Информация с мест и материалы проверок свидетельствуют о том, что органы народного образования и здравоохранения проводят определенную работу по охране детства. В последние годы значительно улучшилась работа по выявлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устройству их под опеку, попечительство, на усыновление (удочерение) и по осуществлению контроля за их воспитанием, развитием и состоянием здоровья.
Ежегодно 70% выявленных детей, лишившихся родителей, передается в семьи советских граждан в порядке усыновления, опеки (попечительства).
Вместе с тем имеются еще серьезные недостатки по соблюдению законодательства об охране детства и соответствующих указаний Министерства просвещения СССР и Министерства здравоохранения СССР.
В Таджикской ССР органы народного образования не обеспечивают выявление и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не располагают надлежащими сведениями о детях, переданных на воспитание в порядке усыновления, опеки (попечительства), не сообщают о подопечных детях органам здравоохранения, в связи с чем не обеспечивается целенаправленный медицинский контроль за их состоянием здоровья.
Органы народного образования УССР ежегодно не учитывают до половины усыновленных детей. Органы здравоохранения республики допускают нарушения в медицинском освидетельствовании передаваемых на усыновление детей.
В Грузинской ССР в нарушение Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье и Кодекса о браке и семье Грузинской ССР допускается передача детей раннего возраста в патронат. Дети передаются без оформления документов. Сведения о переданных детях в патронат отсутствуют, последующий контроль за их воспитанием, развитием и состоянием здоровья не осуществляется.
В Казахской ССР и Азербайджанской ССР имеют место серьезные недостатки в работе по выявлению, устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и осуществлению контроля за условиями воспитания, обучения и медицинского обеспечения подопечных детей.
В ряде территорий допускаются нарушения в обеспечении тайны усыновления.
В целях улучшения совместной работы органов народного образования и здравоохранения по передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи трудящихся приказываем:
1. Утвердить Инструкцию по передаче детей и подростков на усыновление, под опеку (попечительство) и защите интересов детей раннего возраста.
2. Министрам просвещения и здравоохранения союзных и автономных республик, заведующим краевыми, областными, районными, городскими, районными в городах отделами народного образования и здравоохранения, начальникам территориальных управлений народного образования и здравоохранения:
2.1. Принять к руководству и исполнению Инструкцию по передаче детей и подростков на усыновление, под опеку (попечительство) и защите интересов детей раннего возраста.
2.2. Довести содержание Инструкции до сведения руководителей детских домов, школ-интернатов, школ, дошкольных учреждений, родильных домов (отделений), домов ребенка, детских больниц и поликлиник.
2.3. Обязать руководителей учебно-воспитательных, родовспомогательных и детских лечебно-профилактических учреждений незамедлительно передавать сведения о детях, подлежащих усыновлению, в отделы народного образования, которые обеспечивают учет этих детей и кандидатов-усыновителей.
2.4. Принять меры к своевременному и полному выявлению, учету и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на усыновление, под опеку (попечительство), в детские учреждения; упорядочить ведение личных дел этих детей. Дела усыновленных и подопечных детей до их совершеннолетия должны находиться в районном, городском, районном в городе отделе народного образования.
2.5. Усилить работу по предупреждению разглашения тайны усыновления, создать необходимые условия для осуществления этой работы. Обеспечить особое хранение документации по усыновлению.
2.6. Заключение договора о передаче детей на воспитание в семьи граждан в порядке патроната может иметь место только в Латвийской ССР и Узбекской ССР, где эта форма устройства детей предусмотрена Кодексом о браке и семье.
2.7. Не допускать подбора детей на усыновление без направления отдела народного образования, а также передачи детей усыновителям без решения исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
3. Министерствам просвещения и здравоохранения союзных и автономных республик, краевым, областным и территориальным управлениям народного образования проводить совместную проверку работы органов народного образования, здравоохранения и их учреждений по соблюдению юридической обоснованности, педагогической целесообразности и медицинских показаний к передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) и осуществлению последующего контроля за условиями воспитания, развития и состоянием здоровья подопечных.
4. Считать утратившим силу Приказ Министерства здравоохранения СССР и Министерства просвещения СССР от 28 сентября 1977 г. N 885/131 "Об утверждении Инструкции о порядке передачи детей и подростков на усыновление, под опеку (попечительство) и их медицинском обеспечении".
5. Контроль за исполнением Приказа возложить на Главное управление школ Министерства просвещения СССР (т. Иванов Ю.Ю.) и Главное управление лечебно-профилактической помощи детям и матерям Министерства здравоохранения СССР (т. Гребешева И.И.).
Заместитель Министра |
В.Д. Шадриков |
Заместитель Министра |
Е.И. Воробьев |
Инструкция
по передаче детей и подростков на усыновление, под опеку (попечительство) и защите интересов детей раннего возраста
(утв. приказом Минпроса СССР и Министерства здравоохранения СССР от 14 января 1986 г. N 12/71)
I. Организация работы по передаче детей и подростков на усыновление (удочерение)
Усыновление (удочерение)*(1) является формой государственного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это наиболее предпочтительная форма семейного воспитания детей, при которой усыновленные в /правовом отношении полностью приравниваются к родным детям.
Условия и порядок усыновления, права и обязанности, возникающие в результате усыновления, отмена и признание его недействительным регламентируются Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, кодексами о браке и семье союзных республик.
Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних и только в их интересах.
Лица, желающие усыновить ребенка, обращаются с этой просьбой в отдел народного образования по месту жительства (или нахождения) ребенка либо по месту своего жительства.
Районный, городской, районный в городе отдел народного образования*(2), независимо от возраста усыновляемого ребенка (с его рождения и до 18 лет), производит подготовку вопроса на исполком Совета народных депутатов. Подготовка и представление требуемых материалов исполкому об усыновлении не входит в компетенцию органов здравоохранения.
Усыновление производится решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Исполкому поселкового или сельского Совета народных депутатов это право не предоставляется.
Для рассмотрения вопроса об усыновлении отдел народного образования представляет исполнительному комитету районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов*(3) следующие документы:
На кандидата-усыновителя: его заявление (при усыновлении супругами - их совместное заявление), его автобиографию и характеристику с места работы, справки о заработной плате и месте жительства, копию свидетельства о браке, согласие супруга кандидата-усыновителя (если усыновляет один из них); представляется медицинское заключение (по запросу отдела народного образования) об отсутствии у него противопоказаний для усыновления с приложением в подлиннике заключений врачей: терапевта, психиатра, дерматовенеролога (при необходимости - других специалистов), результаты исследования крови на реакцию Вассермана, рентгеноскопию грудной клетки и др. С целью сохранения тайны усыновления заключение о состоянии здоровья усыновителей может быть представлено из любого медицинского учреждения. Заключения врача-психиатра и врача-дерматовенеролога должны быть только с места жительства кандидата-усыновителя. Запрос возвращается в отдел народного образования одновременно с заключением.
Необходимо представить справку об отсутствии у проживающих совместно с усыновителем членов семьи заболеваний, препятствующих помещению в нее ребенка.
На усыновляемого ребенка: копия свидетельства о его рождении; копии свидетельств о смерти его родителей или копии решений суда о лишении их родительских прав, признании недееспособными или безвестно отсутствующими, письменное согласие родителя ребенка на усыновление. Представляются документы, подтверждающие уклонение родителей от воспитания и содержания детей (о розыске родителей, копии писем об их предупреждении и т.д.).
На подкинутых детей должны быть соответствующие акты и подтверждение органов милиции о безуспешности розыска родителей.
Необходимо согласие ребенка, достигшего десятилетнего возраста; согласие администрации детского учреждения, а также медицинские документы на ребенка в соответствии с разделом II Инструкции.
Представляется акт обследования условий жизни усыновителя и его семьи, в которых будет воспитываться ребенок, проведенного инспектором школ по охране детства отдела народного образования, с выводом о целесообразности усыновления.
Усыновлению подлежат здоровые дети и подростки. Исключение могут составлять те случаи, когда усыновление производится родственниками или посторонними лицами, которые, несмотря на предупреждение о недуге ребенка или наличии противопоказаний со стороны матери и их последствиях, настаивают на его усыновлении. Разъяснение о характере недуга ребенка и его последствиях производится главным врачом родильного дома (отделения), дома ребенка, стационара, директором детского дома, школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей*(4), совместно c врачом-педиатром.
В заявлении кандидата-усыновителя, согласии администрации детского учреждения на усыновление ребенка, в акте обследования, личном деле воспитанника и соответствующих медицинских документах указывается, что кандидат-усыновитель предупрежден о недуге ребенка и его последствиях. Предупреждение кандидата-усыновителя производится под расписку.
В тех случаях, когда усыновители имели намерение взять на воспитание здорового ребенка, а впоследствии у усыновленного был обнаружен недуг, относящийся к абсолютным противопоказаниям для усыновления, отдел народного образования, в тех республиках, где усыновителям не предоставлено право самим обращаться в суд с иском об отмене усыновлений, обязан по просьбе усыновителей возбуждать дело об отмене усыновления.
Учреждения системы здравоохранения и органы народного образования при передаче детей и подростков на усыновление должны иметь в виду, что разобщение братьев и сестер может быть допущено лишь как исключение при наличии особых обстоятельств (например, при медицинских противопоказаниях для усыновления одного из детей).
В целях упорядочения работы по подбору детей на усыновление и обеспечению тайны усыновления учет кандидатов-усыновителей и детей, подлежащих усыновлению, должен вестись только в районном, городском, районном в городе отделе народного образования.
Руководители родильных домов, лечебных учреждений, домов ребенка, детских домов и школ-интернатов обязаны незамедлительно сообщать о каждом ребенке, подлежащем усыновлению, в отдел народного образования по своему месту нахождения.
Подбор ребенка в соответствующем детском учреждении производится кандидатом-усыновителем только при наличии у него направления отдела народного образования.
Передача детей раннего возраста (до трех лет) на усыновление производится только через родильные дома (отделения), дома ребенка и стационары. Непосредственная передача детей между гражданами не допускается, за исключением случаев усыновлений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, родственниками.
Женщина-усыновительница, имитирующая беременность и роды (в том числе иногородняя), по разрешению главного врача госпитализируется в родильный дом (отделение) за 1-2 дня до предполагаемого срока родов только при наличии решения исполкома Совета народных депутатов об усыновлении конкретного ребенка.
На усыновительницу заводится история родов (форма N 096/у), в которой указывается дата и номер решения исполкома Совета народных депутатов об усыновлении ребенка. Выписка усыновительницы из родильного дома (отделения) производится так же, как при нормальных физиологических родах.
Женщина, усыновившая новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома (отделения), независимо от госпитализации по поводу имитации родов, имеет право на получение больничного листка и пособия по родам. Больничный листок выдается на срок со дня усыновления, т.е. даты вынесения решения исполкома, и по истечении 56 дней со дня фактического рождения ребенка. Новорожденным считается ребенок до 29 дней со дня его рождения. В больничном листке может быть проставлен диагноз "послеродовой отпуск". Больничный листок выдается тем родильным домом (отделением), из которого усыновлен ребенок.
Главный врач родильного дома (отделения), дома ребенка, стационара, директор детского дома, школы-интерната несут ответственность за правильность сведений о состоянии здоровья детей, передаваемых на усыновление. Они оформляют все необходимые документы на усыновляемого и предоставляют их медицинской комиссии по усыновлению и отделу народного образования.
В тех случаях, когда мать (отец) или оба родителя непосредственно в лечебно-профилактическом или детском учреждении отказались от воспитания и содержания своего ребенка или дали согласие на его усыновление, то это согласие (отказ) оформляется в письменной форме, с указанием паспортных данных; подпись родителя удостоверяется руководителем этого учреждения и заверяется печатью. В отдельных случаях усыновление допускается без согласия родителей по основаниям, предусмотренным статьей 101 Кодекса о браке и семье РСФСР и соответствующими статьями кодексов о браке и семье союзных республик.
Отдел народного образования принимает материалы на усыновление от родильного дома (отделения), дома ребенка, стационара, детского дома и школы-интерната при наличии всех необходимых документов (о ребенке, его родителях, братьях и сестрах и др.) для рассмотрения исполкомом Совета народных депутатов.
Ребенок передается усыновителю только по предъявлению решений об усыновлении исполкома Совета народных депутатов, которое остается в том учреждении, из которого усыновлен ребенок.
В журнале записей приема детей в дом ребенка, в книге учета воспитанников детского дома, школы-интерната и других документах отмечается только факт передачи ребенка на усыновление без указания фамилии усыновителей, их адреса, а также даты и номера решения исполкома Совета народных депутатов.
Личные дела усыновленных детей до их совершеннолетия должны находиться в отделе народного образования, а после достижения ими совершеннолетия - передаваться в архив на постоянное хранение. Заведующий отделом народного образования обеспечивает особое хранение личных дел и документации по усыновлению, а также создает надлежащие условия для приема граждан по этому вопросу.
Отдел народного образования первые два года осуществляет контроль за условиями воспитания, развитием и состоянием здоровья усыновленных детей (как усыновленных посторонними лицами, так и родственниками, отчимами и мачехами). В тех случаях, когда усыновление сопряжено с сохранением тайны усыновления, обследование проводится только инспектором школ по охране детства (или другим инспектором) отдела народного образования. По истечении двух лет обследование проводится по мере необходимости. Акты обследования должны находиться в личных делах усыновленных детей.
Сведения об усыновленных детях отражаются органами народного образования в статистической отчетности ЦСУ СССР по форме 103-РИК "Отчет об устройстве детей и подростков, оставшихся без попечения родителей". Усыновленные снимаются с учета по достижении ими совершеннолетия.
Документация, оставшаяся после усыновления ребенка (история родов, история развития новорожденного, история болезни, решение исполкома об усыновлении и др.), хранится в сейфе в отдельном запечатанном конверте в учреждении, передавшем ребенка на усыновление.
Воспрещается без согласия усыновителей, а в случае их смерти, без согласия отдела народного образования или исполкома Совета народных депутатов сообщать какие-либо сведения об усыновлении. Данное запрещение не распространяется на запросы органов суда и прокуратуры.
Лица, разгласившие тайну усыновления против воли усыновителей, могут быть привлечены в соответствии с действующим законодательством к уголовной ответственности.
II. Медицинское освидетельствование детей и подростков, подлежащих усыновлению
С целью медицинского освидетельствования детей и подростков, подлежащих усыновлению, в городе, районе, области создается персонально утвержденная медицинская комиссия. Регистрация вызовов комиссии по усыновлению должна проводиться в поликлинике или в другом медицинском учреждении, на базе которого она организована.
В состав комиссии по усыновлению, осматривающей детей до трехлетнего возраста b родильных домах (отделениях), домах ребенка, детских больницах, входят врачи: педиатр, невропатолог (детский), психиатр (детский).
Дети, подлежащие усыновлению, должны представляться на комиссию в максимально ранние сроки, но не молоке 14 дней. До осмотра комиссией ребенок должен быть обследован врачами: офтальмологом, травматологом-ортопедом, дерматовенерологом, а если имеются показания - логопедом и другими специалистами.
В состав комиссии, осматривающей детей старше трехлетнего возраста и подростков, входят врачи: педиатр (терапевт подростковый), невропатолог; психиатр; учитель-дефектолог и логопед. По показаниям ребенок обследуется и другими специалистами.
Комиссии по усыновлению к моменту осмотра ребенка представляются история родов (ф. N 096/у), история, развития новорожденного (ф. N 097/у), история развития ребенка (ф. N 112/у), медицинская карта стационарного больного (ф N 003/у), медицинская карта ребенка (ф. N 026/у), медицинская карта амбулаторного больного (ф. N 025/у), вкладной лист на подростка к медицинской карте амбулаторного больного (ф. N 026-1/у); результаты обследования ребенка (анализ мочи на фенилкетонурию для детей раннего возраста, клинический анализ мочи и крови, кровь на RW), а также справка врача-терапевта (при показаниях психиатра) о наличии у матери соматических или психиатрических заболеваний. В указанных документах, наряду с данными о нервно-психическом и физическом развитии ребенка, их оценкой, данными лабораторных исследований должны быть данные акушерско-гинекологического анамнеза (количество беременностей, выкидышей, их сроки, мертворождение, течение последней беременности и родов) и особенно тщательно и целенаправленно собранные у матери сведения о семейно-наследственных заболеваниях, алкоголизме, наркомании.
Результаты осмотра ребенка и заключение комиссии о состоянии его здоровья записываются в историю развития новорожденного, историю болезни или индивидуальную карту амбулаторного больного.
В отдел народного образования представляется заключение комиссии о состоянии здоровья ребенка и об отсутствии противопоказаний к его усыновлению с приложением анализов (в том числе результатов обследования на фенилкетонурию), заключения психиатра и других специалистов, а также справка о состоянии здоровья матери ребенка.
Дальнейшее медицинское наблюдение за усыновленным ребенком проводится детский поликлиникой по месту жительства на общих основаниях.
III. Медицинские противопоказания к усыновлению детей
Абсолютные противопоказания со стороны родителей:
Наличие у родителей усыновляемого психических заболеваний с высоким риском наследственной передачи: шизофрения, маниакально-депрессивный психоз; наследственно-дегенеративных заболеваний и семейных форм олигофрении. Хронический алкоголизм и наркомания. Венерические заболевания (сифилис) и лепра. Заболевание желез внутренней секреции с обострением в период беременности. Токсоплазмоз. Активные формы туберкулеза любой локализации.
Относительные противопоказания, со стороны матери:
Заболевания сердечно-сосудистой системы с недостаточностью кровообращения II-III ст. (пороки сердца, ревматизм). Неблагоприятное течение беременности: инфекции, поздние токсикозы, особенно в сочетании с поражением почек, гипертонической болезнью и др.; обострения хронических процессов во время беременности и длительное применение лекарственных средств; многоводие, длительный безводный период; переношенная беременность. Оперативное родоразрешение: наложение акушерских щипцов, извлечение с помощью вакуум-экстрактора, наложение кожно-головных щипцов, поворот и экстракция плода. Новообразования.
Абсолютные противопоказания со стороны ребенка:
Глубокое органическое поражение центральной нервной системы. Врожденные уродства выраженной степени: нарушение опорно-двигательного аппарата (хондродистрофия, амниотические перетяжки, артрогрипоз, косорукость и др.); врожденные изменения лица и черепа (заячья губа, волчья пасть и др.); нарушения строения половых органов (эписпадия, атрезия вульвы и гимена, врожденный адреногенитальный синдром и др.); злокачественные новообразования; врожденная патология глаз (катаракта, колобома; атрофия зрительного нерва, выраженный микрофтальм и другие заболевания с потерей или резким снижением остроты зрения); ксантоматоз; микроцефалия, прогрессирующая гидроцефалия.
Наличие множественных (более 6) или резко выраженных черт дизэмбириогенеза, включающих: изменения лица и черепа (седловидный нос, гипертелоризм, эпикант, монголоидный разрез глаз, микрофтальмия, экзофтальмия, высокое небо, прогнатизм, брахицефалия, аномалии ушных раковин); изменения шеи: короткая шея, крыловидная шея; изменения скелета; разные аномалии: пигментация и депигментация кожи, родимые пятна крупных размеров, гирсутизм, спинно-мозговая грыжа, отек стоп и кистей.
Болезни обмена и хромосомные абберации. Шизофрения, эпилепсия, эпилептиформные синдромы различной этилогии. Олигофрения и деменция - независимо от степени их выраженности. Психопатии различного генеза. Дегенеративные заболевания. Психические нарушения в результате врожденных дефектов обмена. Врожденный сифилис и лепра. Туберкулез активной формы любой локализации. Выраженное снижение слуха, зрения. Врожденная патология желез внутренней секреции.
При наличии абсолютных противопоказаний к усыновлению либо со стороны ребенка, либо со стороны родителей ребенок не подлежит усыновлению, и комиссия по усыновлению решает вопрос об определении профиля учреждения, куда ребенок должен быть помещен (больница со специализированным стационаром, дом ребенка, детский дом или детское учреждение системы социального обеспечения).
Относительные противопоказания со стороны ребенка:
Негрубая задержка психического, речевого и моторного развития. Различные преходящие ситуационно обусловленные нарушения (реакции протеста, страха, заикание и др.). Негрубые последствия раннего органического поражения нервной системы с неврозоподобными нарушениями. Компенсированная гидроцефалия без психических нарушений и органических изменений нервной системы. Асфиксия. Недоношенность. Заболевания внутренних органов. Гипотрофия. Туберкулезная интоксикация. Доброкачественные опухоли (липомы, папилломы и др.). Гипертрофия вилочковой железы.
При наличии относительных противопоказаний необходимы повторные освидетельствования ребенка комиссией для окончательного решения вопроса о возможности усыновления по срокам, указанным комиссией.
Задержка психоречевого развития, обусловленная условиями воспитания, не является противопоказанием для передачи ребенка на усыновление.
По медицинским показаниям подкинутые дети могут быть переданы на усыновление по истечении года (при условии безуспешности розыска родителей органами милиции).
IV. Передача детей и подростков под опеку и попечительство
Под опеку (попечительство) передаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (см. Инструктивно-методические рекомендации по вопросам опеки и попечительства над несовершеннолетними Министерства просвещения СССР от 28 мая 1973 г. N 05-7-26).
Под опеку и попечительство могут быть переданы как здоровые, так и больные дети. При передаче ребенка под опеку (попечительство) необходимо представить заключение врача-педиатра (терапевта подросткового) с указанием результатов проведенных лабораторных исследований (общего анализа крови и на реакцию Вассермана, анализа мочи, данных рентгеноскопии грудной клетки и др.).
Опекун (попечитель) должен быть осведомлен о состоянии здоровья ребенка и о возможных трудностях воспитания, вызванных его недугом.
В заявлении будущего опекуна (попечителя), первичном акте обследования указывается, что он предупрежден о недуге ребенка и его последствиях. В каждом индивидуальном случае вопрос о целесообразности передачи больного ребенка под опеку (попечительство) решается по усмотрению отдела народного образования и соответствующего исполкома Совета народных депутатов.
Кандидат в опекуны (попечители) должен пройти медицинское освидетельствование и представить заключение врача поликлиники (по запросу отдела народного образования, поселкового или сельского Совета народных депутатов) об отсутствии у него противопоказаний для осуществления опеки (попечительства) с приложением в подлиннике заключений врачей: терапевта, психиатра, дерматовенеролога (при необходимости других специалистов), результатов исследования крови на реакцию Вассермана, рентгеноскопии грудной клетки и др. Необходимо представить справку об отсутствии у проживающих совместно с кандидатом в опекуны (попечители) членов семьи заболеваний, препятствующих помещению в нее ребенка. Если кандидат в опекуны (попечители) или совместно с ним проживающий член семьи страдает алкоголизмом, наркоманией или другими заболеваниями, представляющими опасность для ребенка, то он не может быть назначен опекуном (попечителем) ребенка.
За развитием и состоянием здоровья подопечных детей проводится постоянное медицинское наблюдение. С этой целью отдел народного образования ежегодно направляет в отдел здравоохранения, центральную районную больницу уточненные списки подопечных детей для осуществления медицинского наблюдения. О результатах ежегодного углубленного медицинского обследования каждого подопечного ребенка учреждения органов здравоохранения сообщают отделу народного образования, поселковому или сельскому Совету народных депутатов.
Подопечные дети с различными отклонениями в состоянии здоровья, отстающие в физическом развитии, а также страдающие хроническими заболеваниями, подлежат строгому диспансерному наблюдению. При наличии показаний эти дети в первую очередь направляются в детские оздоровительные учреждения, санатории, стационары и специализированные учреждения.
Систематическое наблюдение за этими детьми осуществляется врачом-педиатром (терапевтом подростковым) и соответствующими врачами узких специальностей.
V. Защита прав и интересов детей раннего возраста
В целях недопущения оставления детей без надзора и помощи в соответствии со статьей 122 Кодекса о браке и семье РСФСР и аналогичными статьями кодексов о браке и семье, союзных республик установлена обязанность всех учреждений и лиц немедленно сообщать о детях, оставшихся без попечения родителей, в отдел народного образования по их фактическому местонахождению. Ответственность за своевременное выявление детей лежит на государственных и общественных организациях, на которые действующим законодательством возложена обязанность по охране прав и интересов детей и подростков, в частности, на органы здравоохранения.
Лечебно-профилактические учреждения должны своевременно выявлять детей раннего возраста, оставшихся без попечения родителей, и принимать меры к их устройству в учреждения системы здравоохранения. Организация работы по своевременному выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, и ее координация осуществляется органами опеки и попечительства.
Защита прав и интересов воспитанников домов ребенка осуществляется администрацией этих учреждений, выполняющих обязанности их опекунов. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 7 декабря 1979 г. N 9 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" администрация дома ребенка может обратиться в суд с заявлением о лишении родителей родительских прав или признании их безвестно отсутствующими и др. Указанные сведения о родителях передаются администрацией дома ребенка при переводе воспитанников в детский дом для детей дошкольного возраста.
Детские поликлиники оказывают медицинскую помощь и правовую защиту детям из неблагополучных семей и семей с факторами социального риска.
Дети раннего возраста из семей с особо тяжелыми бытовыми условиями и неблагополучных семей выявляются и своевременно устраиваются в детские ясли (ясли-сад), а при необходимости - в дом ребенка.
Подготовка вопросов о лишении родителей родительских прав, отобрании детей без лишения родителей родительских прав, споры о месте проживания детей при раздельном жительстве родителей и другие вопросы, связанные с воспитанием, развитием детей раннего возраста, осуществляется органами народного образования и учреждениями здравоохранения.
Дела о лишении родителей родительских прав рассматриваются судами. С заявлением в суд могут обратиться один из родителей, прокурор, отдел народного образования, комиссия по делам несовершеннолетних при исполкоме Совета народных депутатов, комитеты профсоюза, дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, опекуны (попечители) и другие юридические лица, если на них законом возложена обязанность по охране прав и интересов несовершеннолетних.
Администрация детских поликлиник, больниц вправе обратиться с ходатайством о лишении родителей родительских прав в прокуратуру, комиссию по делам несовершеннолетних при исполкоме Совета народных депутатов, в отдел народного образования.
В случае лишения родителей родительских прав ребенок передается на воспитание другому родителю, а если такая передача невозможна или оба родителя лишены родительских прав - ребенок передается на попечение органов опеки и попечительства. Избрание той или иной формы воспитания ребенка (устройство в детское учреждение, под опеку или на усыновление) является компетенцией органа опеки и попечительства.
Статья 19 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье предусматривает отобрание ребенка и передачу его на попечение органов опеки и попечительства, независимо от лишения родительских прав, если оставление ребенка у лиц, у которых он находится, опасно для него. Отобрание ребенка без лишения родительских прав может иметь место только в судебном порядке. В то же время кодексы о браке и семье Эстонской ССР, Узбекской ССР, Туркменской ССР, Азербайджанской ССР и Киргизской ССР предоставляют право органам опеки и попечительства выносить постановления об отобрании ребенка до суда в случаях, не терпящих отлагательства, когда имеется непосредственная угроза жизни или здоровью ребенка. В этих случаях отдел народного образования должен в пятидневный срок (в Киргизской ССР - немедленно) предъявить в суд иск об отобрании ребенка.
В соответствии с вышеуказанным постановлением Пленума Верховного Суда СССР при возбуждении в судах дел о лишении родительских прав, отобрании детей и исключительных случаях, если этого требуют интересы детей, суд в процессе подготовки дела или в ходе рассмотрения дела до вынесения решения разрешает временное отобрание детей у родителей и других лиц. При необходимости суд может принять меры к немедленному исполнению решения об отобрании детей.
В тех случаях, когда родители, лишенные родительских прав, систематически нарушают правила социалистического общежития и создают невозможность совместного с ними проживания детей раннего возраста, детская поликлиника и другие лечебно-профилактические учреждения вправе ходатайствовать перед прокурором или комиссией по делам несовершеннолетних при исполкоме Совета народных депутатов о предъявлении иска о выселении таких родителей. В соответствии с указанным постановлением Пленума Верховного Суда СССР одновременно с иском о лишении родительских прав суд может в интересах детей рассмотреть иск заинтересованных лиц о выселении родителей.
Работа по охране детства в отношений детей раннего возраста осуществляется патронажной медицинской сестрой, участковой медицинской сестрой, участковым врачом-педиатром, юрисконсультом совместно с инспектором школ по охране детства отдела народного образования.
При рассмотрении вопросов усыновления, опеки (попечительства) и защиты интересов детей раннего возраста следует руководствоваться Основами законодательства Союза ССР и союзных республик, Кодексом о браке и семье, Положением об органах опеки и попечительства, утвержденным Советом Министров союзной республики, настоящей Инструкцией и др.
В настоящей Инструкции основное внимание обращено на те вопросы охраны интересов детей и подростков, в решении которых необходима совместная деятельность органов народного образования и здравоохранения.
Начальник Главного управления |
Ю.Ю. Иванов |
Начальник главного управления лечебно-профилактической |
И.И. Гребешева |
______________________________
*(1) В дальнейшем будет говориться "усыновление", имея в виду и "удочерение".
*(2) В дальнейшем будет упоминаться "отдел народного образования", имея в виду "районный, городской, районный в городе отдел народного образования".
*(3) В дальнейшем будет упоминаться "исполком Совета народных депутатов", имея в виду "исполком районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов".
*(4) В дальнейшем будет упоминаться "школа-интернат", имея в виду "школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минпроса СССР и Министерства здравоохранения СССР от 14 января 1986 г. N 12/71 "О мерах по совершенствованию работы органов народного образования и здравоохранения по передаче детей и подростков на усыновление, под опеку (попечительство)"
Текст приказа официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минпроса СССР и Минздрава СССР от 15 июля 1986 г. N 163/987