Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Статья 33. Особенности правового статуса и полномочия организаций коммерческой инфраструктуры

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 ноября 2007 г. N 250-ФЗ статья 33 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 апреля 2008 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 33. Особенности правового статуса и полномочия организаций коммерческой инфраструктуры

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 191-ФЗ в пункт 1 статьи 33 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. Функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка обеспечивают следующие организации:

саморегулируемая организация - совет рынка;

коммерческий оператор оптового рынка;

иные организации, на которые в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка советом рынка возложены функции обеспечения коммерческой инфраструктуры.

Советом рынка является некоммерческая организация, которая образована в форме некоммерческого партнерства и объединяет на основе членства субъектов электроэнергетики и крупных потребителей электрической энергии.

Целями создания совета рынка являются обеспечение функционирования коммерческой инфраструктуры рынка, эффективной взаимосвязи оптового и розничных рынков, формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в электроэнергетику и наличие общей позиции участников оптового и розничных рынков при разработке нормативных документов, регулирующих функционирование электроэнергетики, организация на основе саморегулирования эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией, мощностью, иными товарами и услугами, допущенными к обращению на оптовом и розничных рынках, в целях обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации, единства экономического пространства, свободы экономической деятельности и конкуренции на оптовом и розничных рынках, соблюдения баланса интересов производителей и покупателей электрической энергии и мощности, удовлетворения общественных потребностей в надежном и устойчивом снабжении электрической энергией.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 ноября 2013 г. N 308-ФЗ в пункт 2 статьи 33 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Деятельность совета рынка осуществляется в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Высшим органом управления совета рынка является общее собрание членов совета рынка. Формами проведения такого собрания являются собрание (совместное присутствие членов совета рынка для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) и (или) заочное голосование. Решения по вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции общего собрания членов совета рынка, принимаются простым большинством голосов от общего числа голосов членов совета рынка, принимающих участие в общем собрании членов совета рынка.

Для обеспечения эффективного взаимодействия организаций коммерческой и технологической инфраструктур совет рынка участвует в уставном капитале коммерческого оператора путем его учреждения, приобретения долей (акций), в том числе за счет членских взносов, может участвовать в уставных капиталах иных организаций, осуществляющих функции коммерческой инфраструктуры оптового рынка, а также может управлять пакетами долей (акций) указанных организаций.

При формировании советов директоров (наблюдательных советов) организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и системного оператора в их составе предусматривается обязательное членство представителей совета рынка.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 291-ФЗ в пункт 3 статьи 33 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

3. Совет рынка осуществляет следующие функции:

определение порядка ведения и ведение реестра субъектов оптового рынка, принятие решения о присвоении или лишении статуса субъекта оптового рынка;

разработка формы договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, регламентов оптового рынка, стандартных форм договоров, обеспечивающих осуществление торговли на оптовом рынке электрической энергией, мощностью, иными товарами, обращение которых осуществляется на оптовом рынке, а также оказание услуг, связанных с обращением указанных товаров на оптовом рынке;

организация системы досудебного урегулирования споров между субъектами оптового рынка и субъектами электроэнергетики в случаях, предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка;

установление системы и порядка применения имущественных и иных санкций в отношении субъектов оптового рынка, в том числе исключение из их состава;

участие в подготовке проектов правил оптового и розничных рынков и предложений о внесении в них изменений;

абзац седьмой утратил силу;

Информация об изменениях:

См. текст абзаца седьмого пункта 3 статьи 33

осуществление контроля за соблюдением правил и регламентов оптового рынка субъектами оптового рынка - участниками обращения электрической энергии и (или) мощности, организациями коммерческой инфраструктуры, организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;

признание генерирующих объектов функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированными генерирующими объектами;

ведение реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на основе использования возобновляемых источников энергии;

абзац одиннадцатый утратил силу;

Информация об изменениях:

См. текст абзаца одиннадцатого пункта 3 статьи 33

мониторинг ценовой ситуации на оптовом и розничных рынках, в том числе на основе первичных статистических данных, содержащихся в формах федерального статистического наблюдения, и иной информации, предоставляемой федеральными органами исполнительной власти в установленном ими порядке.

Организации коммерческой инфраструктуры осуществляют следующие функции:

предоставление услуг по организации оптовой торговли электрической энергией, мощностью и иными допущенными к обращению на оптовом рынке товарами и услугами;

предоставление услуг по проведению сверки и (или) зачета взаимных встречных обязательств участников торговли;

организация системы гарантий и расчетов на оптовом рынке, заключения договоров и осуществления расчетов за электрическую энергию и оказываемые услуги;

осуществление регистрации двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и мощности;

организация системы измерений и сбора информации о фактическом производстве электрической энергии и мощности и об их потреблении на оптовом рынке;

подтверждение фактов предоставления и получения мощности субъектами оптового рынка;

взаимодействие с организациями технологической инфраструктуры в целях прогнозирования объема производства и потребления электрической энергии, поддержания установленных техническими регламентами параметров качества электрической энергии, устойчивости и надежности энергоснабжения, выполнение иных функций в соответствии с правилами оптового рынка, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;

проведение мероприятий в соответствии с правилами оптового рынка, обеспечивающих принятие советом рынка решений о присвоении юридическим лицам статуса субъекта оптового рынка или о лишении юридических лиц этого статуса;

прогнозирование цен электрической энергии и мощности.

Распределение функций между организациями коммерческой инфраструктуры осуществляется в соответствии с правилами оптового рынка и договором присоединения к торговой системе оптового рынка.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 ноября 2013 г. N 308-ФЗ в пункт 4 статьи 33 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

4. В целях обеспечения государственного контроля за деятельностью совета рынка уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти:

обладает правом вето в отношении решений органов управления совета рынка;

направляет в органы управления совета рынка вопросы, обязательные для рассмотрения и подлежащие включению в повестку дня очередного или внеочередного собрания или заседания органов управления совета рынка, к компетенции которых относится решение данных вопросов;

принимает решение по обязательному для рассмотрения и направленному в органы управления совета рынка вопросу в случае, если указанные органы в течение 45 дней не приняли по нему решение.

Контроль за деятельностью организаций коммерческой инфраструктуры осуществляется Правительством Российской Федерации или уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, в том числе посредством участия в работе наблюдательного совета совета рынка.

В состав наблюдательного совета совета рынка входят:

восемь представителей, уполномоченных Правительством Российской Федерации и назначаемых из числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти и экспертов в области электроэнергетики;

пять представителей продавцов электрической энергии (в том числе один представитель продавцов электрической энергии, использующих для ее производства уголь в качестве основного топлива, два представителя продавцов электрической энергии, использующих для ее производства природный газ в качестве основного топлива, один представитель продавцов электрической энергии, владеющих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании атомными станциями, установленная генерирующая мощность которых в совокупности превышает 20 тысяч МВт, и один представитель продавцов электрической энергии, владеющих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании гидроэлектростанциями, установленная генерирующая мощность которых в совокупности превышает 20 тысяч МВт);

пять представителей покупателей электрической энергии (в том числе два представителя гарантирующих поставщиков и (или) энергосбытовых организаций, два представителя крупных потребителей и один независимый представитель потребителей электрической энергии на розничных рынках, назначаемый решением Правительства Российской Федерации, не являющийся аффилированным лицом и не входящий в группу лиц ни с одним другим членом совета рынка;

четыре представителя организаций коммерческой и технологической инфраструктур. При этом количество представителей организаций коммерческой и технологической инфраструктур является равным.

Порядок работы наблюдательного совета совета рынка и порядок принятия им решений устанавливаются уставом совета рынка в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом особенностями.

К исключительной компетенции наблюдательного совета совета рынка относятся:

принятие решения об исключении члена совета рынка из совета рынка;

принятие решения о форме проведения общего собрания членов совета рынка;

принятие решения о выборе организации для выполнения всех или нескольких определенных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка функций коммерческой инфраструктуры;

утверждение порядка ведения реестра субъектов оптового рынка;

утверждение формы договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, стандартных форм договоров, обеспечивающих осуществление торговли электрической энергией, мощностью, иными товарами и услугами, обращение которых осуществляется на оптовом рынке;

утверждение изменений, вносимых в договор о присоединении к торговой системе оптового рынка и в регламенты оптового рынка;

утверждение порядка досудебного урегулирования споров на оптовом и розничных рынках в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка;

утверждение принципов и порядка применения имущественных санкций за нарушение правил оптового рынка;

утверждение порядка осуществления контроля за соблюдением правил и регламентов оптового рынка субъектами оптового рынка - участниками обращения электрической энергии и (или) мощности, организациями коммерческой инфраструктуры, организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;

осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций коммерческой инфраструктуры.

5. В целях обеспечения баланса интересов продавцов электрической энергии и покупателей электрической энергии и предотвращения злоупотребления монопольным положением в учредительных документах совета рынка предусматриваются:

запрет распоряжаться более чем 20 процентами голосов при принятии решений общим собранием совета рынка или наблюдательным советом совета рынка в отношении любого субъекта оптового рынка (аффилированных лиц, группы лиц);

порядок учета интересов всех субъектов оптового рынка при принятии решений советом рынка и его органами управления.

6. Совет рынка обязан раскрыть любому обратившемуся к нему заинтересованному лицу:

правила допуска субъектов оптового рынка к торгам на оптовом рынке;

правила заключения и исполнения договоров на оптовом рынке;

правила проведения сверки и зачета взаимных встречных обязательств субъектов оптового рынка;

правила проведения расчетов на оптовом рынке;

регламент внесения изменений в указанные правила.

Плата, взимаемая за предоставление указанной информации, не должна превышать сумму расходов, фактически понесенных советом рынка при предоставлении указанной информации.

7. Коммерческим оператором оптового рынка является хозяйственное общество, осуществляющее деятельность по организации торговли на оптовом рынке, связанную с заключением и организацией исполнения сделок по обращению электрической энергии, мощности и иных объектов торговли, обращение которых допускается на оптовом рынке.

Указанная деятельность коммерческого оператора оптового рынка осуществляется им в соответствии с правилами оптового рынка и на основании договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Цены (тарифы) на услуги коммерческого оператора оптового рынка подлежат государственному регулированию в порядке, установленном статьей 23 настоящего Федерального закона.

Деятельность коммерческого оператора оптового рынка в части организации торговли на оптовом рынке, связанная с заключением и организацией исполнения сделок по обращению электрической энергии, мощности, иных объектов торговли, обращение которых допускается на оптовом рынке, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, правилами оптового рынка без получения специального разрешения (лицензии).

Абзац пятый утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст абзаца пятого пункта 7 статьи 33

Коммерческий оператор оптового рынка осуществляет страхование риска ответственности за нарушение договора о присоединении к торговой системе оптового рынка и иных договоров, заключенных им на оптовом рынке.

8. На оптовом рынке действует система коммерческого учета электрической энергии и мощности. Организации, обеспечивающие функционирование коммерческой инфраструктуры, применяют расчетный способ определения объема электрической энергии и объема мощности, проданных или приобретенных на оптовом рынке, в случаях и в порядке, которые установлены договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 8-ФЗ в пункт 9 статьи 33 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

9. Расчеты по обязательствам, возникающим из сделок, связанных с обращением на оптовом рынке электрической энергии, мощности и иных объектов торговли, обращение которых допускается на оптовом рынке, производятся в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка. Указанные расчеты могут производиться по результатам проведения сверки и (или) зачета взаимных встречных денежных требований субъектов оптового рынка.

Предоставление сторонам договоров купли-продажи электрической энергии (мощности) информации об объеме подлежащих исполнению обязательств по продаже электрической энергии (мощности) и ее оплате, сверка и (или) зачет взаимных встречных требований субъектов оптового рынка, подготовка для сторон договоров купли-продажи электрической энергии (мощности) документов, связанных с исполнением ими указанных договоров, осуществляются централизованно специализированными коммерческими организациями. На эту деятельность не распространяется законодательство Российской Федерации о клиринге и клиринговой деятельности.

Централизованное проведение специализированными коммерческими организациями сверки и (или) зачета взаимных встречных денежных требований субъектов оптового рынка является обязательным условием исполнения соответствующих сделок, в том числе двусторонних договоров между продавцами и покупателями электрической энергии и мощности.

Абзац четвертый утратил силу с 1 января 2012 г.

Информация об изменениях:

См. текст абзаца четвертого пункта 9 статьи 33

Абзац пятый утратил силу с 1 января 2012 г.

Информация об изменениях:

См. текст абзаца пятого пункта 9 статьи 33

10. В целях обеспечения равных условий для всех участников оптового рынка деятельность совета рынка регулируется уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и правилами оптового рынка, а для субъектов оптового рынка - участников обращения электрической энергии и организаций коммерческой и технологической инфраструктур устанавливается обязательное членство в совете рынка.

ГАРАНТ:

См. Административный регламент ФАС России по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за действиями совета рынка и организаций коммерческой и технологической инфраструктуры оптового рынка электрической энергии (мощности), утвержденный приказом ФАС России от 26 июня 2012 г. N 418

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 33 настоящего Федерального закона