Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 2012 г. N 909н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям по профилю "анестезиология и реаниматология" (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 2012 г. N 909н
"Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям по профилю "анестезиология и реаниматология"

С изменениями и дополнениями от:

9 июля 2013 г.

 

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446) приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок оказания медицинской помощи детям по профилю "анестезиология и реаниматология".

 

Министр

В.И. Скворцова

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 декабря 2012 г.

Регистрационный N 26514

 

Порядок
оказания медицинской помощи детям по профилю "анестезиология и реаниматология"
(утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 2012 г. N 909н)

С изменениями и дополнениями от:

9 июля 2013 г.

ГАРАНТ:

О порядках оказания медицинской помощи населению РФ см. справку

1. Настоящий Порядок устанавливает правила оказания медицинской помощи детям по профилю "анестезиология и реаниматология" в медицинских организациях.

2. Медицинская помощь детям по профилю "анестезиология и реаниматология" включает:

профилактику и лечение боли;

поддержание и (или) искусственное замещение обратимо нарушенных функций жизненно важных органов и систем при состояниях, угрожающих жизни детей;

проведение лечебных и диагностических мероприятий детям во время анестезии, реанимации и интенсивной терапии;

лабораторный и функциональный мониторинг за адекватностью анестезии и (или) интенсивной терапии;

наблюдение за состоянием детей в пред- и посленаркозном периодах и определение их продолжительности;

лечение заболевания, вызвавшего развитие критического состояния;

отбор детей, подлежащих лечению в подразделении медицинской организации, оказывающем медицинскую помощь детям, перевод их в отделения по профилю заболевания или в палаты интенсивного наблюдения после стабилизации функций жизненно важных органов.

3. Медицинская помощь детям по профилю "анестезиология и реаниматология" оказывается в плановой или экстренной форме в виде скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи.

4. В рамках скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи медицинская помощь детям оказывается в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2004 г. N 179 "Об утверждении Порядка оказания скорой медицинской помощи" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 ноября 2004 г., регистрационный N 6136) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 586н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 августа 2010 г., регистрационный N 18289), от 15 марта 2011 г. N 202н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 апреля 2011 г., регистрационный N 20390) и от 30 января 2012 г. N 65н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2012 г., регистрационный N 23472).

5. В случае необходимости медицинская эвакуация (санитарно-авиационная и санитарная) детей осуществляется с поддержанием их основных жизненно важных функций.

6. Бригада скорой медицинской помощи доставляет детей в медицинскую организацию, имеющую в своей структуре центр анестезиологии-реанимации, отделение анестезиологии-реанимации или блок (палату) реанимации и интенсивной терапии, организованный по профилям заболеваний, созданные для проведения интенсивного лечения и наблюдения детей и обеспечивающие круглосуточное медицинское наблюдение и лечение детей, а при их отсутствии - в медицинскую организацию, имеющую в своем составе отделение анестезиологии-реанимации или блок (палату) реанимации и интенсивной терапии, обеспечивающие круглосуточное медицинское наблюдение и лечение взрослого населения.

7. В рамках первичной медико-санитарной помощи медицинская помощь детям по профилю "анестезиология и реаниматология" включает проведение обезболивания, первичной сердечно-легочной реанимации и мероприятий, направленных на устранение угрожающих жизни ребенка заболеваний и (или) состояний, и осуществляется медицинскими работниками медицинских организаций (в том числе медицинскими работниками со средним медицинским образованием).

8. Медицинская помощь детям по профилю "анестезиология и реаниматология" оказывается группами анестезиологии-реанимации, отделениями анестезиологии-реанимации, центрами анестезиологии-реанимации в соответствии с приложениями N 1 - 9 к настоящему Порядку.

9. В медицинских организациях, оказывающих круглосуточную медицинскую помощь детям по профилю "анестезиология и реаниматология", в составе приемного отделения организуются противошоковые палаты.

10. В медицинских организациях, в том числе в дневных стационарах, оказывающих медицинскую помощь детям по профилю "анестезиология и реаниматология", организовываются:

преднаркозная палата - помещение для подготовки и введения детей в анестезию;

палата пробуждения - помещение для выведения детей из анестезии и наблюдения за ними.

При невозможности выделения отдельных помещений палаты объединяют.

Места в преднаркозной палате и палате пробуждения оборудуются из расчета 2 койки на один хирургический стол, но не более 12 коек на операционный блок медицинской организации.

11. Дети с целью определения операционно-анестезиологического риска, для выбора метода анестезии и проведения предоперационной подготовки осматриваются врачом-анестезиологом-реаниматологом перед плановым хирургическим вмешательством не позднее чем за сутки до предполагаемой операции, а в случае экстренного вмешательства - сразу после принятия решения о необходимости его выполнении. При необходимости дети направляются на дополнительное обследование.

Перед проведением анестезии дети повторно осматриваются врачом-анестезиологом-реаниматологом.

Результаты осмотров оформляются врачом-анестезиологом-реаниматологом в виде заключения, которое вносится в медицинскую документацию детей.

12. Во время проведения анестезии врачом-анестезиологом-реаниматологом заполняется анестезиологическая карта. После окончания проведения анестезии оформляется протокол анестезии, в котором отражается течение, особенности и осложнения анестезии, состояние детей на момент перевода их в отделение по профилю заболевания медицинской организации. Анестезиологическая карта и протокол анестезии вносятся в медицинскую документацию детей.

13. После хирургического вмешательства дети помещаются в палату пробуждения, где они находятся до 4 часов. В анестезиологической карте отражается течение периода пробуждения. Из палаты пробуждения дети переводятся в отделение по профилю заболевания или при наличии медицинских показаний в отделение анестезиологии-реанимации.

14. Перевод детей в отделение анестезиологии-реанимации для проведения дальнейшего лечения осуществляется по согласованию с руководителем отделения или лицом, его замещающим. Транспортировка детей осуществляется медицинскими работниками профильного отделения в сопровождении врача-анестезиолога-реаниматолога.

Лечение детей в отделении анестезиологии-реанимации осуществляет врач-анестезиолог-реаниматолог. Осмотры детей врачом-анестезиологом-реаниматологом осуществляются не реже 4 раз в сутки. Данные осмотров, заключений, результатов проводимых исследований и лечебных мероприятий вносятся в медицинскую документацию детей.

Врач-специалист по профилю заболевания детей, осуществляющий лечение или оперировавший их до перевода в отделение анестезиологии-реанимации, ежедневно осматривает детей и выполняет лечебно-диагностические мероприятия.

В случаях изменения состояния детей осуществляется запись в медицинской документации врачом-анестезиологом-реаниматологом с подробным описанием ситуации, с указанием времени происшествия и проведенных мероприятий.

При проведении наблюдения и лечения детей в отделении анестезиологии-реанимации оформляется карта интенсивной терапии, в которой отражаются основные физиологические показатели и сведения, связанные с проведением лечения.

15. При наличии медицинских показаний лечение детей проводят с привлечением врачей-специалистов. Обоснование необходимых консультаций врачей-специалистов, а также заключение о проведенных консультациях вносятся в медицинскую документацию детей.

16. Решение о переводе детей из отделения анестезиологии-реанимации в отделение по профилю заболевания принимает руководитель этого отделения или лицо, его замещающее, совместно с лечащим врачом и (или) руководителем отделения по профилю заболевания. Транспортировка детей из отделений анестезиологии-реанимации в отделения по профилю заболевания осуществляется медицинскими работниками отделений по профилю заболевания.

17. Число коек для оказания медицинской помощи детям по профилю "анестезиология и реаниматология" устанавливается руководителем медицинской организации исходя из потребности, обусловленной видами и объемом оказываемой медицинской помощи, и составляет не менее 5 % от общего коечного фонда медицинской организации.

18. Исключен.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 18

19. В случае проведения медицинских манипуляций, связанных с оказанием медицинской помощи детям по профилю "анестезиология и реаниматология", которые могут повлечь возникновение болевых ощущений, такие манипуляции проводятся с обезболиванием.

Приложение N 1
к Порядку

 

Правила
организации деятельности группы анестезиологии-реанимации

 

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности группы анестезиологии-реанимации медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь детям, требующую применения анестезии (далее - медицинские организации).

2. Группа анестезиологии-реанимации (далее - Группа) является структурным подразделением медицинской организации и функционирует в плановой и экстренной формах вне круглосуточного графика работы для проведения анестезии детям с I - II степенью операционно-анестезиологического риска и при состояниях, угрожающих жизни ребенка.

3. В медицинских организациях, имеющих Группу, в составе одного из профильных отделений организуется палата для кратковременного (в пределах рабочего дня) интенсивного наблюдения и лечения детей.

4. Группу возглавляет заведующий, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем медицинской организации.

На должность заведующего Группой назначается специалист, соответствующий требованиям, предъявляемым Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1644н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 апреля 2012 г., регистрационный N 23879), по специальности "анестезиология-реаниматология".

5. На должность врача-анестезиолога-рениматолога Группы назначается специалист, соответствующий требованиям, предъявляемым Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н, по специальности "анестезиология-реаниматология".

6. Штатная численность Группы устанавливается руководителем медицинской организации исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы, коечной мощности медицинской организации и с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением N 2 к Порядку оказания медицинской помощи детям по профилю "анестезиология и реаниматология".

7. Группа оснащается в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением N 3 к Порядку оказания медицинской помощи детям по профилю "анестезиология и реаниматология".

8. Группа выполняет следующие функции:

осуществление мероприятий по подготовке и проведению анестезии детям при операциях, перевязках и (или) диагностических и (или) лечебных манипуляциях;

осуществление наблюдения за состоянием ребенка после окончания анестезии до восстановления и стабилизации жизненно важных систем организма;

проведение мероприятий по восстановлению и поддержанию нарушенных жизненно важных функций организма, возникших у детей в профильных отделениях медицинской организации;

оказание консультативной помощи врачам медицинской организации по вопросам медицинской помощи детям по профилю "анестезиология и реаниматология".

9. Невозможность оказания медицинской помощи детям по профилю "анестезиология и реаниматология" силами Группы является основанием для перевода детей в структурное подразделение медицинской организации, оказывающее круглосуточную медицинскую помощь детям по профилю "анестезиология и реаниматология", или при отсутствии такового в медицинскую организацию, имеющую в своем составе такое подразделение.

Приложение N 2
к Порядку

 

Рекомендуемые штатные нормативы группы анестезиологии-реанимации

ГАРАНТ:

См. справку о нормах труда

N п/п

Наименование должности

Количество штатных единиц

1.

Заведующий группой - врач-анестезиолог-реаниматолог

При штатной численности врачей-анестезиологов-реаниматологов:

от 3 до 7 - на одного из них возлагаются обязанности заведующего;

от 8 до 12 - 0,5;

свыше 12 - 1

2.

Врач-анестезиолог-реаниматолог

1 на 1 рабочее место врача-анестезиолога-реаниматолога в хирургическом, травматологическом, эндоскопическом, стоматологическом, рентгено-ангиохирургическом кабинете или отделении, кабинете или отделении литотрипсии, кабинете или отделении магнитно-резонансной томографии, кабинете или отделении компьютерной томографии;

1 для оказания консультативной помощи в амбулаторных условиях в дневном стационаре;

1 на 3 места в преднаркозной палате и палате пробуждения (места учитываются вместе)

3.

Старшая медицинская сестра

1 на 1 должность заведующего группой - врача-анестезиолога-реаниматолога

4.

Медицинская сестра -анестезист

1,5 на 1 должность врача-анестезиолога-реаниматолога

5.

Санитар

1 на 3 места в преднаркозной палате и палате пробуждения (места учитываются вместе)

6.

Сестра-хозяйка

1 на 1 должность заведующего группой - врача-анестезиолога-реаниматолога

 

Примечания:

1. При работе в две смены количество штатных единиц удваивается.

2. Рекомендуемые штатные нормативы группы анестезиологии-реанимации не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения.

 

Приложение N 3
к Порядку

 

Стандарт
оснащения группы анестезиологии-реанимации*

 

N п\п

Наименование оборудования (оснащения)

Количество для преднаркозной палаты и палаты пробуждения, шт., комплекты

Количество для рабочего места врача-анестезиолога-реаниматолога, шт.

1.

Аппарат наркозный (полуоткрытый и полузакрытый контуры) с дыхательным автоматом, волюметром, монитором концентрации кислорода и герметичности дыхательного контура (не менее одного испарителя для ингаляционных анестетиков)

1 на 3 рабочих места врача-анестезиолога-реаниматолога

1

2.

Аппарат искусственной вентиляции легких транспортный педиатрический с мониторированием дыхательного и минутного объема дыхания, давления в контуре аппарата

2 на 3 рабочих места врача-анестезиолога-реаниматолога

1 на операционный блок медицинской организации

3.

Дыхательный мешок для ручной искусственной вентиляции легких педиатрический

1 на 1 рабочее место врача-анестезиолога-реаниматолога

1

4.

Электроотсос (вакуумный отсос)

1 на 1 рабочее место врача-анестезиолога-реаниматолога

1

5.

Монитор пациента на 5 регистрируемых параметров (пульсоксиметрия, неинвазивное артериальное давление, электрокардиография с регистрацией частоты сердечных сокращений, частоты дыхания и температуры тела)

2 на 3 рабочих места врача-анестезиолога-реаниматолога

1

6.

Пульсоксиметр

1 на 3 рабочих места врача-анестезиолога-реаниматолога

-

7.

Ларингоскоп волоконно-оптический с набором клинков Миллера (прямых) N 1-4 и Макинтоша (изогнутых) N 1-3

1

1

8.

Ларингеальные маски педиатрические

1

1

9.

Дефибриллятор

1

1 на 3 рабочих места врача-анестезиолога-реаниматолога

10.

Автоматический анализатор газов крови, кислотно-щелочного состояния, электролитов, глюкозы

1 на палату пробуждения или операционный блок медицинской организации

11.

Набор для эпидуральной анестезии

по потребности, но не менее 2 на 1 операционный блок медицинской организации

-

12.

Комплект эндотрахеальных трубок N 3,0-7,0

по потребности на 1 операционный блок медицинской организации

-

13.

Набор для катетеризации центральной вены

по потребности, но не менее 2 на 1 операционный блок медицинской организации

-

14.

Расходные материалы для проведения кислородотерапии (носовые канюли, маски, шланги подачи дыхательной смеси для аппаратов искусственной вентиляции легких)

по требованию

по требованию

15.

Электроды, манжеты для измерения давления, пульсоксиметрические датчики

по требованию

по требованию

16.

Одноразовые желудочные зонды, катетеры для аспирации из верхних дыхательных путей, мочевые катетеры

по требованию

по требованию

17.

Дозаторы для жидкого мыла, средств дезинфекции

по требованию

по требованию

18.

Транспортная тележка для пациента

1

1 на 1 операционный блок медицинской организации

19.

Аппарат для измерения артериального давления неинвазивным способом (сфигмоманометр) с набором педиатрических манжет

1 на 1 рабочее место врача-анестезиолога-реаниматолога

1

 

*При отсутствии в операционном блоке системы централизованного снабжения медицинскими газами и вакуумом операционный блок оснащается концентраторами кислорода с функцией сжатого воздуха и вакуума из расчета 1 установка на 1 рабочее место.

 

Приложение N 4
к Порядку

 

Правила
организации деятельности отделения анестезиологии-реанимации

 

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности отделения анестезиологии-реанимации медицинских организаций, оказывающих круглосуточную медицинскую помощь детям по профилю "анестезиология и реаниматология" (далее - медицинские организации).

2. Отделение анестезиологии-реанимации (далее - Отделение) является самостоятельным структурным подразделением медицинской организации.

3. В одной медицинской организации может быть несколько Отделений, которые создаются с преднаркозной палатой и палатой пробуждения; с преднаркозной палатой, палатой пробуждения и палатами для реанимации и интенсивной терапии мощностью до 12 коек; либо с палатами реанимации и интенсивной терапии на 6 и более коек.

4. Отделение возглавляет заведующий, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем медицинской организации, в составе которой создано Отделение.

На должность заведующего Отделением и врача-анестезиолога-реаниматолога Отделения назначаются специалисты, соответствующие требованиям, предъявляемым Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н, по специальности "анестезиология-реаниматология".

5. Структура и штатная численность Отделения устанавливаются руководителем медицинской организации, в составе которой оно создано, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и коечной мощности медицинской организации с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением N 5 к Порядку оказания медицинской помощи детям по профилю "анестезиология и реаниматология", утвержденному настоящим приказом.

6. В структуре Отделения рекомендуется предусматривать:

палаты реанимации и интенсивной терапии;

манипуляционный или процедурный кабинет (палату);

преднаркозные палаты и палаты пробуждения;

экспресс-лабораторию.

7. В Отделении рекомендуется предусматривать:

кабинет заведующего;

помещение для врачей;

кабинет старшей медицинской сестры;

помещение для медицинских работников со средним медицинским образованием;

кабинет сестры-хозяйки;

кабинет для хранения и приготовления молочных смесей (при наличии в отделении палат реанимации и интенсивной терапии);

помещение для санитарной обработки использованного оборудования;

помещение для хранения чистой аппаратуры и оборудования;

помещение для хранения чистого белья;

помещение для временного хранения грязного белья;

туалеты и душевые для медицинских работников;

санитарную комнату для хранения санитарного оборудования, моечных средств и инвентаря.

8. Отделение оснащается оборудованием в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением N 6 к Порядку оказания анестезиолого-реанимационной медицинской помощи детям, утвержденному настоящим приказом.

9. Отделение выполняет следующие функции:

осуществление комплекса мероприятий по подготовке и проведению анестезии, а также лечению детей с болевым синдромом;

определение показаний для лечения детей в Отделении;

проведение интенсивного наблюдения и интенсивного лечения при угрожающих жизни состояниях у детей, поступающих из структурных подразделений медицинской организации или доставленных в медицинскую организацию;

осуществление рекомендаций по лечению и обследованию детей, переводимых из Отделения в отделения по профилю заболевания медицинской организации на ближайшие сутки;

консультирование врачей-специалистов в отделениях по профилю заболевания медицинской организации по вопросам обследования детей в предоперационном периоде и подготовки их к операции и анестезии, а также по вопросам лечения пациентов при угрозе развития у них критического состояния;

оказание и проведение реанимации детям в профильных подразделениях медицинской организации.

10. Отделение для обеспечения своей деятельности использует возможности лечебно-диагностических и вспомогательных подразделений медицинской организации, в составе которой оно организовано.

Приложение N 5
к Порядку

 

Рекомендуемые штатные нормативы отделения анестезиологии-реанимации*

ГАРАНТ:

См. справку о нормах труда

N п/п

Наименование должности

Количество штатных единиц

1.

Заведующий отделением - врач-анестезиолог-реаниматолог

1

2.

Старшая медицинская сестра

1

3.

Сестра-хозяйка

1

Для работы в преднаркозной палате и палате пробуждения

4.

Врач-анестезиолог-реаниматолог

5,14 на 3 койки

5.

Медицинская сестра - анестезист

5,14 на 3 койки

6.

Санитар

4,75 на 3 койки

Для обеспечения работы при проведении экстренных оперативных вмешательств и манипуляций

7.

Врач-анестезиолог-реаниматолог

5,14 на 1 операционный стол

8.

Медицинская сестра - анестезист

10,28 на 1 операционный стол

9.

Санитар

4,75 на 2 операционных стола

Для обеспечения работы при проведении плановых манипуляций и оперативных вмешательств

10.

Врач-анестезиолог-реаниматолог

1 на 1 операционный стол медицинской организации

11.

Медицинская сестра - анестезист

2 на 1 операционный стол медицинской организации

12.

Санитар

1 на 1 операционный стол медицинской организации

Для обеспечения работы палат реанимации и интенсивной терапии

13.

Врач-анестезиолог-реаниматолог

5,14 на 3 койки

14.

Медицинская сестра - анестезист

5,14 на 3 койки

15.

Медицинская сестра палатная (постовая)

5,14 на 2 койки

16.

Медицинский технолог, фельдшер-лаборант (медицинский лабораторный техник), лаборант

4,75 на 6 коек

17.

Санитар

4,75 на 6 коек

 

*При наличии в медицинской организации хирургических, травматологических, эндоскопических, стоматологических, рентгено-ангиохирургических кабинетов или отделений, кабинетов или отделений магнитно-резонансной томографии, кабинетов или отделений компьютерной томографии, кабинетов или отделений литотрипсии число штатных единиц врачей-анестезиологов-реаниматологов и медицинских сестер-анестезистов, осуществляющих анестезию, увеличивается в связи с потребностью.

 

Приложение N 6
к Порядку

 

Стандарт
оснащения отделения анестезиологии-реанимации

 

1. Стандарт оснащения отделения анестезиологии-реанимации с преднаркозной палатой и палатой пробуждения

 

N п/п

Наименование оборудования

Количество для преднаркозной палаты и палаты пробуждения, штук

Количество для рабочего места врача-анестезиолога-реаниматолога*, шт.

1.

Аппарат наркозный (полуоткрытый и полузакрытый контуры) с дыхательным автоматом, волюметром, монитором концентрации кислорода и герметичности дыхательного контура (не менее одного испарителя для ингаляционных анестетиков) с педиатрическим контуром

1 на 3 койки

1 на 2 операционных стола медицинской организации

2.

Аппарат наркозный (полуоткрытый, полузакрытый и закрытый контуры) с дыхательным автоматом, с функцией минимального газотока, газовым и волюметрическим монитором и монитором концентрации ингаляционных анестетиков (не менее двух испарителей для ингаляционных анестетиков) с педиатрическим контуром

-

1 на 2 операционных стола медицинской организации

3.

Аппарат искусственной вентиляции легких транспортный педиатрический (CMV, SIMV, СРАР)

2 на 1 палату пробуждения

1 на 6 операционных столов медицинской организации

4.

Роликовый насос для проведения внутривенных инфузий

2 на 3 койки

1 на 1 операционный стол медицинской организации

5.

Монитор оценки глубины анестезии

-

1 на 3 операционных стола медицинской организации

6.

Пульсоксиметр с набором педиатрических датчиков

1 на 2 койки

-

7.

Монитор оценки глубины нейромышечной проводимости

-

2 на 1 операционный блок медицинской организации

8.

Инфузионный шприцевой насос

1 на 3 койки

2 на 1 операционный стол медицинской организации

9.

Дыхательный мешок для ручной искусственной вентиляции легких объемом 250 мл

2 на 1 палату пробуждения

1 на рабочее место врача-анестезиолога-реаниматолога

10.

Дыхательный мешок для ручной искусственной вентиляции легких объемом 750 мл

2 на 1 палату пробуждения

1 на рабочее место врача-анестезиолога-реаниматолога

11.

Монитор пациента (пульсоксиметрия, неинвазивное артериальное давление, электрокардиография, частота дыхания, температура тела)

1 на 1 койку

1 на 1 рабочее место врача-анестезиолога-реаниматолога

12.

Монитор больного с расширенными возможностями оценки гемодинамики и дыхания: респирограмма, пульсоксиметрия, капнометрия, неинвазивное и инвазивное артериальное давление, температура, электрокардиограмма, анализ ST-сегмента электрокардиограммы, опционно-сердечный выброс

-

1 на 3 операционных стола медицинской организации

13.

Транспортный монитор пациента (пульсоксиметрия, неинвазивное артериальное давление, температура тела, электрокардиография, частота дыхания)

-

2

14.

Комплект педиатрических эндотрахеальных трубок 2,5-7,5 с манжетами и без

1 на 1 палату пробуждения

1 на 1 операционный стол медицинской организации

15.

Ларингоскоп волоконно-оптический с набором клинков Миллера (прямых) N 1-4 и Макинтоша (изогнутых) N 1-3

1 на 1 палату пробуждения

1 на 1 рабочее место врача-анестезиолога-реаниматолога

16.

Электроотсос

1 на 1 койку

1 на 1 рабочее место врача-анестезиолога-реаниматолога

17.

Транспортная тележка для пациента

1 на 2 койки

1 на 1 рабочее место врача-анестезиолога-реаниматолога

18.

Аппарат для измерения артериального давления неинвазивным способом (сфигмоманометр) с набором педиатрических манжет

1 на 2 койки

1 на 1 рабочее место врача-анестезиолога-реаниматолога

19.

Аппарат медицинский универсальный для быстрого размораживания и подогрева плазмы, крови и инфузионных растворов

1

20.

Аппарат медицинский для подогрева крови, кровезаменителей и растворов при инфузионной и трансфузионной терапии

1 на 3 койки

1 на 2 операционных стола медицинской организации

21.

Эндовидеоларингоскоп для трудной интубации

1 на 1 палату пробуждения или 1

22.

Дефибриллятор

1 на 1 палату пробуждения

1

23.

Электрокардиостимулятор

2 на 1 палату пробуждения или 1

24.

Матрац термостабилизирующий

1 на 2 койки

1 на 2 операционных стола медицинской организации

25.

Автоматический анализатор газов крови, кислотно-щелочного состояния, электролитов, глюкозы

1 на 1 палату пробуждения или 1 (при отсутствии палат для реанимации и интенсивной терапии)

26.

Набор для эпидуральной анестезии

по потребности, но не менее 1 на 1 рабочее место врача-анестезиолога-реаниматолога

27.

Комплект ларингеальных масок (педиатрический)

по потребности, но не менее 1 на 1 рабочее место врача-анестезиолога-реаниматолога

28.

Набор для катетеризации центральной вены

по потребности, но не менее 2 на рабочее место врача-анестезиолога-реаниматолога

29.

Аппарат конвекционного обогрева пациентов

1 на койку

1 на 2 операционных стола медицинской организации

30.

Аппарат УЗИ с набором датчиков для проведения контроля катетеризации крупных сосудов и периневральных пространств

1 на 1 палату пробуждения или 1 (при отсутствии палат для реанимации и интенсивной терапии)

 

2. Стандарт оснащения отделения анестезиологии-реанимации с палатами реанимации и интенсивной терапии

 

N п/п

Наименование оборудования

Количество, шт.

1.

Аппарат искусственной вентиляции легких педиатрический с увлажнителем и монитором параметров дыхания

1 на 1 койку

2.

Аппарат искусственной вентиляции легких транспортный, педиатрический (CMV, SIMV, СРАР)

1 на 6 коек

3.

Аппарат для неинвазивной вентиляции легких, педиатрический

1 на 6 коек

4.

Дыхательный мешок для ручной искусственной вентиляции легких педиатрический

1 на 2 койки

5.

Дыхательный мешок для ручной искусственной вентиляции легких неонатальный

1 на 3 койки

6.

Монитор больного: частота дыхания, неинвазивное артериальное давление, пульсоксиметрия, капнометрия, электрокардиограмма, анализ ST-сегмента электрокардиограммы, температура с набором неонатальных и педиатрических датчиков

1 на 6 коек

7.

Монитор больного с расширенными возможностями оценки гемодинамики и дыхания: респирограмма, пульсоксиметрия, капнометрия, неинвазивное и инвазивное артериальное давление, температура, электрокардиограмма, анализ ST-сегмента электрокардиограммы, опционно-сердечный выброс с набором педиатрических датчиков

1 на 6 коек

8.

Монитор пациента (оксиметрия, неинвазивное артериальное давление, электрокардиография, частота дыхания, температура тела) с набором неонатальных и педиатрических датчиков

1 на 2 койки

9.

Транспортный монитор пациента (пульсоксиметрия, неинвазивное артериальное давление, электрокардиография, частота дыхания, температура тела) с набором педиатрических датчиков

1 на 6 коек

10.

Монитор на пациента (неинвазивное артериальное давление, инвазивное артериальное давление - 2 канала, электрокардиография, частота дыхания, температура тела - 2 канала, оксиметрия, капнометрия, сердечный выброс)

1 на 6 коек

11.

Аппарат высокочастотной вентиляции легких

1 на 6 коек

12.

Шприцевой насос

2 на 1 койку

13.

Инфузионный насос

1 на 1 койку

14.

Ларингоскоп с набором педиатрических клинков для интубации трахеи (N 1-3)

1 на 6 коек

15.

Набор для выполнения трудной интубации (эндовидеоларингоскоп/фиброларингобронхоскоп)

1 на 12 коек

16.

Дефибриллятор

1 на 1 палату

17.

Электрокардиограф

1

18.

Транспортируемый рентгеновский аппарат

1

19.

Матрац термостабилизирующий

1 на 2 койки

20.

Матрац противопролежневый

1 на 2 койки

21.

Аппарат для неинвазивной оценки центральной гемодинамики методом допплерографии

1

22.

Автоматический анализатор газов крови, кислотно-щелочного состояния, электролитов, глюкозы, осмолярности

1

23.

Аппарат медицинский для подогрева крови, кровезаменителей и растворов при инфузионной и трансфузионной терапии

1 на 3 койки

24.

Аппарат медицинский универсальный для быстрого размораживания и подогрева плазмы, крови и инфузионных растворов

1

25.

Кровать многофункциональная 3-х секционная с прикроватной тумбочкой

1 на 2 койки

26.

Кювезы или реанимационные столы для новорожденных и недоношенных детей

1 на 2 койки

27.

Стойки для инфузионных систем напольные

1 на 1 койку

28.

Стойки для инфузионных систем с креплением к кровати

1 на 2 койки

29.

Аппарат для измерения артериального давления неинвазивным способом (сфигмоманометр) с набором педиатрических манжет

1 на 6 коек

30.

Транспортный кювез (для учреждений оказывающих медицинскую помощь новорожденным детям)

1

31.

Транспортная тележка для пациентов

1 на 6 коек

32.

Набор для эпидуральной анестезии 18-20G

1

33.

Комплект педиатрических эндотрахеальных трубок 2,5-7,5 с манжетами и без

1 на 6 коек

34.

Наборы для катетеризации центральной вены с однопросветным катетером 20-22G

по потребности

35.

Аппарат УЗИ с набором датчиков для проведения контроля катетеризации крупных сосудов и периневральных пространств

1

36.

Аппарат наркозный (полуоткрытый и полузакрытый контуры) с дыхательным автоматом, волюметром, монитором концентрации кислорода и герметичности дыхательного контура (не менее одного испарителя для ингаляционных анестетиков)

1

37.

Лампы для проведения фототерапии (для учреждений оказывающих медицинскую помощь новорожденным детям)

1 на 3 койки

38.

Наборы для активной аспирации из полостей, дренажи, моче- и калоприемники (неонатальные и педиатрические)

по потребности

39.

Набор зондов и катетеров для санации дыхательных путей, желудочных зондов (неонатальные и педиатрические)

по потребности

40.

Расходные материалы для проведения кислородотерапии (нососые канюли, лицевые маски, шапочки для проведения OРАР, шланги для подвода дыхательной смеси)

по потребности

 

* Рабочее место врача-анестезиолога-реаниматолога должно быть обеспечено кислородом, сжатым воздухом и вакуумом в централизованном или индивидуальном варианте.

 

Приложение N 7
к Порядку

 

Правила
организации деятельности центра анестезиологии-реанимации

 

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности центра анестезиологии-реанимации медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь детям и имеющих в своем составе более одного отделения анестезиологии-реанимации.

2. Центр анестезиологии-реанимации (далее - ЦАР) является структурным подразделением медицинской организации и создается для осуществления консультативной, диагностической и лечебной помощи детям, нуждающимся в оказании медицинской помощи детям по профилю "анестезиология и реаниматология". ЦАР включает все отделения анестезиологии-реанимации медицинской организации и при необходимости осуществления консультативной и эвакуационной помощи одну или несколько выездных бригад.

3. ЦАР возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем медицинской организации, в составе которой он создан.

На должность руководителя ЦАР назначается специалист, соответствующий требованиям, предъявляемым Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н, по специальности "анестезиология-реаниматология".

4. Структура ЦАР и штатная численность медицинских работников устанавливаются руководителем медицинской организации, в составе которой создан ЦАР, исходя из объема лечебно-диагностической работы и с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением N 8 к Порядку оказания медицинской помощи детям по профилю "анестезиология и реаниматология", утвержденному настоящим приказом.

5. В ЦАР рекомендуется предусматривать:

кабинет руководителя ЦАР;

помещение диспетчерской;

помещение для отдыха медицинских работников выездной бригады анестезиологии-реанимации;

помещение для хранения медицинского оборудования;

помещение для хранения чистого белья;

санитарный узел и душевую для медицинских работников.

6. ЦАР оснащается оборудованием в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением N 9 к Порядку оказания медицинской помощи детям по профилю "анестезиология и реаниматология", утвержденному настоящим приказом.

7. ЦАР осуществляет следующие функции:

оказание экстренной и плановой консультативной и лечебной помощи детям, нуждающимся в оказании анестезиолого-реанимационной помощи;

транспортировка детей, находящихся в критическом состоянии, в медицинские организации для оказания специализированной медицинской помощи;

координация деятельности входящих в состав ЦАР структурных подразделений с обеспечением преемственности лечения детей;

оптимизация использования в медицинской организации материально-технического оборудования и лекарственных средств, предназначенных для анестезиолого-реанимационной помощи;

освоение и внедрение в медицинскую практику современных методов диагностики и лечения детей, нуждающихся в оказании анестезиолого-реанимационной помощи;

ведение учетной и отчетной документации и предоставление отчетов о деятельности ЦАР.

8. ЦАР для обеспечения своей деятельности использует возможности лечебно-диагностических и вспомогательных подразделений медицинской организации, в составе которой он создан.

Приложение N 8
к Порядку

 

Рекомендуемые штатные нормативы центра анестезиологии-реанимации*

ГАРАНТ:

См. справку о нормах труда

N п/п

Наименование должности

Количество штатных единиц

1.

Руководитель центра анестезиологии-реанимации - врач-анестезиолог-реаниматолог

1

2.

Врач-анестезиолог-реаниматолог

5,14 (для обеспечения круглосуточного дежурства выездной бригады)

3.

Фельдшер

5,14 (для обеспечения круглосуточного дежурства выездной бригады)

4.

Водитель

4,75 (для обеспечения круглосуточного дежурства выездной бригады)

5.

Санитар

4,75 (для обеспечения круглосуточного дежурства выездной бригады)

 

*При увеличении количества выездных бригад анестезиологии-реанимации число штатных единиц (кроме штатной единицы руководителя центра анестезиологии-реанимации) увеличивается кратно числу бригад.

 

Приложение N 9
к Порядку

 

Стандарт
оснащения центра анестезиологии-реанимации

 

N п/п

Наименование оборудования (оснащения)

Количество, шт.

1.

Транспортный монитор (электрокардиограмма, частота сердечных сокращений, частота дыхания, сатурация, неинвазивное измерение артериального давления, температура тела) с набором педиатрических датчиков, электродов и манжет

1

2.

Аппарат искусственной вентиляции легких транспортный (с встроенным компрессором и увлажнителем, с режимами искусственной и вспомогательной вентиляции легких (далее - ИВЛ) для детей и новорожденных)

1

3.

Увлажнитель дыхательных смесей с подогревом

1

4.

Обогреватель детский неонатальный (с регулировкой температуры 35-39°(С), с системой тревожной сигнализации)

1

5.

Редуктор понижающий кислородный (обеспечение проведения кислородной (кислородно-воздушной) терапии, а также подключения аппарата ИВЛ

1

6.

Набор для ручной ИВЛ для детей и новорожденных (включая кислородный баллон 2 л и редуктор)

1

7.

Электроотсасыватель (с универсальным питанием) или ручной отсос

1

8.

Набор ларингоскопов с клинками изогнутыми N 1-3 и прямыми N 1-4

1

9.

Шприцевой насос (с аккумуляторной батареей)

3

10.

Транспортный инкубатор для новорожденных с кислородным баллоном

1

11.

Набор врача скорой медицинской помощи

1

12.

Комплект эндотрахеальных трубок N 2,0-7,5 (с манжетами и без) для проведения интубации трахеи

1

13.

Набор реанимационный малый для скорой медицинской помощи

1

14.

Контейнер теплоизоляционный с автоматическим поддержанием температуры инфузионных растворов (на 6 флаконов 400 мл)

1

15.

Набор изделий скорой медицинской помощи фельдшерский

1

16.

Конвертор напряжения 12-220V

1

17.

Кислородный баллон

не менее 2 по 10 л

18.

Лекарственная укладка (педиатрическая)

1

19.

Набор для катетеризации периферических и центральных вен (педиатрический)

3

20.

Тележка пациента транспортная с набором иммобилизационных шин (педиатрических)

1

 

Утвержден Порядок оказания медпомощи детям по профилю "анестезиология и реаниматология".

Помощь включает в себя профилактику и лечение боли, поддержание и (или) искусственное замещение обратимо нарушенных функций жизненно важных органов и систем при угрожающих жизни состояниях. Это также лечение и диагностика во время анестезии, реанимации и интенсивной терапии, лабораторный и функциональный мониторинг за адекватностью анестезии и (или) интенсивной терапии. Помощь заключается и в наблюдении в пред- и посленаркозном периодах и определении их продолжительности, в лечении заболевания, вызвавшего развитие критического состояния. Предусматриваются отбор лиц, подлежащих лечению в подразделении, оказывающем помощь детям, перевод их в отделения по профилю заболевания или в палаты интенсивного наблюдения после стабилизации функций жизненно важных органов.

Помощь оказывается в плановой или экстренной форме в виде скорой, в т. ч. скорой специализированной, помощи, первичной медико-санитарной и специализированной помощи. За это отвечают группы, отделения и центры анестезиологии-реанимации.

Первичная медико-санитарная помощь включает обезболивание, первичную сердечно-легочную реанимацию и устранение угрожающих жизни заболеваний и (или) состояний.


Приказ Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 2012 г. N 909н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям по профилю "анестезиология и реаниматология"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 декабря 2012 г.

Регистрационный N 26514


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 11 апреля 2013 г. N 78/1 (специальный выпуск). Указанный выпуск "Российской газеты" к подписчикам не поступал


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Приказ Минздрава России от 9 июля 2013 г. N 434н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа