Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу МЧС РФ
от 5 мая 2008 г. N 240
Порядок
привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ
11 июля 2011 г.
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1 (ч. I), ст. 2; N 33 (ч. I), ст. 3413; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19 (ч. I), ст. 1839; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212; N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 43, ст. 5084) и регулирует вопросы планирования действий подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, а также вопросы организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Российской Федерации.
Приказом МЧС РФ от 11 июля 2011 г. N 355 пункт 1.2 настоящего приложения изложен в новой редакции
1.2. С целью координации деятельности различных видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при реагировании на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера на территории Российской Федерации создаются гарнизоны пожарной охраны:
на территории каждого субъекта Российской Федерации- территориальный гарнизон пожарной охраны;
на территории каждого муниципального района, городского округа (далее - муниципальное образование) - местный гарнизон пожарной охраны.
Местные гарнизоны пожарной охраны входят в состав соответствующего территориального гарнизона пожарной охраны.
Приказом МЧС РФ от 11 июля 2011 г. N 355 пункт 1.3 настоящего приложения изложен в новой редакции
1.3. Границы территориального гарнизона пожарной охраны соответствуют границам субъекта Российской Федерации, местного гарнизона пожарной охраны - границам муниципального образования.
Приказом МЧС РФ от 11 июля 2011 г. N 355 пункт 1.4 настоящего приложения изложен в новой редакции
1.4. Начальниками гарнизонов пожарной охраны являются:
территориального - начальник главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее - Главное управление), допущенный в установленном порядке к руководству тушением пожаров;
местного - начальник подразделения федеральной противопожарной службы (далее - ФПС), дислоцированного на территории муниципального образования, или сотрудник государственного пожарного надзора, допущенный в установленном порядке к руководству тушением пожаров, который назначается приказом начальника Главного управления по согласованию с начальником соответствующего регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На территории закрытого административно-территориального образования (далее - ЗАТО) начальником местного гарнизона пожарной охраны является начальник специального подразделения ФПС, созданного в целях организации профилактики и тушения пожаров в ЗАТО, допущенный в установленном порядке к руководству тушением пожаров.
При отсутствии на территории муниципального образования должностных лиц ФПС распоряжением руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с начальником соответствующего Главного управления начальником местного гарнизона пожарной охраны назначается должностное лицо подразделения противопожарной службы субъекта Российской Федерации или иного вида пожарной охраны, допущенное в установленном порядке к руководству тушением пожаров.
1.5. Основные обязанности начальника гарнизона пожарной охраны:
организация и контроль гарнизонной службы;
определение должностных лиц гарнизона пожарной охраны и разработка их должностных обязанностей;
определение порядка руководства тушением пожаров;
определение порядка выезда оперативных должностных лиц гарнизона пожарной охраны на пожары и проведение аварийно-спасательных работ, а также их компетенции;
организация в установленном порядке получения допусков на право руководства тушением пожаров оперативных должностных лиц гарнизона пожарной охраны;
руководство нештатными службами гарнизона пожарной охраны;
организация пожарно-тактической подготовки в гарнизоне пожарной охраны;
обобщение передового опыта несения службы пожарной охраны;
организация и руководство работой опорных пунктов по тушению крупных пожаров (далее - ОПТКП);
организация нештатных оперативных штабов пожаротушения;
определение порядка их привлечения к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;
контроль за выполнением правил охраны труда при несении гарнизонной службы.
1.6. Для обеспечения готовности подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований к тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ и взаимодействия со службами жизнеобеспечения в гарнизонах пожарной охраны создается гарнизонная служба.
Основными задачами гарнизонной службы являются:
создание необходимых условий для эффективного применения сил и средств гарнизона пожарной охраны при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
создание единой системы управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны;
организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения;
организация и проведение совместных мероприятий всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, входящих в гарнизон пожарной охраны.
1.7. Для выполнения основных задач гарнизонная служба осуществляет следующие функции:
планирует применение сил и средств гарнизона пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
осуществляет учет и контроль состояния сил и средств гарнизона пожарной охраны;
обеспечивает профессиональную и иные виды подготовки личного состава гарнизона пожарной охраны, в том числе должностных лиц гарнизона пожарной охраны, путем проведения пожарно-тактических учений, соревнований, сборов, семинаров и иных мероприятий в гарнизоне пожарной охраны;
организует связь при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
обеспечивает работоспособность системы приема и регистрации вызовов, а также систем информационного обеспечения пожарной охраны;
разрабатывает и осуществляет мероприятия по привлечению личного состава гарнизона пожарной охраны, свободного от несения службы, к тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
разрабатывает и заключает соглашения (утверждает совместные инструкции) по осуществлению взаимодействия со службами жизнеобеспечения и др.
1.8. Для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в территориальных гарнизонах пожарной охраны создаются нештатные организационные формирования сил и средств пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований - нештатные службы гарнизона пожарной охраны.
Нештатные службы гарнизона пожарной охраны являются нештатными органами управления гарнизона пожарной охраны, возглавляются соответствующими должностными лицами из числа лиц среднего и старшего начальствующего состава подразделений пожарной охраны.
В гарнизонах пожарной охраны создаются следующие нештатные службы:
управления;
газодымозащитная;
техническая;
связи.
Допускается создание других нештатных служб, например: радиационной безопасности, химической безопасности, охраны труда и т.д.
Приказом МЧС РФ от 11 июля 2011 г. N 355 в пункт 1.9 настоящего приложения внесены изменения
1.9. Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ устанавливается планами привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее - План привлечения) и расписаниями выездов подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее - Расписание выезда).
План привлечения разрабатывается для тушения пожаров на территории субъекта Российской Федерации (за исключением города федерального значения).
Расписание выездов разрабатывается для тушения пожаров на территории города федерального значения, муниципального района, городского округа.
1.10. Разработку Плана привлечения на территории субъекта Российской Федерации, Расписания выезда в городе федерального значения обеспечивает начальник территориального гарнизона пожарной охраны.
Приказом МЧС РФ от 11 июля 2011 г. N 355 пункт 1.11 настоящего приложения изложен в новой редакции
1.11. Разработку Расписания выезда на территории муниципального образования обеспечивает начальник местного гарнизона пожарной охраны.
1.12. Для разработки Плана привлечения (Расписания выезда) руководители всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований представляют необходимые сведения (тактико-технические характеристики пожарных и специальных автомобилей, находящихся на вооружении; оперативно-тактическая характеристика района выезда и т.д.).
Приказом МЧС РФ от 11 июля 2011 г. N 355 в пункт 1.13 настоящего приложения внесены изменения
1.13. План привлечения (Расписание выезда в городе федерального значения), согласованный с начальником Главного управления, а также с начальниками всех подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров ЗАТО, а также в особо важных и режимных организациях (далее - специальные подразделения ФПС), дислоцированных на территории данного субъекта Российской Федерации, в части, их касающейся, утверждается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Количество сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на сопредельных территориях двух и более субъектов Российской Федерации определяется руководством соответствующих региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации.
Приказом МЧС РФ от 11 июля 2011 г. N 355 пункт 1.14 настоящего приложения изложен в новой редакции
1.14. Расписание выезда, согласованное с начальником Главного управления, начальником специального подразделения ФПС, дислоцированного на территории муниципального образования, и с руководителями организаций, силы и средства которых привлекаются для тушения пожаров на территории муниципального образования, утверждается главой муниципального образования, в интересах которого оно разработано.
IV. Особенности привлечения сил и средств пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ
4.1. Для тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Российской Федерации в первую очередь выделяются силы и средства СПЧ и ОПТКП с учетом их обеспеченности основной, специальной пожарной и аварийно-спасательной техникой, пожарно-техническим вооружением и оборудованием, а также возможности автономного функционирования.
4.2. Время готовности СПЧ и ОПТКП к передислокации для тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Российской Федерации составляет не более 6 часов. При этом готовность дежурной смены постоянная.
4.3. Время готовности других подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований к передислокации для тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Российской Федерации определяется исходя из местных условий, но не должно превышать 6 часов.
4.4. Организация тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ включает в себя:
оснащение подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований техникой, огнетушащими средствами, аварийно-спасательным оборудованием и определение им конкретных задач;
организацию караульной службы;
разработку документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;
организацию связи и взаимодействия между подразделениями пожарной охраны и аварийно-спасательными формированиями, а также с другими службами жизнеобеспечения муниципального образования (объекта);
поддержание высокой профессиональной готовности подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований.
Все мероприятия по организации пожаротушения должны быть направлены на своевременное прибытие подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований к месту пожара, на спасение людей и имущества, на скорейшую ликвидацию пожара.
V. Проведение предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ
5.1. Организация работы по предварительному планированию действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ возлагается на начальников главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, специальных подразделений ФПС.
5.2. Мероприятия предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ должны соответствовать оперативно-тактическим и инженерно-техническим особенностям организации (населенного пункта), правилам охраны труда в конкретных организациях, приборно-техническому обеспечению прогнозирования параметров возникновения и развития пожара, решению ряда технических задач по привлечению сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, применению различных средств и способов тушения пожаров, а также требованиям руководящих документов.
5.3. Начальники главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, специальных подразделений ФПС организуют разработку документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ на основе прогноза обстановки и моделирования возможных аварийных ситуаций.
5.4. Взаимодействие между различными видами пожарной охраны и аварийно-спасательными формированиями, территориальными, муниципальными, объектовыми службами жизнеобеспечения при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ обеспечивается старшими должностными лицами, из числа начальствующего состава ФПС главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
5.5. Руководители органов управления и подразделений всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований обязаны обеспечивать безусловное выполнение требований настоящего Порядка подчиненными органами управления и подразделениями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.