживанию пассажирских вагонов (далее - вагоны) пассажирских поездов (далее - поезда) международного сообщения между государствами, участвующими в работе Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества.
1.2. На работу электромехаником могут назначаться квалифицированные специалисты, ранее работавшие не менее одного года по одной из следующих специальностей: слесарь по ремонту вагонов, слесарь - электрик или проводник пассажирского вагона.
На работу электромехаником скоростного пассажирского поезда назначаются квалифицированные специалисты, имеющие стаж работы по специальности не менее двух лет после сдачи экзаменов квалификационной комиссии, утвержденной руководителем предприятия, отвечающего за пассажирское хозяйство.
1.3. Лица, принимаемые на работу электромехаником, проходят медицинскую комиссию в порядке, установленном на предприятии.
1.4. Электромеханик при исполнении своих рабочих обязанностей должен руководствоваться требованиями:
настоящей Инструкции;
Правил технической эксплуатации железных дорог;
Правил пользования пассажирскими вагонами в международном сообщении (ПППВ);
Инструкции по сигнализации на железных дорогах;
Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах;
Правил устройства электроустановок (ПУЭ), Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (ПТБ), правил техники безопасности на железнодорожном транспорте в установленном для электромехаников объеме;
Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов;
Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте;
Инструкции по техническому обслуживанию пассажирских вагонов;
Инструкции по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного состава и организации движения на участках обращения скоростных пассажирских поездов;
Инструкции по техническому обслуживанию оборудования пассажирских вагонов магистральных железных дорог;
Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов);
Инструкции для начальника пассажирского поезда в межгосударственном сообщении;
Инструкции по эксплуатации электрического и комбинированного отопления вагонов пассажирских и почтово-багажных поездов и других нормативных правовых и иных актов, относящихся к деятельности электромеханика.
1.5. Электромеханикам, прошедшим теоретическую и практическую подготовку по данной профессии и сдавшим экзамены, присваивается соответствующая квалификационная группа по электробезопасности.
1.6. Электромеханик подчиняется непосредственно руководителю поездных электромехаников предприятия, а в пути следования - начальнику пассажирского поезда; при отсутствии начальника поезда электромеханик имеет право исполнять его обязанности. Электромеханик осуществляет также контроль за эксплуатацией вагонного оборудования проводниками пассажирских вагонов, работниками вагонов-клубов, вагонов технической пропаганды, вагонов с видеосалонами, вагонов с кафе-буфетом, вагонов-ресторанов, почтовых и других вагонов, следующих в составе пассажирского поезда и, при необходимости, оказывает им техническую помощь в эксплуатации вагонного оборудования.
1.7. Режим работы и отдыха для электромехаников в рейсе регламентируется графиком работы и отдыха, разрабатываемым на каждый поезд применительно к местным условиям.
1.8. При следовании многогруппных составов поездов различных железнодорожных администраций (железных дорог) обязанности электромеханика по техническому обслуживанию распространяются на все вагоны данного поезда.
2. Обязанности электромеханика при подготовке состава в рейс
2.1. Электромеханик должен прибыть на работу в установленное руководителем предприятия время.
2.2. По выходу на работу электромеханик должен получить инструктаж, ознакомиться с новыми нормативными, правовыми и иными актами и расписаться в соответствующем журнале. Получить рейсовый лист, форма которого приведена в Приложении N 1 к настоящей Инструкции, маршрутный лист, комплект инструмента, измерительных приборов и необходимых запасных частей согласно Приложению N 2 к настоящей Инструкции, перчатки диэлектрические, а также ключ отопления поезда.
2.3. Ознакомившись с объемом ремонта и техническим состоянием вагонов состава по записям в Журналах приемки, сдачи и технического состояния оборудования пассажирского вагона установленной на предприятии формы (или формы ВУ-8) или в рейсовом листе, электромеханик приступает к осмотру состава и контролю проведения технического обслуживания вагонов в объеме ТО-1.
При осмотре вагонов в составе проверяются комплектация и исправность:
а) электрооборудования, в том числе высоковольтного;
б) электроотопительных и электроизмерительных приборов;
в) установки кондиционирования воздуха и принудительной вентиляции;
г) ручного тормоза и переходных площадок;
д) системы отопления (в отопительный период) и водоснабжения;
е) приводов генераторов;
ж) установок пожарной сигнализации (УПС), пожаротушения; сигнализации системы контроля замыкания проводов на корпус вагона;
з) огнетушителя самосрабатывающего порошкового в пульте управления электрооборудованием;
и) оборудования кухонной плиты вагонов-ресторанов;
к) охладителя питьевой воды, бытовых холодильников;
л) системы контроля нагрева букс (СКНБ);
м) внутреннего оборудования.
2.4. При обнаружении в процессе проверки неисправностей электромеханик подает заявку с перечнем неисправностей старшим или сменным мастерам соответствующих подразделений.
2.5. Запрещается принимать вагоны при наличии в них неисправного электрооборудования, системы кондиционирования воздуха и вентиляции, системы контроля нагрева букс (СКНБ), установки пожарной сигнализации, привода вагонного генератора, разряженной батареи, неисправных или отсутствующих межвагонных электрических соединений, при утечке тока на корпус вагона, с неработающими холодильниками, без приводных ремней привода генератора и другими неисправностями, угрожающими безопасности движения или пожарной безопасности, а также без первичных средств пожаротушения и самосрабатывающих порошковых огнетушителей.
2.6. При комиссионной приемке пассажирского поезда электромеханик совместно с мастерами (бригадирами) или старшими осмотрщиками производит контрольную проверку пассажирских вагонов.
При этом проверяют:
а) визуально состояние пультов управления, распределительных щитов (с лицевой и монтажных сторон), панелей автоматики, регуляторов, потребителей электроэнергии вагона, пакетных переключателей, тумблеров и автоматических выключателей;
б) состояние изоляции вагонных электрических цепей по сигнальным лампам или светодиодам системы контроля замыкания проводов на корпус вагона;
в) выборочно соответствие номиналов плавких вставок предохранителей величинам, указанным на пульте управления или распределительном щите и на электрической схеме;
г) наличие пломб на аппаратах регулирования, защиты, регулировочных резисторах и другого оборудования, где пломбирование предусмотрено конструкцией аппарата или оговорено в эксплуатационной документации; аппараты с нарушенной или отсутствующей пломбой считаются неисправными и должны быть заменены или проверены на соответствующих стендах;
д) степень зарядки аккумуляторных батарей проверяется под нагрузкой;
е) работоспособность вентиляционных агрегатов и системы кондиционирования воздуха на доступных во время стоянки вагона режимах;
ж) исправность сигнальных хвостовых фонарей, аварийного освещения и освещения вагона.
2.7. При контрольной проверке подвагонного оборудования проверяется состояние узлов генераторов, их подвешивания и приводов.
2.8. У клиноременного привода проверяется наличие полного комплекта ремней, степень их натяжения.
2.9. У редукторно-карданных приводов всех типов (в том числе ТРКП и ТК-2) проверяют отсутствие утечки масла, надежность крепления редуктора, карданного вала к фланцам редуктора и генератора, а также крепление предохранительных скоб.
2.10. При осмотре батарейных и аппаратных ящиков, проверяют плотность закрывания крышек, цельность прокладок, исправность замков, дефлекторов вентиляции и клапанов взрывобезопасности.
2.11. Проверяют работу электрооборудования холодильных агрегатов установок кондиционирования воздуха холодильных шкафов и технологического оборудования вагонов с кафе-буфетами и вагонов-ресторанов (в доступных во время стоянки режимах).
2.12. Электрооборудование высокого напряжения осматривают при отсутствии на нем напряжения. Электромеханик проверяет межвагонные соединения головного и хвостового вагонов, наличие и исправность заземляющих устройств и работу автоматики управления. Он должен присутствовать при измерении сопротивления изоляции вагонной магистрали и подключении ее под напряжение от стационарного пункта отопления поездов или электровоза согласно Инструкции по эксплуатации электрического и комбинированного отопления вагонов пассажирских и почтово-багажных поездов.
2.13. После проведения комиссионной приемки состава предприятия приписки вагонов электромеханик проверяет выполнение работ по устранению обнаруженных комиссией недостатков по записям в журнале установленной на предприятии формы (или формы ВУ-8), где должны быть подписи работников, выполнивших ремонт.
2.14. Электромеханик обязан следить за подготовкой вагонов под посадку пассажиров. До начала посадки в вагонах должны быть обеспечены требуемый температурный режим и освещение в ночное время.
2.15. До отправления поезда с пункта формирования или оборота электромеханик обязан лично убедиться в исправности хвостовых сигнальных фонарей.
3. Обязанности электромеханика в пути следования поезда
3.1. После отправления поезда в рейс с пассажирской станции пункта формирования или оборота, электромеханик контролирует работу электрооборудования:
а) проверяет исправность хвостовых сигнальных фонарей на хвостовом вагоне;
б) осматривает электрооборудование внутри вагона и на наружной стороне щитов и пультов управления;
в) контролирует записи показаний электроизмерительных приборов в рейсовом листе;
г) проверяет работу цепей потребителей электроэнергии, сигнализации нагрева роликовых букс и установок пожарной сигнализации;
д) проверяет состояние изоляции электрооборудования по сигнализации замыкания на корпус;
е) контролирует работу электрооборудования высокого напряжения;
ж) проводит дополнительный инструктаж проводников вагонов по особенностям эксплуатации конкретного типа вагонов непосредственно на рабочем месте проводника.
3.2. После 3-4 часов движения пассажирского поезда с пункта формирования или оборота электромеханик должен проверить показания электроизмерительных приборов и записать в рейсовом листе электромеханика ток заряда аккумуляторной батареи, напряжение генератора и сети освещения каждого пассажирского вагона поезда.
3.3. Контроль за работой электрооборудования вагонов с записью показаний электроизмерительных приборов производится в пути следования не реже, чем три раза в сутки.
3.4. При срабатывании предохранителя в цепи генератора, аккумуляторной батареи или любого потребителя электромеханик выявляет причину срабатывания, устраняет ее, заменяет плавкую вставку предохранителя и проверяет работу электрооборудования вагона. При выполнении работ электромеханик обязан соблюдать требования техники безопасности при работе в электроустановках без снятия напряжения. Если отказы в пути следования устранить невозможно, на ближайшей остановке поезда потребители электроэнергии переключают на электроснабжение от соседнего исправного вагона.
При переходе не электроснабжение пассажирского вагона (не более одного) от исправного соседнего вагона, электромеханик обязан сначала убедиться в полной исправности электрооборудования вагона, от которого предполагается брать электроэнергию. При отсутствии плюсовых утечек тока на корпус в обоих вагонах подключить межвагонные соединения и включить пакетные выключатели на щитах или пультах обоих вагонов соответственно "Подача и магистраль" и "Прием из магистрали". После этого не менее 15 минут следует осуществлять непрерывный контроль за работой электрооборудования обоих вагонов.
Перевод цепей потребителей электроэнергии на питание от другого пассажирского вагона оформляют актом произвольной формы за подписями начальника поезда, электромеханика, проводника, начальника или заместителя начальника почтового вагона аварийного и исправного.
На вагонах без аварийной осветительной магистрали в случае отказа системы электроснабжения и невозможности восстановления ее работоспособности, электромеханик ставит об этом в известность начальника поезда.
3.5. Сработавший аппарат токовой защиты в цепи какого-либо потребителя электроэнергии электромеханик восстанавливает после проверки цепи. Обнаруженные дефекты устраняются. В случае повторного срабатывания аппарата токовой защиты цепь потребителей электроэнергии отключается от системы электроснабжения до выяснения причины отказа в пункте формирования или оборота.
3.6. Работоспособность цепей потребителей электроэнергии проверяют в движении вагона путем включения их с пульта управления электрооборудованием вагона и наблюдения за показаниями электроизмерительных приборов и сигнализации.
3.7. Электромеханик участвует в осмотре подвагонного оборудования, производимого работниками пунктов технического обслуживания (ПТО). На промежуточных станциях электромеханик выясняет причины посторонних шумов или стуков, возникающих при движении поезда. Проверяет крепление генератора, привод генератора, ящики с электрооборудованием, состояние клеммных коробок, кабелей, разъемных соединений, крепление термодатчиков на буксах, дефлекторов аккумуляторных ящиков. При обнаружении отказов оборудования, расположенного под вагоном, или неудовлетворительного состояния его предохранительных устройств, принимает меры по обеспечению безопасности движения силами поездной бригады (на промежуточных станциях) или совместно с работниками ПТО.
3.8. При показаниях системы контроля замыкания проводов на корпус вагона, указывающих на снижение сопротивления изоляции в электрических цепях вагона, электромеханик на остановках должен определить цепи с пониженным сопротивлением изоляции и места нарушения изоляции в них.
Если выявить причину снижения сопротивления изоляции электрической цепи во время рейса невозможно, цепь отключают.
В скоростном поезде при срабатывании СКНБ или при обнаружении другой неисправности вагона, угрожающей безопасности движения поездов или жизни пассажиров, электромеханик должен немедленно сообщить об этом начальнику поезда, который по радиосвязи передаст машинисту локомотива сообщение о необходимости немедленной остановки поезда. Если передать такое сообщение машинисту локомотива не представляется возможным, поезд должен быть остановлен стоп-краном.
Во всех случаях при отказе системы контроля нагрева букс электромеханик дает указание проводникам вагонов на остановках поезда проверять нагрев букс в соответствии с Инструкцией для проводника пассажирского вагона межгосударственного сообщения.
3.9. В случае остановки поезда после срабатывания системы контроля нагрева букс электромеханик и начальник поезда должны лично проверить температуру букс с использованием прибора бесконтактного контроля температуры и (или) на ощупь.
При значительном нагреве буксы электромеханик, начальник поезда и машинист локомотива устанавливают безопасный режим движения до ближайшей станции или ПТО, где колесную пару заменяют.
При отказе термодатчика (обрыв) СКНБ допускается дальнейшее движение вагона с контрольным замером температуры нагрева букс на стоянках поезда свыше 10 минут.
При отказе цепи какого-либо пожарного извещателя (блок управления сигнализирует о пожаре или неисправности) допускается временно эксплуатировать установку с отключенной акустической сигнализацией с записью в журнале установленной формы. В этом случае необходимо систематически проверять помещение и состояние оборудования в месте расположения отказавшего пожарного извещателя.
3.10. Во время проверки работы электрического оборудования главный пакетный переключатель режимов системы электроснабжения запрещается устанавливать в нулевое положение, так как системы контроля нагрева роликовых букс, установка пожарной сигнализации, цепи автоматики, сигнализация в этом случае оказываются отключенными.
3.11. В случае возникновения возгорания или пожара в пассажирском вагоне электромеханик должен действовать согласно Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов и совместно с начальником поезда принимать участие в эвакуации пассажиров и тушении пожара.
3.12. В пути следования поезда, при осмотрах составов поездов, сменах локомотивов, а также в пункте оборота и формирования электромеханик совместно с локомотивной бригадой или работниками указанных пунктов подключает высоковольтные соединения к локомотиву. При постановке состава под электроотопление на станции от стационарного пункта высоковольтного энергоснабжения электромеханик подключает и отключает высоковольтную магистраль согласно местной инструкции.
3.13. В случае возникновения неисправности электрооборудования, которую невозможно устранить в пути следования, электромеханик установленным порядком должен подать заявку на проведение ремонта в депо (на участке) пункта оборота или формирования.
3.14. В случае обнаружения работниками ПТО на промежуточных станциях или в пунктах оборота неисправностей, требующих замены колесных пар или демонтажа редукторно-карданного привода, составляется Акт формы Приложения N 3 к настоящей Инструкции (подписанный работником ПТО, начальником поезда или электромехаником) с указанием неисправности; при этом демонтированные детали редукторно-карданного привода доставляются в пункт формирования пассажирского поезда.
3.15. Электромеханику в пути следования запрещается:
а) производить ремонт электрооборудования при наличии напряжения в ремонтируемой цепи;
б) использовать нетиповые плавкие вставки, устанавливать в предохранители плавкие вставки, не соответствующие номинальным значениям защищаемой цепи;
в) работать с оборудованием, расположенным под вагоном, на неогражденном составе;
г) прокладывать временные кабели (провода) как внутри вагона, так и из вагона в вагон;
д) на электрифицированных участках пути подниматься на крышу вагона.
4. Обязанности электромеханика по прибытии поезда в пункт оборота
4.1. По прибытии поезда в пункт оборота электромеханик обязан проверить техническое состояние подвагонного электрооборудования. Обязан выявить причину неисправности, возникшей в пути следования, сделать соответствующую запись в рейсовом листе и журнале установленной на предприятии формы (или формы ВУ-8) об устранении неисправности.
На неисправности вагонов, которые электромеханик не смог устранить самостоятельно, должна быть подана заявка на ПТО пассажирской станции оборота.
Копия заявки, остающейся у начальника поезда, должна быть подписана лицом, принявшим заявку на ремонт.
Электромеханик совместно с работниками ПТО принимает участие в устранении неисправностей.
4.2. После выполнения заявочного ремонта электромеханик должен проверить качество выполненных работ и известить начальника поезда о готовности состава для дальнейшего следования.
5. Обязанности электромеханика по прибытии поезда в пункт формирования
По возвращении поезда в пункт формирования электромеханик обязан:
а) сдать состав мастеру или старшему осмотрщику соответствующих ремонтных подразделений;
б) передать работникам, отвечающим за подготовку пассажирских вагонов в рейс, заявку на ремонт.
6. Дополнительные обязанности электромеханика
6.1. В случае отсутствия начальника поезда, на железнодорожных станциях, где не предусмотрены осмотрщики вагонов, и на перегонах по указанию машиниста локомотива, переданному по радиосвязи, электромеханик организует и контролирует выполнение опробования тормозов.
6.2. В случае обслуживания поездного локомотива одним машинистом, при вынужденной остановке поезда, в том числе, при разъединении (саморасцеплении) вагонов поезда, по указанию машиниста локомотива, переданному по радиосвязи, принимает участие в закреплении и ограждении поезда, проверке состояния сцепных приборов у разъединившихся вагонов, замене тормозных рукавов.
7. Права электромеханика
Электромеханик имеет право:
7.1. Требовать от работников поездной бригады: (проводников вагонов, в т.ч. вагона-видеосалона, вагона-салона, проводника-электромонтера почтового вагона, багажного вагона; директора вагона-ресторана, заведующего кафе-буфетом) выполнения правил пожарной безопасности;
7.2. Давать указания работникам, упомянутым в подпункте 7.1, в части правильной эксплуатации и исправного содержания электрического и холодильного оборудования, оборудования установки пожарной сигнализации (УПС), привода вагонного генератора, системы контроля нагрева букс (СКНБ), внутреннего оборудования, системы отопления и водоснабжения и другого оборудования вагонов.
7.3. Требовать от работников пункта формирования, отвечающих за подготовку состава в рейс, проведения технического обслуживания ТО-1 в соответствии с положениями инструкций по техническому обслуживанию оборудования вагонов.
7.4. Проверять устранение неисправностей на вагонах в пункте оборота, пограничных станциях в соответствии с разделом 4 настоящей Инструкции;
7.5. При необходимости разъяснять пассажирам, как пользоваться выключателями, переключателями, регуляторами громкости, дверными замками купе и другим оборудованием вагона.
8. Ответственность электромеханика
Электромеханик несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение положений настоящей Инструкции, Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта и других нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.