Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 105353-6 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
К предмету регулирования Закона N 223-ФЗ относятся, в том числе, отношения по закупке электрической энергии и мощности на оптовом рынке, а также услуг сетевых компаний по технологическому присоединению к электрическим сетям, передачи электрической энергии, услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ лица, указанные в части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ, обязаны утверждать положение о закупке, которое регламентирует закупочную деятельность лица и содержит требование к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки), условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров.
Статьей 4 Закона N 223-ФЗ предусмотрена обязанность по размещению положения о закупке, изменений, вносимых в положение о закупках, на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) не позднее чем в течение 15 дней со дня утверждения документа. Также, заказчик обязан разместить на официальном сайте план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год.
Согласно части 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено законом и положением о закупке. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
Более того, извещение о закупке, в том числе, извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке (часть 8 статьи 4 Закона N 223-ФЗ). Извещение о закупке должно быть размещено на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе, и должно содержать, среди прочего, сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг (пункт 3 части 9 статьи 4 Закона N 223-ФЗ).
При этом необходимо обратить внимание на то, что на оптовом рынке электрической энергии и мощности организована система централизованной торговли с участием крупных поставщиков и потребителей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих в соответствии с правилами оптового рынка, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Торговлю на оптовом рынке электрической энергии и мощности организуют организации коммерческой инфраструктуры оптового рынка - НП "Совет рынка", коммерческий оператор - ОАО "АТС" и ЗАО "ЦФР" при непосредственном участии организаций технологической инфраструктуры рынка - ОАО "СО ЕЭС" и ОАО "ФСК ЕЭС" (пункт 1 статьи 33 Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Участники оптового рынка электрической энергии и мощности - продавцы и покупатели электрической энергии и мощности самостоятельно не определяют объем, цену и стоимость электрической энергии и мощности, проданной/купленной по обязательным договорам на оптовом рынке электрической энергии и мощности. Расчет объема, цены и стоимость электрической энергии и мощности, проданной/купленной по обязательным договорам на оптовом рынке электрической энергии и мощности осуществляется коммерческим оператором оптового рынка.
Законом об электроэнергетике и Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172, предусмотрена система договоров между субъектами оптового рынка, определяющая основные условия деятельности соответствующих субъектов на оптовом рынке, условия продажи электрической энергии и мощности, оказания услуг (далее - обязательные договоры).
Так, купля-продажа электрической энергией осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) (далее - регулируемым договорам), по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед (далее - РСВ), по результатам отбора заявок для балансирования системы (далее - БР). Купля-продажа мощности осуществляется по регулируемым договорам, по результатам конкурентного отбора мощности, по договорам купли-продажи мощности генерирующих объектом, поставляющих мощность в вынужденном режиме, по договорам о предоставлении мощности и с использованием других способов.
При участии в РСВ участники оптового рынка подают ценовые заявки на продажу/покупку электроэнергии на каждый час суток, при этом, плановый объем продажи/покупки электрической энергии определяется участником оптового рынка электрической энергии и мощности за сутки до начала суток, в течение которых будет осуществляться поставка электрической энергии, а объем проданной/купленной электрической энергии определяется по результатам каждого месяца, в отношении каждого часа суток.
На балансирующем рынке торговля электрической энергией осуществляется в объеме, равном разнице между плановым объемом продажи/покупки электрической энергии и фактическим объемом проданной/купленной электрической энергии. Таким образом, заказчик не может заранее определить объем продажи/покупки электрической энергии на балансирующем рынке.
При осуществлении торговли мощностью на оптовом рынке по результатам конкурентного отбора мощности, по договорам купли-продажи мощности генерирующих объектом, поставляющих мощность в вынужденном режиме, по договорам о предоставлении мощности, объем покупки мощности определяется организацией коммерческой инфраструктуры в соответствии с законодательством об электроэнергетике и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка. Соответственно, при осуществлении купли-продажи мощности указанными способами, заказчик не может самостоятельно определить объем закупки мощности на оптовом рынке.
Следовательно, так как план закупок должен быть сформирован на срок не менее года, участник оптового рынка электрической энергии не имеет возможности его сформировать, поскольку не может планировать объем закупки электрической энергии и мощности на оптовом рынке на столь длительный период. По той же причине заказчик не имеет возможности указать в извещении о закупках такие ключевые сведения о предмете договора, как количество поставляемого товара, а при расхождении планового объема от фактического объема закупки/продажи электрической энергии, не имеет возможность в срок не более 10 дней извещать об изменении условий договора поставки.
Таким образом, указанные особенности централизованной торговли электрической энергией и мощностью на оптовом рынке делают невозможным выполнение требований, установленных Законом N 223-ФЗ, к закупке товаров и услуг на оптовом рынке электрической энергии и мощности.
В связи с изложенным, а также поскольку торговля электрической энергией и мощностью на оптовом рынке электрической энергии и мощности осуществляется централизовано на основании требований Закона об электроэнергетике и в порядке, определенном правилами оптового рынка, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, предлагается исключить отношения, связанные с заключением обязательных для участников оптового рынка договоров, предусмотренных законодательством об электроэнергетике, из предмета регулирования Закона N 223-ФЗ.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц""
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств государства.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.