В условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации проблема сохранения и укрепления здоровья военнослужащих, увеличения их адаптационных возможностей, создания благоприятных условий жизнедеятельности должна рассматриваться как важная и неотъемлемая часть обеспечения постоянной боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации.
Несмотря на принимаемые меры, ощутимых положительных результатов в деле охраны здоровья военнослужащих достичь не удалось. В течение последних лет отмечается увеличение показателей заболеваемости, трудопотерь, смертности, количества увольняемых по состоянию здоровья.
Решению проблем сохранения здоровья военнослужащих мешают как объективные факторы, обусловленные социально-экономическим положением в стране, так и субъективные причины, в значительной мере определяющиеся недостаточно осознанной командирами (начальниками) потребностью в реальной заботе о подчиненных.
Не снижается в войсках уровень социально обусловленных болезней - туберкулеза, заболеваний, передающихся половым путем, психических расстройств, алкоголизма и наркомании. Остро встала проблема ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов В и С.
Не удалось добиться коренного перелома в решении проблем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия войск. Инфекционная заболеваемость личного состава войск (сил) имеет тенденцию к росту. Ежегодный экономический ущерб от этих заболеваний составляет около 500 млн рублей.
Продолжают отмечаться серьезные недостатки в функционировании систем жизнеобеспечения военных городков, организации питания, водоснабжения. В связи с ухудшением технического состояния и эксплуатации казарменных зданий, бань, прачечных, сетей водоснабжения и канализации сохраняется угроза возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний среди личного состава (ВВС, ВДВ, СКВО, ПриВО, УрВО, ДВО, ЧФ и др.).
Не уменьшается количество автопарков и мастерских, не обеспеченных горячим водоснабжением. Недостатки в организации помывок, нерегулярная смена нательного и постельного белья, низкое качество его стирки, формальное проведение телесных осмотров в подразделениях являются причинами, способствующими росту гнойничковой заболеваемости, распространению педикулеза среди личного состава (СКВО, ПриВО, УрВО, СибВО, СФ, БФ и др.).
Не улучшается санитарное состояние многих войсковых столовых, остается низким качество приготовления пищи. Недоведение положенных норм довольствия, отсутствие необходимого ассортимента продовольствия, длительные замены свежих продуктов консервированными не позволяют организовать полноценное в количественном и качественном отношении питание военнослужащих (ВДВ, МВО, ПриВО, СибВО, СФ, ЧФ и др.).
Медицинская служба зачастую не проявляет должной требовательности и принципиальности в отношении лиц, допускающих нарушения в вопросах обеспечения здоровых условий жизни и быта военнослужащих. Продолжают иметь место случаи привлечения медицинской службы к выполнению мероприятий по устранению недостатков в материальном и бытовом обеспечении военнослужащих, выявленных самой медицинской службой, но не входящих в круг ее обязанностей.
Недостаточно эффективно организуются и реализуются меры гигиенического воспитания и обучения военнослужащих, пропаганды здорового образа жизни.
В целях достижения положительных результатов в деятельности должностных лиц по обеспечению приоритета охраны здоровья личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и создания благоприятных условий жизни и быта войск (сил) приказываю:
1. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, армиями и флотилиями, командующему Воздушно-десантными войсками:
рассматривать не реже двух раз в год на служебных совещаниях и заседаниях военных советов ход и состояние работы по сохранению и укреплению здоровья личного состава, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия войск (сил) в целях оперативного принятия мер, направленных на снижение заболеваемости;
исключить практику возложения на медицинскую службу не свойственных ей задач по устранению недостатков, выявленных самой медицинской службой.
2. Начальнику Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации - заместителю Министра обороны Российской Федерации:
проанализировать состояние объектов тыла, материального, бытового обеспечения и банно-прачечного обслуживания военнослужащих, в том числе находящихся в полевых условиях, на блокпостах, сторожевых заставах, учебных центрах и полигонах, и принять неотложные меры по устранению имеющихся недостатков. Переработать критерии оценки состояния и содержания объектов служб тыла с учетом их санитарного состояния;
разработать "Паспорт здоровья личного состава воинской части" - единую форму учета результатов деятельности должностных лиц по созданию безопасных условий военной службы, улучшению материального и бытового обеспечения, сохранению здоровья личного состава. Провести на базе ЛенВО, МВО и СФ научно-исследовательскую проработку целесообразности его внедрения в Вооруженных Силах Российской Федерации;
до 1 декабря 1999 г. подготовить и представить в Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации (Главное организационно-мобилизационное управление) предложения по изменению организационно-штатной структуры санитарно-эпидемиологических учреждений с учетом дислокации и территориального принципа медицинского обеспечения войск (сил) за счет штатной численности медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
3. Начальнику строительства и расквартирования войск - заместителю Министра обороны Российской Федерации:
при составлении планов строительства и реконструкции объектов Министерства обороны Российской Федерации уделять первоочередное внимание обустройству неблагополучных в санитарно-эпидемиологическом отношении военных городков и гарнизонов, развитию и совершенствованию материальной базы лечебно-профилактических учреждений медицинской службы, обратив особое внимание на санитарно-эпидемиологические учреждения всех уровней;
принять меры по повышению надежности и качества работы объектов водоснабжения и канализации, бесперебойному обеспечению воинских частей и жилых городков электроэнергией, теплом, водой, своевременному вводу в эксплуатацию реконструируемых и вновь строящихся очистных сооружений.
4. Командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации:
рассматривать не реже одного раза в месяц на служебных совещаниях вопросы состояния работы по сохранению и укреплению здоровья личного состава, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия войск (сил);
в целях поддержания благоприятных условий жизнедеятельности личного состава обеспечить устойчивое функционирование систем энерго-, тепло-, водоснабжения и канализации, принять конкретные меры по организации подачи горячей и холодной воды в автопарки и мастерские.
5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации - заместителя Министра обороны Российской Федерации.
6. Признать утратившим силу приказ Министра обороны Российской Федерации 1993 года N 323.
7. Приказ разослать до отдельной роты.
Министр обороны Российской Федерации |
И. Сергеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министра обороны РФ от 14 октября 1999 г. N 466 "О мерах по обеспечению охраны здоровья личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации"
Текст приказа официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минобороны России от 23 октября 2007 г. N 442