Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(обязательное)
Методы испытаний весов
А.1 Экспертиза документации (8.2.1)
Рассмотрение предоставленной документации, включая необходимые фотографии, рисунки, соответствующие технические характеристики основных компонентов и т.д., проводят в целях подтверждения правильности и соответствия установленным требованиям. При этом проводят экспертизу руководства по эксплуатации весов или равнозначного ему документа.
А.2 Сличение конструкции с документацией (8.2.2)
Оценку различных устройств весов для подтверждения их соответствия документации проводят с учетом требований 3.10.
А.3 Первоначальная оценка
А.3.1 Метрологические характеристики
Записывают метрологические характеристики в протокол по форме, приведенной в [14].
А.4 Эксплуатационные испытания
А.4.1 Общие условия
А.4.1.1 Нормальные условия испытаний (3.5.3.1)
Погрешности должны быть определены при нормальных условиях испытаний. При оценке влияния одного фактора все остальные факторы должны оставаться относительно постоянными при значениях, близких к нормальным.
Для весов класса точности I должны быть внесены все необходимые поправки на влияющие факторы, действующие на испытательную нагрузку, например влияние выталкивающей силы окружающего воздуха.
А.4.1.2 Температура
Испытания должны быть проведены при стабильной температуре окружающей среды, как правило, при нормальной температуре, если не обусловлено другое.
Температуру считают стабильной, если разность между крайними значениями температуры, отмеченными во время испытания, не превышает 1/5 температурного диапазона данных весов, но не более 5°С (2°С в случае испытаний на ползучесть) и скорость изменения температуры не превышает 5°С/ ч.
А.4.1.3 Электропитание
Весы, использующие электрический источник питания, как правило, должны быть подключены к электросети или устройству электропитания и должны оставаться включенными на протяжении испытания.
А.4.1.4 Нормальное положение перед испытаниями
Весы, чувствительные к наклону, должны быть установлены по уровню в нормальное положение.
А.4.1.5 Автоматическая установка нуля и слежение за нулем
Во время испытаний допускается отключение устройства установки нуля или /и слежения за нулем или вывод данных устройств из рабочего диапазона с помощью небольшой нагрузки, например 10е.
При некоторых испытаниях, когда должно (или не должно) работать устройство автоматической установки нуля или слежения за нулем, в протоколе испытания должна быть приведена соответствующая запись.
А.4.1.6 Показание с действительной ценой деления шкалы меньшей чем е
Если весы с цифровой индикацией имеют устройство для считывания показания с действительной ценой деления, меньшей чем значение поверочного деления е (не более 0,2е), то это устройство может быть использовано для определения погрешности. Если такое устройство используют, то в протоколах испытаний это должно быть отмечено.
А.4.1.7 Использование имитирующего устройства для испытаний модулей (3.10.2 и 3.7.1)
Точность определения характеристик модуля с использованием имитирующего устройства должна быть не хуже, чем при определении погрешностей весов в целом с использованием эталонных гирь. Характеристики модуля проверяют на соответствие пределам допускаемой погрешности модуля. В протоколах испытаний должны быть отмечено о применении имитирующего устройства и приведена схема прослеживаемости.
А.4.1.8 Юстировка (4.1.2.5)
Полуавтоматическое устройство для юстировки должно быть использовано только один раз перед первым испытанием.
Весы класса I, если возможно, следует юстировать перед каждым испытанием в соответствии с руководством по эксплуатации.
Примечание - Испытания на воздействие температуры А.5.3.1 рассматривают как одно испытание.
А.4.1.9 Восстанавливаемость
После каждого испытания, перед началом следующего, весы необходимо выдержать в течение периода времени, достаточного для их восстановления.
А.4.1.10 Предварительное нагружение
Перед каждым испытанием, связанным со взвешиванием, весы должны быть нагружены до Max или до предельного значения, если это предписано, за исключением испытаний по А.5.2 и А.5.3.2.
Если весоизмерительные датчики испытывают отдельно, то предварительное нагружение должно быть проведено в соответствии с рекомендацией [12].
А.4.1.11 Многодиапазонные весы
Каждый диапазон должен быть испытан как самостоятельные весы. Для весов с автоматическим переключением диапазонов допускается объединение отдельных испытаний.
А.4.2 Контроль нуля
А.4.2.1 Диапазон установки нуля (4.5.1)
А.4.2.1.1 Первоначальная установка нуля
При пустом грузоприемном устройстве устанавливают нулевое показание весов. Помещают гири на грузоприемное устройство, выключают весы и снова включают. Увеличивая каждый раз массу гирь, продолжают процесс выключения, а затем включения до тех пор, пока не перестанут устанавливаться нулевые показания после включения весов.
Наибольшая нагрузка (масса гирь), при которой еще устанавливаются нулевые показания после включения весов, является положительной частью диапазона первоначальной установки нуля.
Снимают гири с грузоприемного устройства и устанавливают показания на нуль. Затем снимают непосредственно грузоприемное устройство (платформу) весов. Отключают и снова включают весы. Если установились нулевые показания, то массу грузоприемного устройства рассматривают как отрицательную часть диапазона первоначальной установки нуля.
Если не устанавливаются нулевые показания при снятом грузоприемном устройстве, то добавляют гири на чувствительную часть весов (например, место, на котором расположено грузоприемное устройство) до тех пор, пока весы после включения не покажут нуль.
Затем снимают гири, каждый раз после снятия очередной гири выключая и включая весы.
Наибольшая нагрузка, которая может быть снята и при которой еще возможно установление нулевых показаний весов после включения, является отрицательной частью диапазона первоначальной установки нуля.
Диапазон первоначальной установки нуля является суммой положительной и отрицательной частей. Если грузоприемное устройство не может быть легко снято, то за диапазон первоначальной установки нуля принимают только положительную часть.
А.4.2.1.2 Неавтоматическая и полуавтоматическая установка нуля
Это испытание проводят так же, как описано в А.4.2.1.1, за исключением того, что используют средства установки нуля вместо выключения и включения весов.
А.4.2.1.3 Автоматическая установка нуля
Снимают грузоприемное устройство, как описано в А.4.2.1.1, и нагружают весы гирями до установления нулевого показания.
Снимают постепенно гири и после каждой снятой гири дают время для срабатывания устройства автоматической установки нуля, чтобы убедиться, возвращаются ли весы к нулю автоматически. Повторяют операцию до тех пор, пока показания весов не перестанут возвращаться к нулю автоматически.
Наибольшая нагрузка (масса), которая может быть снята, но при которой весы остаются в состоянии автоматического возврата к нулю, является диапазоном автоматической установки нуля.
Если грузоприемное устройство не может быть легко снято, то нагружают весы дополнительными гирями и устанавливают нулевое показание с помощью другого устройства установки нуля, если в весах таковое имеется. Затем постепенно снимают гири, но при этом контролируют, происходит ли автоматическая установка показаний весов на нуль. Наибольшая нагрузка (масса), которая может быть снята, но при которой нулевое показание весов устанавливается автоматически, является диапазоном автоматической установки нуля.
А.4.2.2 Устройство индикации отклонения от нуля (4.5.5)
Показание весов с цифровой индикацией и устройством индикации отклонения от нуля настраивают примерно на одно деление ниже нуля. Затем, добавляя гири, эквивалентные, например, одной десятой цены деления, определяют диапазон, в котором устройство покажет отклонение от нуля.
А.4.2.3 Точность установки нуля (4.5.2)
Испытание может быть совмещено с А.4.4.1.
А.4.2.3.1 Неавтоматическая и полуавтоматическая установка нуля
Погрешность устройства установки нуля определяют путем первоначального нагружения весов как можно ближе к точке изменения показания, затем установки показания весов на нуль с помощью устройства установки на нуль и определения дополнительной нагрузки, при которой произойдет изменение показания на одно деление выше нуля. Погрешность установки нуля вычисляют в соответствии с А.4.4.3.
А.4.2.3.2 Автоматическая установка нуля или слежение за нулем
Показание выводят за пределы автоматического диапазона (например, нагружением до 10е). Затем определяют дополнительную нагрузку, при которой показание увеличивается на одну цену деления по отношению к предыдущему, и вычисляют погрешность в соответствии с А.4.4.3. Допускается считать, что погрешность при нулевой нагрузке равна погрешности при данной нагрузке (10е).
А.4.3 Установка нуля перед нагружением
Для весов с цифровой индикацией установку нулевого показания или определение нулевой точки осуществляют следующим образом:
a) в весах с неавтоматической установкой нуля гири, равные по массе половине цены деления шкалы, помещают на грузоприемное устройство и настраивают весы таким образом, чтобы показания изменялись между нулем и одним делением. Затем снимают гири с грузоприемного устройства. Центральное положение нулевой точки установлено;
b) в весах с полуавтоматической или автоматической установкой нуля или устройством слежения за нулем отклонение от нуля определяют в соответствии с А.4.2.3.
А.4.4 Определение погрешности показаний при взвешиваниях
А.4.4.1 Испытание на взвешивание
Устанавливают испытательные нагрузки (гири) от нуля до Max и обратно. Для определения первоначальной основной погрешности используют не менее 10 различных испытательных нагрузок, для других испытаний на взвешивание - не менее пяти нагрузок. Значения выбранных нагрузок должны включать в себя Max и Min (только если мг), а также значения, равные или близкие тем, при которых происходит изменение пределов допускаемой погрешности.
При проведении испытаний в целях утверждения типа нагрузка (масса) должна постепенно возрастать при нагружении или постепенно уменьшаться при разгружении. Рекомендуется применять данное правило, насколько это возможно, для аналогичных операций при проведении метрологического контроля (8.1).
Если в весах есть устройство автоматической установки нуля или устройство слежения за нулем, то оно может быть включено во время проведения испытаний, за исключением испытаний на воздействие температуры. Погрешность установки нуля определяют в соответствии с А.4.2.3.2.
А.4.4.2 Дополнительное испытание на взвешивание (4.5.1)
Весы, у которых диапазон устройства первоначальной установки нуля превышает значение 20% Max, должны быть подвергнуты дополнительному испытанию на взвешивание. При этом нулевой точкой диапазона взвешивания весов служит верхняя граница диапазона устройства первоначальной установки нуля.
А.4.4.3 Оценка погрешности (А.4.1.6)
Если весы с цифровой индикацией не снабжены показывающим устройством с меньшим делением шкалы (не более 0,2е), то определяют показание весов перед округлением, отмечая точки, в которых показания изменяются.
При нагрузке L, установленной на грузоприемное устройство, записывают соответствующее показание I. Добавляют гири массой, равной, например 0,1е, до тех пор, пока показание весов не возрастет однозначно на одно деление: (I+е). При дополнительной нагрузке , установленной на грузоприемное устройство, показание Р перед округлением определяют по формуле
.
Погрешность показания перед округлением определяют по формуле
.
Скорректированную погрешность перед округлением определяют по формуле
,
где - погрешность, при нулевом показании или нагрузке, близкой к нулю (например, 10е).
Пример - Весы с поверочным делением е = 5 г нагружают массой 1 кг, и показание при этом составляет 1000 г. После последовательного добавления гирь массой по 0,5 г показание изменяется с 1000 г до 1005 г при добавленной дополнительной нагрузке 1,5 г. Вводя эти данные в вышеприведенную формулу, получают
г.
Таким образом, действительное показание перед округлением будет 1001 г и погрешность составит
г.
Если погрешность при нуле, вычисленная ранее, была г, то скорректированная погрешность
г.
При испытаниях по А.4.2.3 и А.4.11.1 погрешность должна быть определена с достаточной точностью в соответствии с установленными допусками.
Примечание - Вышеприведенные описание и формулы действительны также для многоинтервальных весов. Если нагрузка L и показание I находятся в разных диапазонах взвешивания, то:
- установка дополнительных гирь должна быть проведена с шагом ,
- в вышеприведенном уравнении Е=Р-L=... член 0,5е должен быть или в соответствии с поддиапазоном взвешивания, в котором появляется показание (I + е).
Приведенные выше формулы справедливы для весов, у которых е=d. Если е=2d, то в формулах поверочное деление е должно быть заменено на цену деления d.
Примечание - Включенный абзац носит поясняющий характер.
А.4.4.4 Испытание модулей
При испытании отдельных модулей необходимо предусмотреть возможность определения погрешностей модулей с небольшой неопределенностью, соответствующей выбранным долям mpe либо с помощью показывающего устройства с ценой деления, меньшей чем , либо с исключением погрешностей округления (через точки, в которых происходит изменение показания) с неопределенностью меньшей чем .
А.4.4.5 Испытание "на взвешивание" методом замещения (3.7.3)
Метод замещения может быть использован только при проведении поверки на месте эксплуатации с учетом А.4.4.1.
Определяют число разрешенных замещений согласно 3.7.3.
Проверяют сходимость при нагрузке около значения, при котором проведено замещение, помещая ее трижды на грузоприемную платформу. Результаты проверки сходимости (А.4.10) могут быть использованы, если испытательные нагрузки сопоставимы.
Устанавливают испытательные нагрузки от нуля до максимального значения, которое позволяют получить имеющиеся эталонные гири.
Определяют погрешность (А.4.4.3) и затем снимают гири до показания ненагруженных весов или, в случае весов с устройством слежения за нулем, до достижения показания, соответствующего 10е.
Заменяют предыдущие гири замещающим материалом таким образом, чтобы была достигнута та же точка изменения показания, которая была отмечена при определении погрешности. Повторяют вышеизложенную процедуру, пока общая нагрузка не достигнет Max весов.
Разгружают весы в обратном порядке до нуля, т.е. снимают гири до точки изменения показания. Возвращают гири обратно и снимают замещающий материал, пока не будет достигнута та же точка. Повторяют данную процедуру до получения показания при нулевой нагрузке.
Могут быть применены другие эквивалентные процедуры.
А.4.5 Весы с несколькими показывающими устройствами (3.6.3)
Если весы имеют несколько показывающих устройств, то во время испытаний, описанных в А.4.4, показания этих устройств следует сравнивать.
А.4.6 Определение погрешности показаний при работе устройства тарирования
А.4.6.1 Испытание на взвешивание (3.5.3.3)
Испытания на взвешивание (нагружение и разгружение согласно А.4.4.1) должны быть проведены с разными значениями массы тары. Следует выбирать не менее пяти значений нагрузок, которые должны включать в себя значение, близкое к Min (если мг), значения, при которых происходит изменение предела допускаемой погрешности, и значение, близкое к наибольшей возможной массе нетто.
Весы с устройством выборки массы тары испытывают при одном значении массы тары, лежащем между 1/3 и 2/3 максимального значения массы тары; весы с устройством компенсации массы тары - при двух значениях массы тары, близких к 1/3 и 3/3 максимального значения компенсируемой массы тары.
При поверке весов практическая проверка может быть заменена другой подходящей процедурой, например вычислением или графическим методом. Имитируют работу устройства уравновешивания тары путем перемещения пределов погрешности (mpe) в любые точки на кривой погрешности (кривая должна быть построена по результатам испытания на взвешивание) или проверяют, находятся ли каждые точки кривой погрешности и гистерезиса внутри пределов допускаемой погрешности (mpe).
Если весы снабжены устройством автоматической установки нуля или слежения за нулем, оно может быть включено во время проведения испытаний. В этом случае погрешность установки нуля определяют согласно А.4.2.3.2.
А.4.7 Определение погрешности показаний при нецентральном положении нагрузки (3.6.2)
Предпочтительнее использовать гири большей массы, чем несколько маленьких гирь. Маленькие гири устанавливают сверху на большие, при этом следует избегать чрезмерного нагромождения гирь в сегменте, в котором проводят измерение. Нагрузка должна быть установлена по центру сегмента при использовании одной гири и равномерно по сегменту при использовании нескольких небольших гирь. Достаточно прикладывать нагрузку только в сегментах, исключая центр грузоприемного устройства.
Примечание - Если весы сконструированы так, что нагрузки могут быть приложены различными способами, допускается проведение более одного испытания из описанных в А.4.7.1 -А.4.7.5.
Место приложения нагрузки должно быть указано на рисунке в отчете об испытаниях [14].
Погрешность при каждом положении нагрузки определяют в соответствии с А.4.4.3. Перед этим каждый раз определяют погрешность установки нуля , используемой для коррекции погрешности показаний. Как правило, достаточно определить погрешность установки нуля в самом начале измерений, но в особых случаях (для весов специального I класса точности, весов с большим разрешением и т.д.) рекомендуется определять погрешность установки нуля перед каждым нецентральным нагружением. В случае превышения mpe проверка установки нуля необходима перед каждым нагружением.
Если в весах есть автоматическое устройство установки нуля или устройство слежения за нулем, то оно может работать во время следующих испытаний.
Примечание - Если условия работы весов таковы, что нецентральное нагружение невозможно, то данное испытание не проводят.
А.4.7.1 Весы с грузоприемным устройством, имеющим не более четырех точек опоры
Четыре сегмента, равных приблизительно одной четвертой части поверхности грузоприемного устройства, нагружают поочередно (в соответствии с представленным эскизом на рисунке 9 или ему подобным).
"Рисунок 9 - Формы грузоприемных устройств"
Примеры - Грузоприемное устройство, передающее силу от нагрузки
- непосредственно на один весоизмерительный датчик, - имеет одну точку опоры;
- непосредственно на три весоизмерительных датчика, - имеет три точки опоры;
- с помощью четырех механически связанных элементов на рычажные механизмы, - имеет четыре точки опоры.
А.4.7.2 Весы с грузоприемным устройством, имеющим более четырех опор
Нагрузка должна быть приложена над каждой опорой на площади поверхности, равной 1/n площади поверхности грузоприемного устройства, где n - число опор.
Если две опоры расположены слишком близко друг от друга, то для того, чтобы нагрузка была распределена как указано выше, она должна быть удвоена и распределена на удвоенной площади поверхности симметрично относительно оси, соединяющей обе опоры.
А.4.7.3 Весы со специальными грузоприемными устройствами (резервуар, бункер и т.д.)
Нагрузка должна быть приложена к каждой опоре.
А.4.7.4 Весы для взвешивания прокатывающихся по грузоприемному устройству грузов (3.6.2.4)
Нагрузка должна быть установлена на различные участки грузоприемного устройства: в начале, в середине и в конце при нормальном направлении движения. Нагружение различных зон должно быть повторено и в обратном направлении, если применимо. Перед измерениями в обратном направлении погрешность установки нуля должна быть определена снова. Если грузоприемное устройство состоит из различных секций, то испытывают каждую секцию.
А.4.7.5 Передвижные весы
При возможности применения должны действовать А.4.7 и А.4.7.1 - А.4.7.4. Если такая возможность не предусмотрена, то положение испытательных нагрузок должно быть определено в соответствии со способом нагружения в эксплуатации.
А.4.8 Испытание на реагирование (3.8)
Следующие испытания должны быть выполнены для трех различных нагрузок, например Min, 1/2 Max и Max.
А.4.8.1 Весы с неавтоматическим установлением показаний и весы с аналоговой индикацией
Для весов с неавтоматическим установлением показаний плавное снятие или установка на весы, находящиеся в состоянии равновесия, дополнительных гирь массой, равной 0,4 абсолютного значения предела допускаемой погрешности при данной нагрузке, но не менее 1 мг, должна вызывать заметное смещение указателя показывающего устройства.
Для весов с автоматическим и полуавтоматическим установлением показаний и аналоговой индикацией плавное снятие или установка на весы, находящиеся в состоянии равновесия, дополнительных гирь массой, равной абсолютному значению предела допускаемой погрешности весов при данной нагрузке, но не менее 1 мг, должна вызывать постоянное смещение указателя показывающего устройства на значение, большее или равное 0,7 массы дополнительных гирь.
А.4.8.2 Весы с цифровой индикацией
Проверку проводят только при испытаниях типа и для весов с мг.
Нагрузку и дополнительные гири (10 гирь каждая массой 1/10d) размещают на грузоприемном устройстве. Затем постепенно снимают дополнительные гири до тех пор, пока показание I не уменьшится четко на одно деление и станет равным (I-d). Помещают одну из снятых гирь обратно на грузоприемное устройство, а затем плавно устанавливают нагрузку, равную 1,4d. Показание должно увеличиться на одно деление и стать равным (I+d). Пример приведен на рисунке 10.
"Рисунок 10 - Реагирование весов на дополнительные гири"
А.4.9 Проверка чувствительности весов с неавтоматическим установлением показаний (6.1)
Во время испытания грузоприемное устройство не должно быть заблокировано (весы должны находиться в режиме взвешивания). Дополнительные гири массой, равной значению предела допускаемой погрешности для приложенной нагрузки (нуля или Max), должны быть помещены на грузоприемное устройство. Для весов с демпфированием дополнительные гири следует устанавливать с легким нажимом. Линейное расстояние между средними точками этого отсчета и отсчета без дополнительных гирь должно быть принято за постоянное смещение показания.
Это постоянное смещение показания должно быть не менее:
1 мм для весов классов I и II;
2 мм для весов классов III и IIII с кг;
5 мм для весов классов III и IIII с кг.
А.4.10 Испытания на сходимость (3.6.1)
При испытаниях в целях утверждения типа должны быть проведены две серии взвешиваний: одна - с нагрузкой около 50%, другая - с нагрузкой, близкой к 100% Max. Для весов с Max менее 1000 кг каждая серия должна состоять из 10 взвешиваний. В других случаях каждая серия должна состоять не менее чем из трех взвешиваний. Считывания следует проводить, когда весы нагружены и когда разгруженные весы возвращаются к положению равновесия между взвешиваниями. В случае отклонения показания весов от нуля между взвешиваниями показания должны быть установлены на нуль без определения погрешности. Действительное положение нуля между взвешиваниями не определяют.
Если весы снабжены автоматическим устройством установки на нуль или устройством слежения за нулем, это устройство должно находиться в действии во время испытания.
При поверке весов достаточно серии взвешиваний с нагрузкой, приблизительно равной 0,8 Max. Следует проводить три взвешивания для весов классов точности III и IIII или шесть взвешиваний - для весов классов точности I и II.
А.4.11 Определение изменения показаний весов во времени (только для весов класса II, III или IIII)
А.4.11.1 Испытание на ползучесть (3.9.4.1)
Нагружают весы нагрузкой (массой), близкой к значению Max. Как только показание станет стабильным, снимают отсчет, затем записывают показания нагруженных весов в течение 4 ч. Во время проведения испытания температура в помещении не должна изменяться более чем на 2°С.
Испытание может быть прекращено через 30 мин, если показание изменилось менее чем на 0,5е в течение первых 30 мин и если разность показаний между 15-й и 30-й минутами менее 0,2е.
А.4.11.2 Испытания на невозврат к нулю (3.9.4.2)
Определяют разность показаний ненагруженных весов до и после их выдержки под нагрузкой, близкой к Max, в течение 30 мин. Отсчеты снимают только после того, как показания стабилизируются.
Для многодиапазонных весов считывание показаний ненагруженных весов должно быть проведено в течение следующих 5 мин после стабилизации показаний.
Если весы снабжены автоматическим устройством установки нуля или слежения за нулем, то они должны быть отключены во время испытания.
А.4.12 Испытания на стабильность равновесия (4.4.2)
Проверяют документацию изготовителя с целью установить, достаточно ли подробно описаны следующие функции стабильного равновесия:
- основной принцип, функционирование и критерий стабильного равновесия;
- все регулируемые и нерегулируемые параметры стабильного равновесия (период, число циклов измерений и т.д.);
- защита этих параметров;
- определение наиболее критической регулировки стабильного равновесия (худший случай). Оно должно включать в себя все возможные варианты для данного типа.
Испытание на стабильность равновесия проводят с наиболее критичной регулировкой (худший случай) и проверяют, что распечатка (или запоминание) невозможны при отсутствии стабильного равновесия.
Проверяют, что при непрерывном нарушении равновесия никакие функции не могут быть выполнены, т.е. печать, запоминание, операции установки нуля и тарирования.
Нагружают весы до 50% Max или до нагрузки, включенной в диапазон действия соответствующей функции. Вручную выводят весы из состояния равновесия и сразу подают команду на печать, сохранение данных или выполнение другой функции. В случае выполнения печати или сохранения данных снимают показания еще в течение 5 с после распечатки. Стабильное равновесие считают достигнутым, когда показано не более двух соседних значений, одно из которых распечатано. Для весов с отличающимся делением шкалы все изложенное в данном пункте применимо к е, а не к d.
При проверке выполнения операций установки нуля или тарирования проверяют точность работы устройств в соответствии с А.4.2.3 и А.4.6.2. Это испытание выполняют пять раз.
В случае весов, установленных на транспортном средстве, встроенных в транспортное средство, или передвижных весов испытания выполняют с обычной рабочей нагрузкой. В весах, находящихся в движении, либо в соответствии с критерием стабильности по 4.4.2 запрещены любые операции по взвешиванию, либо критерий стабильности по 4.4.2 выполняется. В случае применения весов для взвешивания жидких продуктов в транспортном средстве испытания должны быть выполнены при условиях, когда транспортное средство остановлено сразу перед испытанием так, что либо в соответствии с критерием стабильности по 4.4.2 запрещены любые операции по взвешиванию, либо критерий стабильности по 4.4.2 выполняется.
А.4.13 Дополнительные испытания портативных платформенных весов (4.19)
Примечание - Большое разнообразие конструкций и областей применения портативных весов принципиально не позволяет определить единообразные испытательные процедуры. Могут быть различные требования, условия и технические характеристики, зависящие от конструкции, области применения, а также от метрологических требований (например, класса точности). Они должны быть указаны в отчете об испытаниях [14]. А.4.13 представляет только некоторые основные идеи относительно того, как правильно испытывать портативные весы.
При испытаниях в целях утверждения типа проводят следующие процедуры:
- на месте, согласованном с изготовителем:
- проверяют ровность площадки, на которой устанавливают весы (все точки опор платформы должны быть на одном и том же уровне), и после этого выполняют испытание на взвешивание и испытание на нецентральное нагружение, и
- реализуют несколько площадок под весы, не отвечающих требованиям ровности (значения этих отклонений должны быть равны пределам, указанным изготовителем), и в каждом случае выполняют испытание на нецентральное нагружение;
- на месте эксплуатации:
- проверяют соответствие требованиям для поверхностей, на которых устанавливают весы, и
- проверяют установку и выполняют испытания для установления соответствия метрологическим требованиям.
А.5 Влияющие факторы
А.5.1 Наклон (только для весов классов II, III и IIII) (3.9.1.1)
Весы наклоняют в продольном направлении вперед и назад и из стороны в сторону в поперечном направлении.
На практике испытания (без нагрузки и с нагрузкой), описанные в А.5.1.1.1 и А.5.1.1.2, могут быть объединены следующим образом.
После установки показания на нуль в нормальном (ненаклоненном) положении определяют показания (до округления) при нулевой нагрузке и при двух испытательных нагрузках. Затем весы разгружают и наклоняют (без новой установки на нуль), после чего определяют показание при нулевой нагрузке и при двух испытательных нагрузках. Эту процедуру повторяют для каждого направления наклона.
Для определения влияния наклона на нагруженные весы показания, полученные для каждого наклона, должны быть скорректированы на показание ненагруженных весов, которое весы имели до нагружения (отклонение от нуля).
Если весы снабжены автоматическим устройством установки нуля или слежения за нулем, то они не должны находиться в действии во время испытания.
А.5.1.1 Весы с индикатором уровня или автоматическим датчиком наклона (3.9.1.1)
А.5.1.1.1 Наклон весов без нагрузки
Показание весов устанавливают на нуль в их нормальном положении (без наклона). Затем весы наклоняют в продольном направлении до 2/1000 или до предельного значения индикатора уровня в зависимости от того, какое из них больше. Записывают показание ненагруженных весов. Испытание повторяют для поперечного направления.
А.5.1.1.2 Наклон весов с нагрузкой
Показание весов устанавливают на нуль в их нормальном положении и затем выполняют два взвешивания с нагрузкой, близкой к ее наименьшему значению, при котором изменяется предел допускаемой погрешности, и с нагрузкой, близкой к Max. После этого разгружают весы, наклоняют в продольном направлении (вперед и назад) и показание весов устанавливают на нуль. Наклон должен быть выполнен до предельного значения индикатора уровня. Выполняют взвешивания с теми же двумя нагрузками. Повторяют те же операции при поперечных направлениях наклона.
А.5.1.2 Весы без индикатора уровня и автоматического датчика наклона
[3.9.1.1, перечисление d) и 4.18.1]
Для весов, чувствительных к наклону и не снабженных ни индикатором уровня, ни автоматическим датчиком наклона, должны быть выполнены испытания в соответствии с А.5.1.1 с наклоном 50/1000 или для весов с автоматическим датчиком наклона - с наклоном, равным предельному значению, заданному изготовителем.
А 5.1.3 Передвижные весы, используемые вне помещений, на открытой местности
[3.9.1.1, перечисление d) и 4.18.1]
Заявителем должны быть предоставлены соответствующие грузоприемные устройства для приложения испытательных нагрузок.
Испытание на наклон должно быть выполнено при предельном значении наклона.
Весы следует наклонять как в продольном направлении вперед и назад, так и из стороны в сторону в поперечном направлении.
Функциональные испытания должны быть выполнены для установления правильности работы датчика наклона или средства для индикации превышения предельного значения наклона при поступлении сигнала о том, что максимально допустимый наклон достигнут или превышен (например, отключается дисплей, появляется сигнал ошибки, подается световой сигнал) и выдан запрет на передачу и печать результатов взвешивания.
Испытание следует выполнять вблизи положения, при котором отключится индикация или появится сигнал о превышении угла наклона (например, мигание индикации, сообщение об ошибке и т.п.) - для автоматического датчика наклона, или вблизи наклона, при котором грузоприемное устройство соприкасается с несущей рамой транспортного средства (с карданным подвесом), что является предельным значением наклона.
Если весы снабжены устройством автоматической установки нуля или слежения за нулем, то такое устройство не должно быть в действии.
Весы должны быть испытаны в соответствии с А.5.1 и А.5.1.1 или А.5.1.2.
А.5.2 Проверка времени прогрева весов (5.3.5)
Весы, использующие электрический источник питания, должны быть отсоединены от источника в течение не менее 8 ч перед проведением испытания. Затем весы соединяют с источником и включают, и, как только показание стабилизируется, его устанавливают на нуль и определяют погрешность установки нуля. Вычисление погрешности должно быть выполнено как указано в А.4.4.3. Весы должны быть нагружены. Значение нагрузки должно быть близким к Max. Данные наблюдения должны быть повторены через 5, 15 и 30 мин. Каждое отдельное измерение, выполненное после 5, 15 и 30 мин, должно быть скорректировано на погрешность установки нуля в это время.
Для весов класса I должны быть соблюдены положения инструкции по эксплуатации в отношении времени прогрева.
А.5.3 Температурные испытания
(См. рисунок 11 в качестве примера практического подхода к проведению температурных испытаний.)
"Рисунок 11 - Предлагаемая последовательность испытаний по А.5.3.1, совмещенных с А.5.3.2 (температурные испытания в диапазоне от минус 10°С до плюс 40°С)"
А.5.3.1 Статические температуры (3.9.2.1 и 3.9.2.2)
Испытание заключается в выдержке испытуемого образца весов EUT при постоянных температурах (А.4.1.2) в диапазоне, указанном в 3.9.2, в воздушной атмосфере в течение 2 ч после достижения EUT температурной стабильности.
Испытания на взвешивание (нагружение и разгружение) должны быть выполнены в соответствии с А.4.4.1:
- при нормальной температуре (как правило, 20°С, но для класса I берут среднее значение установленного температурного диапазона);
- при верхней предельной температуре установленного температурного диапазона;
- при нижней предельной температуре;
- при температуре 5°С, если нижняя предельная температура меньше 0°С, и
- при нормальной температуре.
Изменение температуры не должно превышать 1°С/мин во время нагрева и охлаждения.
Для весов класса I должны быть учтены колебания барометрического давления.
При испытании на взвешивание при верхней предельной температуре абсолютная влажность не должна превышать 20 .
Примечание - Абсолютная влажность 20 соответствует относительной влажности 39% при температуре 40°С, 50% при 35°С и 66% при 30°С. Эти значения действительны при атмосферном давлении 1013,25 ГПа [13].
А.5.3.2 Влияние температуры на показание ненагруженных весов (3.9.2.3)
Показание ненагруженных весов устанавливают на нуль и затем изменяют температуру до наибольшего и наименьшего значений, а также до 5°С, если применимо. После достижения EUT температурной стабильности должна быть определена погрешность показаний ненагруженных весов. Для каждых двух последовательных температур должно быть вычислено изменение погрешности показаний ненагруженных весов на 1°С (класс I) и на 5°С (остальные классы).
Это испытание может быть выполнено совместно с температурными испытаниями по А.5.3.1. При этом дополнительно должны быть определены погрешности показаний ненагруженных весов непосредственно перед переходом к следующему значению температуры и после двухчасового периода с момента достижения весами температурной стабильности при данной температуре.
Примечание - Предварительное нагружение не допускается перед этими измерениями.
Если весы снабжены автоматическим устройством установки нуля или устройством слежения за нулем, то это устройство должно быть отключено во время испытания
А.5.4 Колебания напряжения электропитания (3.9.3)
Перед испытанием испытуемый образец весов (EUT) должен быть выдержан при постоянных условиях окружающей среды.
Испытания заключаются в воздействии на EUT колебаний напряжения электропитания в соответствии с А.5.4.1, А.5.4.2, А.5.4.3 или А.5.4.4.
Испытания должны быть проведены с испытательной нагрузкой, эквивалентной 10 е, и нагрузкой между 1/2 Max и Max.
Если весы снабжены автоматическим устройством установки нуля или устройством слежения за нулем, то эти устройства могут находиться в действии во время проведения испытания, в этом случае должна быть определена погрешность установки нуля в соответствии с А.4.2.3.2.
Далее обозначает номинальное значение напряжения, указываемое в маркировке, наносимой на весы. В случае задания диапазона напряжений указывают , относящееся к наименьшему значению, и - к наибольшему значению диапазона [13], [19]
А.5.4.1 Колебания напряжения в сети переменного тока
Степень жесткости испытания:
Изменение напряжения:
- нижний предел: или ;
- верхний предел: или .
Наибольшие допускаемые отклонения:
Должны быть выполнены все предписанные функции весов.
Погрешность показаний не должна превышать предела допускаемой погрешности весов.
Примечание - Если весы работают от трехфазного источника питания, то испытания проводят последовательно для каждой фазы.
А.5.4.2 Колебания напряжения внешнего или встроенного устройства питания (АС или DC), включая перезаряжаемые аккумуляторы, если зарядка (перезарядка) аккумулятора возможна во время работы весов
Степень жесткости испытания:
Изменение напряжения:
- нижний предел: минимальное рабочее напряжение (см. 3.9.3);
- верхний предел: или .
Наибольшие допускаемые отклонения:
Должны быть выполнены все предписанные функции весов или индикация должна быть отключена.
Погрешность показаний не должна превышать предела допускаемой погрешности.
А.5.4.3 Колебания напряжения неперезаряжаемого аккумулятора и перезаряжаемого аккумулятора, если зарядка (перезарядка) невозможна во время работы весов
Степень жесткости испытания:
Изменение напряжения:
- нижний предел: минимальное рабочее напряжение (см. 3.9.3);
- верхний предел: или .
Наибольшие допускаемые отклонения:
Должны быть выполнены все предписанные функции весов или индикация должна быть отключена.
Погрешность показаний не должна превышать предела допускаемой погрешности.
А.5.4.4 Колебания напряжения 12-вольтового или 24-вольтового аккумулятора транспортного средства
Технические характеристики источника питания, используемого при испытании, указаны в [20].
Степень жесткости испытания:
Изменение напряжения:
- нижний предел: минимальное рабочее напряжение (см. 3.9.3);
- верхний предел: для аккумулятора на 12 В равен 16 В; для аккумулятора на 24 В равен 32 В.
Наибольшие допускаемые отклонения:
Должны быть выполнены все предписанные функции весов или индикация должна быть отключена.
Погрешность показаний не должна превышать предела допускаемой погрешности весов.
А.6 Испытания на долговечность
Примечание - Проводят только для весов классов II, III и IIII с кг.
Испытания на долговечность должны быть проведены после всех других испытаний.
В нормальных условиях эксплуатации весы должны быть подвергнуты периодическим нагружениям и разгружениям 100000 раз нагрузкой, равной приблизительно 50% Max. Частота и скорость нагружения и разгружения должны быть такими, чтобы была обеспечена стабилизация показаний весов как при нагружении, так и при разгружении. Сила приложенной нагрузки не должна превышать силу, прилагаемую при обычном выполнении нагружения.
Испытание на взвешивание в соответствии с процедурой, указанной в А.4.4.1, должно быть выполнено до начала испытаний на долговечность, для того чтобы определить основную погрешность. Испытание на взвешивание должно быть проведено после завершения нагружений, для того чтобы определить погрешность долговечности вследствие износа и старения.
Если весы снабжены автоматическим устройством установки нуля или устройством слежения за нулем, то такое устройство может работать во время испытаний, в этом случае погрешность ненагруженных весов должна быть определена в соответствии с А.4.2.3.2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.