Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Министерства транспорта РФ
от 18 апреля 2013 г. N НА-37-р
Методические рекомендации
по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования
I. Общие положения
1. Методические рекомендации по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования (далее - Методические рекомендации) рекомендуются для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и перевозчиками в качестве методической базы для расчёта величин экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования.
2. Настоящие Методические рекомендации определяют основные положения по расчёту величины экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа при формировании цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
3. Настоящие Методические рекомендации содержат механизм расчета экономически обоснованной величины стоимости 1 км пробега пассажирского транспортного средства и механизм формирования доходов перевозчиков, получаемых за выполненную работу - выпуск необходимого количества и типов транспортных средств на маршруты в соответствии с установленными расписаниями движения.
4. Экономически обоснованная стоимость 1 км пробега пассажирского транспортного средства является базовой величиной, на основе которой рассчитывается экономически обоснованный тариф на перевозку одного пассажира.
5. Экономически обоснованная стоимость 1 км пробега пассажирского транспортного средства рекомендуется к использованию как основа при проведении финансовых расчетов между перевозчиком и государственным (муниципальным) заказчиком услуг по перевозкам пассажиров, которые рекомендуется производить на основании данных о пробеге транспортных средств за расчётный период и с учётом типов транспортных средств.
6. Величина экономически обоснованной стоимости 1 км пробега пассажирского транспортного средства также может быть применена в целях определения начальной (максимальной) цены контракта при проведении конкурса на право заключения государственного (муниципального) контракта на перевозки пассажиров по государственному (муниципальному) заказу на конкретной маршрутной сети по установленному расписанию транспортными средствами заданных типов.
7. Настоящие Методические рекомендации не затрагивают вопросов, связанных с расчётом величины тарифа на перевозку пассажира, учитывающего платёжеспособность населения, тарифов, применяемых для категорий пассажиров, имеющих право на льготы в соответствии с действующим законодательством, а также с финансовыми взаимоотношениями бюджетов различных уровней.
II. Основные методические положения по расчёту величины экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования
8. В настоящих Методических рекомендациях под экономически обоснованной величиной стоимости 1 км пробега пассажирского транспортного средства понимается такая величина, которая включает себестоимость и прибыль и позволяет:
обеспечить материальными ресурсами (топливом, шинами, запасными частями и др.) необходимое количество и типы транспортных средств, выпускаемых перевозчиком на маршрут, с учетом требований по безопасности перевозок;
устанавливать уровень оплаты труда персонала перевозчика, обеспечивающий профессиональную пригодность и стабильность его состава;
обеспечивать экономически устойчивую деятельность перевозчика, а также обновление парка транспортных средств и иных основных средств, технологически связанных с обеспечением перевозок, в случае недостатка величины амортизационных отчислений.
9. В основу расчёта экономически обоснованной величины стоимости 1 км пробега пассажирского транспортного средства положены действующие нормы расхода материальных ресурсов и расчетные удельные расходы на 1 км пробега пассажирского транспортного средства с учетом адаптации к условиям деятельности конкретных перевозчиков.
10. Величины удельных расходов в настоящих Методических рекомендациях указаны по состоянию на начало 2013 года и пригодны к использованию до момента достижения индексом цен на соответствующие виды ресурсов величины 40 - 50 процентов. По достижении индексом цен этой величины требуется проведение актуализации удельных расходов.
11. Расчёт экономически обоснованной стоимости перевозки выполняется на основании следующей информации:
данных о маршрутной сети на расчётный (плановый) период (паспортов действующих или планируемых маршрутов);
расписаний движения пассажирских транспортных средств в расчётном (плановом) периоде с учётом типов транспортных средств;
данных о фактически выполненных объёмах перевозок пассажиров и пассажирообороте на расчётных маршрутах, а также о пробегах пассажирских транспортных средств с учётом их вместимости за сопоставимый период, предыдущий расчётному (плановому) периоду, с учётом их сезонности;
статистической и бухгалтерской отчётности (копии приказа об учётной политике организации для целей бухгалтерского учета, заверенной в установленном порядке).
12. Расчёт экономически обоснованной себестоимости перевозки выполняется по статьям расходов с учётом значений цен (тарифов) на потребляемые ресурсы за предыдущий (истёкший) период, а также индексов инфляции, индексов изменения цен производителей промышленной продукции, определяемых прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на расчётный период.
IV. Формирование уровня рентабельности перевозок, обеспечивающей экономически и финансово устойчивую деятельность перевозчиков автомобильного и городского электрического транспорта и включающей инвестиционную составляющую
39. Основным показателем рентабельности в транспортной организации является рентабельность услуг (перевозок), определяемая как отношение прибыли от реализации услуг к затратам на реализацию услуг (расходам по обычным видам деятельности или полной себестоимости, включающей управленческие и коммерческие расходы) (S), т.е.:
, % (32)
Другим показателем, применяемым транспортными организациями, является рентабельность оборота:
, % (33)
где: П - прибыль до налогообложения организации, руб.,
В - выручка от реализации (доходы по обычным видам деятельности), руб.
Расчет рентабельности оборота и рентабельности услуги (перевозки) проводится в соответствии с технологией, указанной в приложении N 5 к настоящим Методическим рекомендациям.
Рентабельность оборота транспортной организации, определенная по прибыли до налогообложения, должна быть не менее 4,8%.
Для экономически устойчивой деятельности транспортной организации уровень рентабельности услуги (перевозки) должен быть равен 9,6% .
40. Экономически обоснованный уровень рентабельности должен включать также инвестиционную составляющую, т.е. учитывать долю дополнительной прибыли, которую транспортная организация должна получить, чтобы прибавлять к амортизационным отчислениям на транспортные средства для обеспечения возможности их обновления с учетом роста рыночной стоимости, а также обеспечивать получение прибыли для обновления пассивной части основных средств.
Расчет инвестиционной составляющей для обновления транспортных средств проводится в соответствии с методикой, включающей технологию расчета ее величины и указанной в приложении N 6 к настоящим Методическим рекомендациям.
Определение необходимого уровня рентабельности, обеспечивающего обновление ТС, осуществляется на основе таблицы 3.
По таблице 3, исходя из величины коэффициента обновления и исходя из доли балансовой стоимости самортизированных ТС в общей балансовой стоимости ТС, определяется необходимый уровень рентабельности (инвестиционная составляющая в стоимости 1 км пробега транспортного средства).
Коэффициент обновления - это отношение балансовой стоимости приобретенных в течение года транспортных средств (ТС) к балансовой стоимости всех имеющихся ТС на конец года. Величина коэффициента обновления выбирается на основе совместного решения перевозчика с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Определение необходимой величины рентабельности рассмотрено на примере транспортной организации, где доля самортизированных ТС составляет 75%.
Для обновления полностью самортизированных ТС, полная первоначальная стоимость которых составляет 75% в полной первоначальной стоимости всех ТС, нужно провести расчет следующим образом:
из таблицы 3 выбрать строку, в которой в первой колонке стоит 75;
принять решение совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления о количестве лет, за которое будет проведено обновление (например, 7,5 лет), разделить 75 на 7,5, получив в результате 10;
выбрать столбец с коэффициентом обновления 10%;
взять цифру, стоящую на пересечении выбранной строки и выбранного столбца (выделена жирным шрифтом).
Таким образом, чтобы за 7,5 лет обновить полностью самортизированные ТС, в рассматриваемой в качестве примера транспортной организации, нужно иметь дополнительную рентабельность в размере 12,6 % в год.
Инвестиционная составляющая (ИС) в рентабельности перевозчика должна обеспечивать возможность обновления не только активной части основных средств (ОС), но также и их пассивной части (за исключением прочих объектов и имущества, не связанного с обеспечением перевозочной деятельности). ИС на обновление пассивной части ОС включается в рентабельность дополнительно к ИС на обновление ТС и определяется следующим образом: уровень рентабельности, включаемый в стоимость перевозки в целях обновления ТС, корректируется на коэффициент, отражающий соотношение фактических коэффициентов износа пассивной и активной частей ОС организации.
, (34)
где:
- инвестиционная составляющая в рентабельности на обновление пассивной части основных средств;
- инвестиционная составляющая в рентабельности на обновление активной части основных средств;
- коэффициент износа пассивной части основных средств ;
- износ пассивной части основных средств, определяемый как начисленная с начала срока эксплуатации амортизация пассивной части основных средств, руб.;
- первоначальная балансовая стоимость пассивной части основных средств, руб.;
- коэффициент износа активной части основных средств ;
- износ активной части основных средств, определяемый как начисленная с начала срока эксплуатации амортизация активной части основных средств, руб.;
- первоначальная балансовая стоимость активной части основных средств, руб.
Так, например, если коэффициент износа транспортных средств организации составляет 62%, коэффициент износа пассивной части ОС равен 34%, в год, тогда .
Следовательно общий (суммарный) процент экономически обоснованного уровня рентабельности (определяемой по прибыли от реализации услуг) для обеспечения устойчивой финансово-экономической деятельности и обеспечения обновления транспортных средств в рассматриваемой в качестве примера транспортной организации должен соответствовать 29,1% (9,6 + 12,6+6,9).
Инвестиционная составляющая в рентабельности
Таблица 3
Доля балансовой стоимости самортизированных ТС в общей балансовой стоимости ТС |
Необходимая рентабельность при величине коэффициента обновления : |
|||||||||||
8% |
10% |
12% |
15% |
20% |
25% |
30% |
36,5% |
40% |
45% |
51% |
73% |
|
5 |
2,58 |
3,23 |
3,87 |
4,84 |
6,45 |
8,07 |
9,68 |
11,78 |
12,91 |
14,52 |
16,46 |
23,56 |
10 |
3,12 |
3,90 |
4,67 |
5,84 |
7,79 |
9,74 |
11,69 |
14,22 |
15,59 |
17,54 |
19,87 |
28,45 |
15 |
3,65 |
4,57 |
5,48 |
6,85 |
9,13 |
11,42 |
13,70 |
16,67 |
18,27 |
20,55 |
23,29 |
33,34 |
20 |
4,19 |
5,23 |
6,28 |
7,86 |
10,47 |
13,09 |
15,71 |
19,11 |
20,95 |
23,57 |
26,71 |
38,23 |
25 |
4,72 |
5,90 |
7,08 |
8,86 |
11,81 |
14,77 |
17,72 |
21,56 |
23,63 |
26,58 |
30,12 |
43,12 |
30 |
5,26 |
6,57 |
7,89 |
9,87 |
13,15 |
16,44 |
19,73 |
24,01 |
26,31 |
29,60 |
33,54 |
48,01 |
35 |
5,80 |
7,24 |
8,69 |
10,87 |
14,49 |
18,12 |
21,74 |
26,45 |
28,99 |
32,61 |
36,96 |
52,90 |
40 |
6,33 |
7,91 |
9,49 |
11,88 |
15,83 |
19,79 |
23,75 |
28,90 |
31,67 |
35,63 |
40,37 |
57,79 |
45 |
6,87 |
8,58 |
10,30 |
12,88 |
17,17 |
21,47 |
25,76 |
31,34 |
34,35 |
38,64 |
43,79 |
62,68 |
50 |
7,40 |
9,25 |
11,10 |
13,89 |
18,51 |
23,14 |
27,77 |
33,79 |
37,03 |
41,66 |
47,21 |
67,58 |
55 |
7,94 |
9,92 |
11,90 |
14,89 |
19,85 |
24,82 |
29,78 |
36,23 |
39,71 |
44,67 |
50,63 |
72,47 |
60 |
8,48 |
10,59 |
12,71 |
15,90 |
21,19 |
26,49 |
31,78 |
38,68 |
42,39 |
47,69 |
54,04 |
77,36 |
65 |
9,01 |
11,26 |
13,51 |
16,91 |
22,54 |
28,16 |
33,79 |
41,12 |
45,07 |
50,70 |
57,46 |
82,25 |
70 |
9,55 |
11,93 |
14,31 |
17,91 |
23,88 |
29,84 |
35,80 |
43,57 |
47,75 |
53,72 |
60,88 |
87,14 |
75 |
10,08 |
12,60 |
15,12 |
18,92 |
25,22 |
31,51 |
37,81 |
46,01 |
50,43 |
56,73 |
64,29 |
92,03 |
80 |
10,62 |
13,27 |
15,92 |
19,92 |
26,56 |
33,19 |
39,82 |
48,46 |
53,11 |
59,74 |
67,71 |
96,92 |
85 |
11,16 |
13,94 |
16,72 |
20,93 |
27,90 |
34,86 |
41,83 |
50,90 |
55,79 |
62,76 |
71,13 |
101,81 |
90 |
11,69 |
14,61 |
17,52 |
21,93 |
29,24 |
36,54 |
43,84 |
53,35 |
58,47 |
65,77 |
74,55 |
106,71 |
95 |
12,23 |
15,28 |
18,33 |
22,94 |
30,58 |
38,21 |
45,85 |
55,79 |
61,15 |
68,79 |
77,96 |
111,60 |
100 |
12,76 |
15,95 |
19,13 |
23,95 |
31,92 |
39,89 |
47,86 |
58,24 |
63,83 |
71,80 |
81,38 |
116,49 |
V. Расчёт величины экономически обоснованной стоимости 1 км пробега транспортного средства и тарифа на перевозку 1 пассажира при осуществлении регулярных перевозок
41. Величину стоимости пробега на 1 км определяют для одной модели транспортного средства по формуле:
, руб./ км пробега (35)
и для парка транспортных средств по формуле:
, руб./ км пробега (36)
где - суммарный пробег на маршрутах транспортных средств данных марок и моделей в соответствии с расписанием, км.
42. Величину экономически обоснованного тарифа в расчёте на 1 пасс.место.км определяют по формуле:
, руб., (37)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.