Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 541337-5 "О мерах государственной поддержки выпускников государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования и государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования", внесенному депутатами Государственной Думы Ю.В. Коганом, Ю.А. Напсо, Е.Н. Тепляковывом
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона, Правовое управление сообщает следующее.
1. Учитывая наименование законопроекта, преамбула законопроекта и содержание законопроекта в целом нуждаются в существенной переработке, поскольку подразумевает распространение положений законопроекта и на выпускников негосударственных высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию.
2. Обращаем внимание, что при использовании термина "законодательство" (пункт 1 статьи 1 законопроекта), исходя из его собственного смысла, должны пониматься только законодательные акты, то есть принятые в установленном порядке соответствующие акты законодательных органов государственной власти. В этой связи в определении законодательства Российской Федерации о мерах государственной поддержки выпускников государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования и государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, включая выпускников негосударственных высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, следует исключить упоминание о принимаемых в соответствии с федеральными законами иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
3. Полагаем, положения статьи 3 законопроекта требуют уточнения в части определения круга лиц, наделяемых правом на меры государственной поддержки, так как из его содержания следует, что любой гражданин, имеющий соответствующий документ об образовании, независимо от времени окончания образовательного учреждения вправе обратиться за получением государственного сертификата на студенческий капитал.
Кроме того, согласно пунктам 1 и 2 статьи 7 законопроекта распоряжение средствами студенческого капитала осуществляется выпускником высших и средних учебных заведений, однако, в пункте 3 данной статьи, исходя из направлений использования студенческого капитала, им вправе распоряжаться иное лицо.
4. Законопроект предусматривает новый вид расходного обязательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - выплату студенческого капитала, в связи с этим требуется согласование с частью 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), устанавливающей, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Статьей 9 законопроекта регулируется порядок перевода средств студенческого капитала из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации и отражения указанных средств в бюджете субъекта Российской Федерации, порядок учета данных средств устанавливается в статье 10 законопроекта. Полагаем, что на основании статьи 2 БК РФ перечисленные вопросы относятся к предмету регулирования бюджетного законодательства, а не данного законопроекта.
5. Представленный законопроект нуждается в существенной юридико-технической доработке.
Заместитель |
Д.Д. Цабрия |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.