Коллегия Министерства, заслушав и обсудив доклад Директора Департамента автомобильного транспорта, Васильева А.К. "О мерах по совершенствованию организации международных перевозок автомобильным транспортом", отмечает, что Министерством проделана определенная работа по развитию перевозок грузов и пассажиров в международном сообщении.
За 1992 - 1995 годы заключены 13 межправительственных соглашений о международном автомобильном сообщении со странами, ранее входившими в состав СССР, подписаны новые соглашения с шестью странами дальнего зарубежья, обновлены соглашения с Болгарией и Финляндией.
По инициативе Министерства Правительство Российской Федерации присоединилось к европейскому Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), а также к Европейскому Соглашению о важнейших линиях международных комбинированных перевозок и соответствующих объектах (СЛКП), что повысило конкурентную способность российских перевозчиков.
С целью упорядочения рынка транспортных слуг и реализации требований антимонопольного законодательства внедрено лицензирование деятельности, связанной с международными перевозками.
Если раньше международные перевозки монопольно осуществлялись предприятиями "Совтрансавто", то в настоящее время на рынке этих услуг функционирует более 2000 перевозчиков, в том числе малого и среднего бизнеса.
Приняты меры по улучшению условий выполнения международных перевозок и повышению профессионального уровня перевозчиков. Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАПом) обеспечено обучение свыше 3100 менеджеров и руководителей предприятий и около 3000 водителей международников, организовано систематическое информационное обслуживание международных перевозчиков путем выпуска информационных бюллетеней и широкого распространения нормативных материалов.
Указанные меры способствовали росту объемов международных перевозок, выполненных российским автомобильным транспортом, до 6,1 млн.т, в том числе 2,8 млн. т в страны дальнего зарубежья. Количество иностранных разрешений, выданных российским перевозчикам в 1995 году, составит 290 тысяч, что почти в 2 раза больше, чем в 1992 году.
Российские перевозчики были полностью обеспечены потребностью в иностранных разрешениях.
Однако в работе по организации международных автомобильных перевозок имеются определенные недостатки.
Уровень использования прогрессивных технологий перевозочного процесса на международных перевозках в нашей стране в неполной мере соответствует современным требованиям и европейским стандартам.
Имеющееся количество современных терминальных комплексов недостаточно и обеспечивает потребности международных перевозчиков и экспедиторов не более, чем на 30%. Крайне медленно развиваются контейнерные и контрейлерные перевозки.
Федеральная целевая Программа "Российская система транспортно-экспедиционного обслуживания ("Терминал")" неудовлетворительно реализуется из-за нерешенных вопросов финансирования и в то же время Департамент автомобильного транспорта слабо работает над привлечением российских и иностранных инвесторов для выполнения этой Программы.
Большинство автомобильных дорог России, по которым осуществляются международные перевозки, не соответствует международным требованиям не только по своим параметрам и качеству дорожного покрытия, но и по обустройству для сервисного обслуживания водителей, пассажиров и автомобилей. На дорогах, используемых для международных сообщений, как правило отсутствуют охраняемые стоянки, гостиницы и комнаты отдыха водителей, пункты оказания технической помощи, современные средства связи и другие объекты дорожного сервиса. Это приводит к значительному снижению качества транспортного процесса и осложнению криминогенной обстановки на дорогах.
Из-за отсутствия производства в нашей стране подвижного состава, отвечающего международным требованиям, для осуществления международных перевозок, российские транспортники вынуждены покупать его за рубежом. Однако установленные в стране размеры налогов и таможенных пошлин при покупке и регистрации импортного подвижного состава, достигающие до 68% от первоначальной цены, обусловили значительное снижение этих закупок и постепенное вытеснение российских перевозчиков из международного транспортного рынка.
Имеют место случаи отсутствия тахографов на подвижном составе, осуществляющем международные перевозки, что в связи с требованиями Европейского Соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), может привести к прекращению его использования на этих перевозках.
Отмена в России Перечня автомобильных дорог, открытых для международного автомобильного сообщения, ограничивающего возможности проезда владельцев иностранных автомобилей во многие районы страны, а также появившаяся возможность российских грузовладельцев вносить провозную плату в валюте за все расстояние перевозки, привели к резкому увеличению количества иностранных перевозчиков, работающих на территории России.
В конкурентной борьбе с иностранными перевозчиками российские перевозчики должны улучшить качество оказываемых услуг, (обеспечивать точное соблюдение сроков подачи автомобилей под погрузку, сроков доставки, сохранность перевозимых грузов), а также внедрять прогрессивные технологии перевозочного процесса.
Подразделения Министерства обязаны обеспечить методологическую помощь перевозчикам в решении этого вопроса.
Особенно неудовлетворительно обстоит дело с выполнением возложенных на Министерство функций, связанных с контролем за соблюдением регламентирующих международные автомобильные перевозки межправительственных соглашений и конвенций, участником которых является Россия.
На значительном количестве пунктом пропуска автотранспортных средств через Государственную границу Российской Федерации не организованы службы международных автомобильных перевозок (СМАПы).
Начиная с октября 1994 года, Российская транспортная инспекция организовала контроль за работой иностранных перевозчиков на территории России. Однако, этот контроль все еще недостаточен. В результате проверок выявлены значительные нарушения межправительственных соглашений о международном автомобильном сообщении иностранными перевозчиками, особенно перевозчиками Турции, Ирана, Болгарии и Польши, однако принимаемые меры к нарушителям недостаточно эффективны.
В целях устранения имеющихся недостатков и совершенствования организации международных перевозок Коллегия постановляет:
1. Одобрить в основном Программу "Развитие международных перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом на 1996 - 2000 годы".
Департаменту автомобильного транспорта в месячный срок совместно с подразделениями центрального аппарата Министерства и заинтересованными организациями доработать Программу с учетом высказанных на Коллегии замечаний и предложений, представив ее на утверждение. В ходе доработки Программы выделить первоочередные меры, требующие срочного решения.
2. Департаменту автомобильного транспорта, Российской транспортной инспекции считать одной из главных задач в своей деятельности создание необходимых условий в Российской Федерации для государственного регулирования международных автомобильных перевозок, а также и осуществление контроля за работой как российского, так и иностранного автомобильного транспорта, выполняющего перевозки грузов и пассажиров в международном сообщении.
3. Признать необходимым осуществить меры по поэтапному созданию в пунктах пропуска автотранспортных средств на Государственной границе Российской Федерации государственных служб контроля международных автомобильных перевозок. В этих целях:
3.1. Возложить на Российскую транспортную инспекцию осуществление автогрузового и пассажирского контроля в пунктах пропуска на Государственной границе Российской Федерации.
3.2. Департаменту автомобильного транспорта (Васильеву), Российской транспортной инспекции (Лагутину) не позднее 1 февраля 1996 года совместно утвердить график размещения в 1996 - 1997 годах подразделения Инспекции в указанных пунктах.
4. Департаменту автомобильного транспорта, Российской транспортной инспекции и Федеральному Дорожному Департаменту обеспечить систематический надзор за организацией контрольной работы в пунктах перехода через Государственную границу Российской Федерации и в срок до 01.03.96 г. разработать и представить на утверждение:
4.1. "Инструкцию о порядке учета и контроля транспортных средств иностранных и российских владельцев, проходящих через автомобильные пункты пропуска на Государственной границе Российской Федерации";
4.2. "Порядок взаимодействия всех служб системы Министерства, задействованных на осуществлении контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации".
4.3. "Порядок выдачи на Государственной границе России иностранным перевозчикам российских разрешений на осуществление перевозок грузов и пассажиров по территории Российской Федерации".
4.4. Рассмотреть совместно с ГТК России и ФПС России возможность выполнения таможенными и пограничными органами отдельных функций автогрузового и пассажирского контроля на автомобильных пограничных переходах, пропускающих небольшое количество иностранных и российских автотранспортных средств.
4.5. Совместно с МВД России (ГУ ГАИ) и ФСБ России разработать дополнительные меры по обеспечению безопасности на автомобильных дорогах водителей российских и иностранных автотранспортных средств, осуществляющих международные перевозки (создание дополнительных контрольных пунктов ГАИ и охраняемых стоянок автомобилей на основных магистралях, сопровождение автотранспортных средств, создание современных средств связи и др.).
4.6. В связи с созданием единого таможенного пространства России, Белоруссии и Казахстана рассмотреть совместно с ГТК России и ФПС России вопрос об осуществлении контроля за иностранными автотранспортными средствами в пограничных пунктах пропуска, расположенных на внешней границе Белоруссии и Казахстана, а также других государств - участников СНГ по мере их присоединения к таможенному союзу.
4.7. Обобщить имеющиеся факты нарушений межправительственных соглашений о международном автомобильном сообщении с другими странами, предусматривающих освобождение иностранных перевозчиков на условиях взаимности от налогов и сборов, связанных с использованием дорог, владением или использованием автотранспортных средств, и подготовить для направления в Правительство Российской Федерации предложения по предотвращению таких фактов.
5. Впредь до уточнения нормативных документов, вытекающих из решения настоящего постановления Коллегии, Российской транспортной инспекции и СМАПам Совинтеравтосервиса (до замены их подразделениями указанной Инспекции) руководствоваться Инструкцией "о порядке взаимодействия служб международных автомобильных перевозок, органов государственного таможенного контроля и подразделений пограничного контроля Пограничных войск Российской Федерации при пропуске автотранспортных средств иностранных владельцев в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации", утвержденной 1 августа 1994 года Минтрансом России, ГТК России и ФПС России.
6. Департаменту автомобильного транспорта (Васильеву);
6.1. Продолжить работу по подготовке в установленном порядке новых межправительственных соглашений о международном автомобильном сообщении с другими странами.
6.2. В связи с решением Правительства России о присоединении Российской Федерации к международному соглашению ВТО (ГАТС) разработать программу долгосрочных (до 2005 года) мероприятий по приведению двусторонних межправительственных соглашений о международном автомобильном сообщении с положениями, вытекающими из ВТО (ГАТС).
6.3. С привлечением научно-исследовательских и других организаций разработать рекомендации российским международным перевозчикам по внедрению прогрессивных технологий перевозочного процесса, технической эксплуатации автотранспортных средств, ведению бухгалтерских и статистических отчетов и по другим вопросам, обратив при этом особое внимание на специфику предприятий малого и среднего бизнеса.
6.4. Принять все возможные меры к привлечению российских и иностранных инвесторов для выполнения Федеральной целевой Программы "Российская система транспортно-экспедиционного обслуживания ("Терминал")" и программы "Развитие международных перевозок, грузов и пассажиров автомобильным транспортом на 1996 - 2000 годы".
6.5. Разработать для направления в Правительство Российской Федерации согласованные с Минэкономики России, Минфином России, МВЭС России и ГТК России предложения об установлении для российских международных перевозчиков льгот по взиманию таможенных пошлин и сборов при приобретении подвижного состава для международных перевозок, в том числе на условиях аренды и лизинга, а также совместно с Роскоммашем России подготовить предложения об организации на отечественных предприятиях производства транспортных средств для международных перевозок, отвечающих требованиям международных стандартов.
6.6. Осуществить меры, направленные на обеспечение российских международных перевозчиков тахографами отечественного производства.
6.7. Совместно с Департаментом по координации функционирования и развития транспортной системы (Гриневым) в трехмесячный срок разработать и согласовать с местными органами мероприятия по завершению в 1996 - 1998 годах устройства терминалов для предоставления необходимых транспортно-экспедиционных и сервисных услуг в регионах отечественным и зарубежным международным перевозчикам. При разработке и реализации этих мероприятий совместно с департаментами транспорта Москвы и Московской области обратить особое внимание на создание терминальной сети в этом регионе.
6.8. Совместно с ГТК России и ФПС России рассмотреть вопрос о размещении вблизи пограничных международных переходов экспедиторских организаций, оказывающих сервисные услуги российским и иностранным перевозчикам, осуществляющим международные перевозки грузов и пассажиров.
6.9. Совместно с Федеральным Дорожным Департаментом (Насоновым) и Российской транспортной инспекцией (Лагутиным) в первом квартале 1996 года подготовить предложения в Правительство Российской Федерации о введении штрафных санкций к иностранным автомобильным перевозчикам, допустившим нарушения межправительственных соглашений о международном автомобильном сообщении, международных Конвенций и внутреннего законодательства России в области автомобильного транспорта.
7. Управлению финансового контроля и лицензированной политики (Козлову) совместно с Департаментом автомобильного транспорта (Васильевым) и Федеральным дорожным департаментом (Насоновым) осуществить в первом квартале 1996 года проверку взимания и использования платы, за выдачу разрешений на поездку иностранным перевозчикам по территории России и за оформление согласования специальных разрешений на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов.
8. Юридическому управлению Министерства транспорта (Филяеву) осуществить необходимые контакты с комитетами и комиссиями Государственной Думы с целью ускорения принятия Федерального Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, машин и механизмов".
9. Российской транспортной инспекции (Лагутину) усилить контроль за работой автомобилей иностранных владельцев на территории Российской Федерации, имея в виду предотвращения каботажных перевозок и выявление других нарушений межправительственных соглашений в сфере автомобильных перевозок.
10. Федеральному Дорожному Департаменту (Насонову):
10.1. В кратчайший срок обеспечить выполнения приказа Министерства от 22 февраля 1995 года N 22 в части разработки и согласования с соответствующими компетентными органами России предложения об установлении требований к весовым параметрам и габаритам автотранспортных средств, осуществляющих перевозки по дорогам на территории России, размера дорожных сборов и сборов за превышение установленных для автотранспортных средств весовых и габаритных ограничений.
10.2. Разработать и представить в первом полугодии 1996 года на утверждение подпрограмму "Развитие автомобильных дорог для международного автомобильного сообщения и их обустройство объектами дорожного сервиса", как составную часть Федеральной целевой программы совершенствования и развития автомобильных дорог Российской Федерации "Дороги России" на 1995-2000 годы.
11. Заместителю Министра (Суворову), Директору Департамента автомобильного транспорта Васильеву в месячный срок создать постоянно действующую комиссию по оперативным вопросам, связанным с выполнением международных автомобильных перевозок с включением в нее представителей Минтранса России, ФПС России, ФСБ России, ГТК России, МВД России и АСМАП России.
12. Заместителю Министра (Суворову), Президенту АСМАП (Сухину), Директору Департамента автомобильного транспорта (Васильеву) совместно с МИДом России предпринять необходимые меры по вступлению Российской Федерации в ЕКМТ в качестве полноправного члена.
Департаменту автомобильного транспорта (Васильеву) совместно с АСМАП (Сухиным) проработать вопрос о частичной компенсации членского взноса Российской Федерации за счет добровольных взносов российских перевозчиков, осуществляющих международные автомобильные перевозки.
13. Заместителю Министра (Суворову) совместно с Департаментом автомобильного транспорта (Васильеву) в связи с подписанием Соглашения о Партнерстве и Сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским Союзом подготовить предложение об углублении сотрудничества с Еврокомиссией в области автомобильного транспорта, а также по приданию программы ТАСИС большей гибкости и приспособляемости к потребностям развития транспортного комплекса России.
14. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Министра (Суворова) и директора Департамента автомобильного транспорта (Васильева).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Минтранса РФ от 1 декабря 1995 г. N 16 "О мерах по совершенствованию организации международных перевозок автомобильным транспортом"
Текст постановления официально опубликован не был