Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию
на проект федерального закона N 541337-5 "О мерах государственной поддержки выпускников государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования и государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования", внесенный депутатом Государственной Думы Ю.А. Напсо, членом Совета Федерации Г.А. Савиновым, а также Ю.В. Коганом и Е.Н. Тепляковым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию рассмотрел указанный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается осуществлять выдачу выпускникам государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования и государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования государственного сертификата на студенческий капитал, который предполагается расходовать на отчисления за выпускника в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, формирование накопительной части трудовой пенсии с целью экономии средств работодателя. При этом, средства студенческого капитала предлагается направлять из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации по заявке органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования в зависимости от количества и результатов выпускных испытаний выпускников, окончивших государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования, а также государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования. Выпускники получают соответствующие сертификаты.
С точки зрения поиска эффективных мер государственной поддержки выпускников государственных и муниципальных образовательных учреждений Комитет по образованию отмечает актуальность рассмотренного законопроекта.
Законопроект содержит целый ряд концептуальных недостатков и множество внутренних противоречий.
Наименование проекта федерального закона не отражает целиком его содержание, в двух аспектах. Во-первых, непосредственно целью данного проекта федерального закона является только помощь в трудоустройстве "выпускников"; во-вторых, поддержку получают не выпускники (выпускник это учащийся последнего года обучения), а молодые специалисты.
В соответствии с Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования студентом является лицо, зачисленное в учебное заведение для обучения. Выпускники, имеющие право на получение мер государственной поддержки, предлагаемых законопроектом, утрачивают статус студента образовательного учреждения, в связи с чем, формулировка "государственный сертификат на студенческий капитал" является некорректной.
Статьей 3 законопроект предлагает установить право выпускников на меры государственной поддержки не только государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования и государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, но и выпускников негосударственных высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию.
Вместе с тем, положения о размере студенческого капитала, порядке перевода средств студенческого капитала из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации, содержащиеся в статьях 6, 9 проекта, распространяются только на выпускников, окончивших государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования, государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования. Таким образом, вопросы в отношении выпускников негосударственных высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, в проекте не решены.
Положения статей 3 и 6 законопроекта требуют уточнения в части определения круга лиц, наделяемых правом на меры государственной поддержки. Так как из содержания статьи 3 следует, что любой гражданин, имеющий соответствующий документ об образовании, независимо от времени окончания образовательного учреждения вправе обратиться за получением государственного сертификата на студенческий капитал. Законопроектом не предусмотрены меры государственной поддержки выпускников учреждений начального профессионального образования и выпускников высших учебных заведений, закончивших обучение по программам специалиста, что ставит их в неравное положение с категориями выпускников, на поддержку которых направлен законопроект.
Кроме этого не определены механизмы:
- реализации прав выпускника, в случае его увольнения до истечения двухлетнего срока, когда возможно распоряжение выделенными средствами. То есть выпускник, не имеющий двухлетнего стажа работы у одного работодателя (по любым основаниям прекращения трудового договора), в перспективе не реализует свое право на распоряжение этими средствами, что может явиться следствием злоупотребления работодателя своими полномочиями;
- расчета двухлетнего стажа работы на одном предприятии;
- срока возможного перерыва в стаже;
- перехода выпускника к другому работодателю до истечения двухлетнего срока;
- возможности повторного обращения за мерами государственной поддержки при получении квалификации "магистр" или второго высшего образования.
В проекте закона не учитывается возможность осуществления выпускниками предпринимательской деятельности в форме частного предпринимательства, в итоге выпускники, делающие выбор в пользу открытия собственного бизнеса, ставятся в неравное положение с выпускниками, которые трудоустраиваются для работы по найму.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 4 проекта одним из обязательных требований к содержанию регистра лиц, имеющих право на меры государственной поддержки, является наличие сведений о прекращении права на меры государственной поддержки. При этом основания прекращения указанного права в проекте не установлены.
Пунктом 3 статьи 5 законопроекта предусматривается принятие решения о выдаче сертификата в месячный срок. Вместе с тем в соответствии с пунктом 4 статьи 5 запросы, направленные в учебные заведения для принятия решения о выдаче сертификата, также рассматриваются в течение одного месяца. При этом в проекте закона отсутствуют указания на возможность продления срока рассмотрения заявки.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 законопроекта выпускник при устройстве на работу на предприятие подает заявление вместе с копией сертификата, указывая размер и выбранное направление уплаты (перечислений) предприятием. В связи с тем, что согласно пункту 2 статьи 7 законопроекта распоряжаться средствами студенческого капитала возможно только после двухлетнего стажа работы на данном предприятии, определение размера и направления расходования при устройстве на работу является преждевременным. Кроме этого содержание этого пункта представляется некорректным, поскольку не ясно когда именно заявления подлежит передаче в орган государственной власти субъекта Российской Федерации: сразу после подачи или по истечении двух лет.
Авторы законопроекта утверждают, что "в случае принятия проекта федерального закона "О мерах государственной поддержки выпускников государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования и государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования" не потребуется внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации". Однако, это не так, целый ряд положений законопроекта требует согласования с действующими нормами:
- в соответствии с пунктом 3 статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" содействие гражданам в поиске подходящей работы, а также организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения. Законопроектом полномочия, связанные с трудоустройством выпускников, возлагаются на государственный орган управления образованием субъекта Российской Федерации;
- законопроект предусматривает новый вид расходного обязательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - выплату студенческого капитала. В связи с этим требуется согласование с частью 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета;
- согласно статьям 2, 7, 8 проекта закона мерами государственной поддержки обеспечиваются выпускники, трудоустроившиеся, в том числе, на российские предприятия. В то же время в пункте 1 статьи 132 Гражданского кодекса Российской Федерации под предприятием понимается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности;
- статьями 9 и 10 законопроекта регулируется порядок перевода средств студенческого капитала из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации и отражения указанных средств в бюджете субъекта Российской Федерации, порядок учета данных средств устанавливается в статье 10 законопроекта. На основании статьи 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечисленные вопросы относятся к предмету регулирования бюджетного законодательства, а не данного законопроекта;
- статья 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" требует определения того в какой форме (дотаций или субвенций) средства федерального бюджета будут предоставляться бюджетам субъектов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации представило отрицательный отзыв на законопроект, заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы содержит правовые замечания концептуального характера.
На представленный законопроект поступили отзывы от:
- законодательных (представительных) органов государственной власти 27 субъектов Российской Федерации, 9 отрицательных и 18 положительных;
- высших исполнительных органов государственной власти 42 субъектов Российской Федерации - 28 отрицательных и 14 положительных.
При этом законопроект не поддержали 6 субъектов Российской Федерации и поддержали 4 субъекта Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по образованию рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 541337-5 "О мерах государственной поддержки выпускников государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования и государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования".
Председатель Комитета |
А.Н. Дегтярев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.