Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 109605-6 "О внесении изменений в статью 123 Уголовного кодекса Российской Федерации, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 56 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
1. Предлагаемый законопроект обусловлен необходимостью приведения в соответствие с принятым Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), предусматривающих ответственность за незаконное проведение аборта.
2. В соответствии со статьей 56 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" искусственное прерывание беременности (аборт) проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия при сроке беременности до 12 недель, по социальным показателям (беременность в результате изнасилования) проводится при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показателей - независимо от срока беременности. Искусственное прерывание беременности (аборт) проводится при сроках беременности 4 - 7 и 11-12 недель - не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию, при сроке беременности 8 - 10 недель - не ранее семи дней с момента обращения женщины в медицинскую организацию.
Законный (правомерный) аборт должен проводиться только в учреждениях, получивших лицензию на медицинскую деятельность, врачами, имеющими специальную подготовку. Незаконный (криминальный) аборт, как правило, проводится вне специализированного лечебного учреждения лицами, не имеющими надлежащего медицинского образования, с нарушением установленных сроков беременности, без информированного добровольного согласия женщины. При этом часть 8 статьи 56 предусматривает уголовную ответственность за нарушение положений о проведении искусственного прерывания беременности.
3. Вместе с тем в УК РФ ответственность за незаконное проведение аборта предусмотрена статьей 123 только для случаев, когда производство аборта осуществляется лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля, и если незаконный аборт повлек по неосторожности смерть потерпевшей либо причинение тяжкого вреда ее здоровью. За несоблюдение иных положений, установленных статьей 56 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ни нормами УК РФ, ни КоАП РФ ответственность не предусмотрена.
4. В связи с этим, законопроектом предлагается внести изменения:
1) в КоАП РФ, дополнив его статьями 6.19, 6.20, предусматривающими административную ответственность за невыполнение установленных законодательством об охране здоровья граждан в Российской Федерации требований проведения аборта (6.19), а также ответственность за нарушение права врача на отказ от проведения аборта (по убеждениям или вероисповеданию либо по другим причинам) (6.20);
2) в статью 123 "Незаконное производство аборта" УК РФ, устанавливающие ответственность не только за проведение аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля, за деяние повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерти потерпевшей, но и за проведение аборта лицом, ранее привлекавшимся к административной ответственности;
3) в статью 56 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", дополнив положением об административной ответственности за незаконное проведение аборта.
5. Предлагаемые законопроектом изменения позволят усилить ответственность за незаконное производство аборта, а также будут способствовать ограничению практики незаконных абортов и более эффективному решению задач, связанных с охраной материнства и детства.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 123 Уголовного кодекса Российской Федерации, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 56 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 123 Уголовного кодекса Российской Федерации, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 56 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 123 Уголовного кодекса Российской Федерации, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 56 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 123 Уголовного кодекса Российской Федерации, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 56 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.