Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 75357-5 "О развитии промышленности"
Досье на проект федерального закона
Диверсификация экономики в настоящее время является одним из важнейших аспектов экономической политики в целом, прямо связанным с развитием высокотехнологических секторов народного хозяйства. Вклад обрабатывающей промышленности в экономический рост очень незначителен. Доля продукции с высокой степенью добавленной стоимости в структуре российского экспорта пока только уменьшается и составляет менее десяти процентов. Несмотря на существенный рост импорта машин и оборудования, технологическое перевооружение и реновация чрезвычайно изношенных основных фондов идет медленно.
Опыт успешных индустриальных стран показывает, что нужна принципиально новая модель организации промышленного производства, ориентированная на создание инноваций и опирающаяся на конкурентную среду. Таким образом, России необходима модель промышленного развития, органично вписывающаяся в межрегиональные и глобальные кооперационные связи.
Особое значение при этом имеет необходимость формирования адекватной законодательной базы инновационного промышленного роста.
В настоящее время многие проблемы развития промышленности не решаются российским законодательством. В России нет единого комплексного закона, определяющего политику государства в сфере развития промышленности. В регионах осуществляются разрозненные программы поддержки промышленного сектора, приводящие к разрыву единого рыночного пространства в сфере производства и оборота промышленной продукции. В данной сфере региональный законодатель опережает федерального: так, в нескольких десятках субъектов Российской Федерации в разное время приняты и действуют региональные законы о промышленной политике, о промышленной деятельности и т.п.
Еще одной причиной, обуславливающей потребность в принятии закона о промышленном развитии, является необходимость законодательного определения направлений государственной промышленной политики на перспективу с тем, чтобы отечественные товаропроизводители с учетом этих законодательно закрепленных направлений могли стабильно развивать производство.
С учетом необходимости интенсивного перехода на инновационное развитие экономики выработка и законодательное закрепление основных понятий, целей, принципов и задач общенациональной промышленной политики становится особенно актуальным.
Для решения имеющихся проблем предлагается принять базовый федеральный закон "О развитии промышленности", устанавливающий правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития промышленности.
Законопроектом вводится понятие субъекта промышленной деятельности. Таковыми признаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие промышленную деятельность.
Законопроектом определяются цели, принципы, основные направления реализации и меры по реализации государственной промышленной политики. Они ориентированны на поддержку развития единого рынка промышленной продукции и сырья и обеспечения равных условий конкуренции на этом рынке.
Определяющими направлениями реализации государственной промышленной политики являются:
- поддержание стабильного роста российской промышленности, формирование конкурентной среды и эффективно функционирующего рынка промышленной продукции, развитие инфраструктуры этого рынка;
- государственная поддержка субъектов промышленной деятельности;
- защита на внутреннем и внешнем рынках экономических интересов российских субъектов промышленной деятельности;
- развитие науки и инновационной деятельности в сфере промышленного производства;
- устойчивое и сбалансированное развитие промышленных территорий;
- совершенствование системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов в сфере промышленности;
- создание и функционирование системы повышения качества производимой промышленной продукции.
Законопроектом устанавливаются такие меры государственной поддержки субъектов промышленной деятельности, как защита интересов субъектов промышленной деятельности, развитие межрегиональной интеграции, расширение взаимовыгодного сотрудничества на внутреннем и внешнем рынках, оказание содействия субъектам промышленной деятельности в продвижении производимой ими промышленной продукции, результатов интеллектуальной деятельности в сфере промышленности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств.
Законопроект поддерживает принцип равномерного развития промышленности в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации, стимулирует внедрение инноваций, наукоемких, ресурсосберегающих трехногий для выпуска высокотехнологичной, высококачественной и конкурентоспособной промышленной продукции, а также технологий, обеспечивающих охрану и защиту окружающей среды. Стимулирование увеличения объема производства, развитие и поддержка внедрения импортозамещающей промышленной продукции, будет способствовать повышению уровня занятости населения и повышения уровня жизни, платы труда работников, занятых в промышленности. И как следствие увеличение доли уплаченных субъектами промышленной деятельности налогов в федеральный бюджет, бюджет субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Законопроект определяет, что устойчивое функционирование промышленности должно осуществляться при помощи создания благоприятного инвестиционного климата и повышения объема инвестиций в сфере промышленности, тиражирования промышленных технологий. Перечисленные меры должны привести к формированию эффективно функционирующего рынка промышленной продукции и сырья.
Законопроект предусматривает разработку стратегии развития промышленности Российской Федерации на основе утвержденной стратегии социально-экономического развития. Стратегия развития промышленности служит основанием для разработки стратегий развития отдельных отраслей промышленности и федеральных целевых программ, которая в свою очередь выступает основой для разработки отраслевых целевых программ. В этих целях законопроектом предусмотрена ежегодная подготовка федеральным органом исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленности Национального доклада о ходе и результатах реализации стратегии развития промышленности.
Доклад подлежит опубликованию в установленном порядке, содержит основные показатели и прогноз развития промышленного производства и рынка промышленных товаров, а также предложения по корректировке государственной промышленной политики.
Ввиду крайней заинтересованности общества в обеспечении устойчивого промышленного развития, законопроектом предусмотрено участие субъектов промышленной деятельности и некоммерческих организаций в формировании и реализации государственной промышленной политики
Принятие законопроекта позволит создать унифицированную нормативно-правовую базу на федеральном и региональном уровне для повышения эффективности реализации государственной промышленной политики, привлечения инвестиционных ресурсов в промышленность, роста доходов промышленных товаропроизводителей за счет общей модернизации и повышения уровня развития промышленного производства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О развитии промышленности"
Принятие и реализация проекта Федерального закона не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также бюджетов внебюджетных фондов.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О развитии промышленности"
Принятие Федерального закона "О развитии промышленности" не потребует признания утратившими силу, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.