Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
на проект федерального закона N 31990-6 "О государственном оборонном заказе", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 31990-6 "О государственном оборонном заказе", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Концепция законопроекта заключается в создании правовых основ решения проблем в сфере формирования, размещения и исполнения государственного оборонного заказа путем повышения эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых государством на обеспечение обороны и безопасности Российской Федерации, а также за счет совершенствования механизма регулирования цен, уточнения круга государственных заказчиков.
Правовые нормы, регламентирующие процесс формирования, утверждения и исполнения государственного оборонного заказа, законопроектом структурированы и детализированы.
Позитивной новеллой законопроекта является определение понятия "основные показатели государственного оборонного заказа".
По этим причинам законопроект заслуживает поддержки.
В то же время, по мнению Комитета Государственной Думы по обороне, законопроект не в полной мере обеспечивает эффективное правовое регулирование полного цикла формирования, размещения, финансирования и исполнения государственного оборонного заказа, позволяющего поддерживать требуемый уровень обороноспособности государства.
В законопроекте отсутствуют правовые нормы, определяющие механизм формирования государственной программы вооружения, систему формирования цен на продукцию для нужд обороны и механизмы ее функционирования, виды (модели) контрактных цен, случаи (условия) их применения.
Одним из недостатков законопроекта является отсутствие его концептуальной увязки с проектом федерального закона "О федеральной контрактной системе", как составной части системы государственных закупок, определяющей особенности правоотношений на рынке вооружений и военной техники в условиях отсутствия конкуренции.
Понятийный аппарат законопроекта не достаточно полно охватывает сферу правового регулирования правоотношений в области формирования, утверждения и исполнения государственного оборонного заказа.
Также законопроект не предусматривает правовые механизмы управления государственной программой вооружения, государственным оборонным заказом и отдельными проектами, контрактами.
В законопроекте отсутствуют юридические критерии, параметры и механизмы оценки результативности формирования и выполнения государственного оборонного заказа и его эффективности.
Законопроект не достаточно четко определяет права, обязанности и ответственность субъектов правоотношений в сфере формирования и выполнения государственного оборонного заказа, правовые механизмы досудебного урегулирования споров, возникающих между субъектами правоотношений в рамках выполнения государственного оборонного заказа.
Законопроект не описывает правовые особенности осуществления долгосрочных государственных контрактов, контрактов (договоров) между головными исполнителями (подрядчиками) и соисполнителями (субподрядчиками), а также порядок прогнозирования, планирования, бюджетирования и контрактации.
Кроме того, в законопроекте отсутствуют правовые нормы, регулирующие переход от системы разрозненных закупок к "программам приобретения", к контрактам "под ключ", включающим научно-исследовательские работы, производство, обслуживание (гарантийное и послегарантийное), утилизацию продукции. В первую очередь, это касается некаталогизированной (нестандартной) наукоемкой, инновационной продукции.
Законопроект не определяет правовые механизмы внешнего и внутреннего государственного и общественного контроля (надзора) и аудита, а также детализированного порядка их проведения при формировании и исполнении государственного оборонного заказа, оценке его результативности, полномочий органов, осуществляющих такие надзор (контроль) и аудит.
Предлагаемые антимонопольные требования в сфере государственного оборонного заказа юридически не сбалансированы. Указанные правовые нормы без соответствующих юридических сдержек могут привести к неограниченной монополизации полномочий антимонопольного органа и по этой причине, по мнению Комитета Государственной Думы по обороне, могут быть оценены как коррупциогенные.
Кроме того, в представленном законопроекте отсутствуют необходимые ограничения, препятствующие снижению уровня технологической независимости Российской Федерации.
Комитет Государственной Думы по обороне также отмечает, что представленный проект закона недостаточно согласуется с целями и задачами государственной политики в области стратегического развития оборонно-промышленного комплекса, не учитывает возможностей, созданных государством интегрированных, общественно-государственных структур и их управляющих организаций в системе государственного оборонного заказа.
Комитет Государственной Думы по обороне считает, что в законопроекте недостаточно полно урегулированы правовые вопросы:
установления единого (типового) порядка контроля качества продукции при ее разработке, производстве и поставке, на всех стадиях исполнения государственного оборонного заказа, а также порядка приемки товаров (работ, услуг) заказчиком;
расширения способов размещения заказов для программ приобретения и НИОКР в отраслях с ограниченной конкуренцией;
определения механизмов повышающих ответственность всех исполнителей осуществляющих поставку комплектующих изделий для сложной продукции, поставляемой головным исполнителем (исполнителем) при размещении у него государственного оборонного заказа и включенного в реестр единственных поставщиков;
определения механизмов проверки участников размещения заказов, при размещении отдельных категорий заказов на соответствие заявленным и дополнительным требованиям, а также полномочия и ответственность всех участвующих сторон;
определения механизмов привлечения специалистов в отрасли занятые исполнением гособоронзаказа.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 31990-6 "О государственном оборонном заказе" в первом чтении.
Первый заместитель |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.