Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности
по проекту федерального закона N 31990-6 "О государственном оборонном заказе"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 31990-6 "О государственном оборонном заказе", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по промышленности отмечает:
1. Целью законопроекта является правовое регулирование отношений, связанных с формированием, особенностями размещения и исполнением государственного оборонного заказа (ГОЗ). Кроме этого, законопроект определяет основные принципы и методы регулирования цен на товары, работы, услуги по ГОЗ.
2. Основными правовыми новеллами законопроекта, в сравнении с Федеральным законом от 27 декабря 1995 года N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе", являются:
- уточнение состава государственных заказчиков;
- определение основных принципов и методов государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ;
- установление особенностей размещения ГОЗ через предоставление права государственному заказчику не устанавливать требование финансового обеспечения исполнения государственного контракта;
- уточнение требований к конкурсной документации при размещении ГОЗ на продукцию, принятую на вооружение, в части содержания в ней указаний на товарные знаки или наименование продукции;
- установление правил определения начальной (максимальной) цены государственного контракта;
- применение различных видов цен на продукцию;
- установление возможности изменения по решению Правительства Российской Федерации цены государственного контракта на поставку продукции с длительным производственным циклом при утверждении ГОЗ на очередной год или при его уточнении на текущий год;
- установление принципов определения размера рентабельности (прибыли) работ по ГОЗ;
- осуществление государственного контроля за применением цен;
- установление особенностей обеспечения выполнения ГОЗ, предусматривающих возможность:
авансирования работ по государственному контракту в объеме не более (до 100%) объема финансирования этого контракта в текущем финансовом году;
предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам;
предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и с целью предупреждения банкротства;
- установление антимонопольных требований, в целях контроля за изменением цен у исполнителей на комплектующие изделия, сырье и материалы, используемые при производстве продукции, поставляемой по ГОЗ.
3. В целом законопроект направлен на обеспечение:
- повышения эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на обеспечение обороны и безопасности;
- совершенствования порядка формирования, размещения и исполнения государственного оборонного заказа;
- совершенствования принципов и методов регулирования цен на продукцию, поставляемую по оборонному заказу.
4. Вместе с тем, анализ законопроекта позволяет отметить ряд недостатков:
а) в части 2 статьи 4 в состав ГОЗ не включены государственные гарантии Российской Федерации и субсидии на возмещение затрат по уплате процентов по кредитам, взятым под государственные гарантии, которые являются сегодня неотъемлемой частью ГОЗ и присутствуют в качестве обеспечения выполнения ГОЗ в статье 11;
б) в части 1 статьи 5 предлагается увеличить срок утверждения ГОЗ до одного месяца по сравнению с 20 дневным сроком в Федеральном законе от 27 декабря 1995 года N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе", что, учитывая необходимость сокращения сроков размещения ГОЗ, может привести к их увеличению и, соответственно, не целесообразно;
в) в законопроекте не раскрывается основное содержание государственного оборонного заказа (перечень и количество продукции, прогнозируемая стоимость, перечень государственных заказчиков и т.д.), что является одним из предметов его регулирования. В связи с этим целесообразно дополнить соответствующей статьей главу 2 с учетом нормы, содержащейся в части 2 статьи 5 о составе государственных заказчиков;
г) в части 5 статьи 6 вводится возможность изменения по решению Правительства Российской Федерации цены контракта со сроком поставки продукции не менее чем три года. Вместе с тем, изменение цены может произойти по объективным причинам на продукцию сроком поставки менее трех лет, что требует уточнения вводимой нормы;
д) в части 6 статьи 6 вводится норма обязательности принятия ГОЗ для единственного поставщика, государственных унитарных предприятий и иных организаций, занимающих доминирующее положение на товарном рынке или обладающих монополией на производство товаров, выполнение работ, оказание услуг по ГОЗ. Обязательность принятия ГОЗ обеспечивается соответствующим уровнем прибыли при расчете цены на поставляемую продукцию. Однако данная норма связана в статье исключительно с деятельностью единственных поставщиков, что необоснованно ставит их в неравные (привилегированные) условия при выполнении ГОЗ по сравнению с другими хозяйствующими субъектами и противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации;
е) в соответствии с частью 1 статьи 7 государственный заказчик обязан разрабатывать предложения по объемам поставок продукции по ГОЗ и его основным показателям с привлечением исполнителей, определенных в установленном порядке. Однако данная норма противоречит положениям Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части порядка размещения заданий ГОЗ и определения головного исполнителя по результатам конкурса и может быть применена исключительно к деятельности единственных поставщиков. В связи с этим данная норма требует уточнения.
По аналогичной причине, требует уточнения содержание пункта 1 части 1 статьи 8 в части обязанностей головного исполнителя, так как обязанность головного исполнителя определить состав исполнителей, обосновать с их участием цену продукции, сроки и условия финансирования относится исключительно к деятельности единственных поставщиков;
ж) в статье 7 в перечне основных обязанностей заказчика отсутствует одна из основных его обязанностей - обеспечивать приемку продукции в соответствии с условиями государственных контрактов. В связи с этим, целесообразно дополнить статью 7 данной нормой;
з) применяемый в части 13 статьи 7 термин "результаты научно-технической деятельности", не соответствует терминологии, применяемой в части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей правоотношения в области хозяйственного оборота результатов интеллектуальной деятельности. В связи с этим целесообразно привести терминологию в соответствие с частью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации;
и) в части 3 статьи 8 остается неурегулированным порядок компенсации исполнителю затрат на содержание производственных мощностей, которые он будет нести в случае прекращения закупок продукции по ГОЗ и ограничения его прав на ликвидацию или перепрофилирование соответствующих производственных мощностей.
В связи с этим, целесообразно дополнить данную статью положением о необходимости возмещения Правительством Российской Федерации убытков в полном объеме, причиненных исполнителю в следствие неиспользования указанных мощностей;
к) в пункте 6 части 1 статьи 10 в качестве мер государственного регулирования цен предлагается определять размер прибыли с учетом средств, необходимых исполнителю для развития производственных мощностей и обслуживания привлеченного капитала, а также государственной финансовой поддержки. Данная формулировка носит неконкретный характер и требует уточнения.
В связи с этим, целесообразно государственное регулирование цен на продукцию осуществлять посредством установления минимального и максимального размера рентабельности (прибыли). При этом минимальные и максимальные значения размера рентабельности (прибыли) и порядок их применения при расчете цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, должны определяться Правительством Российской Федерации.
л) в статье 12 отсутствует норма, предусматривающая возможность осуществления со стороны Федерального Собрания Российской Федерации контроля (надзора) в сфере ГОЗ в установленном порядке.
В связи с этим целесообразно дополнить статью 12 нормой, предусматривающей в качестве меры профилактики коррупции и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере ГОЗ создание постоянно действующей комиссии в составе законодательных и исполнительных федеральных органов государственной власти.
5. В законопроекте присутствуют стилистические и смысловые неточности, в том числе:
- в статье 3 в качестве основного используется понятие "государственный оборонный заказ", как установленное нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задание на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации. Однако, в главе 3, 4 и статье 13 законопроекта речь идет о поставках продукции, что исключает выполнение работ и оказание услуг. В связи с этим, целесообразно уточнить содержание данных статей в части поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд при выполнении ГОЗ;
- в пункте 1 части 2 статьи 4 в состав государственного оборонного заказа могут включаться научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию, модернизации, утилизации и уничтожению выводимых из эксплуатации вооружения, военной и специальной техники. Уничтожение ВВСТ является одним из видов утилизации и в связи с этим слово "уничтожение" целесообразно исключить.
- пункт 2 части 2 статьи 4 в части научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по развитию исследовательской, проектно-конструкторской и производственно-технологической базы в целях повышения мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации дублирует пункт 8 части 2 статьи 4 "работы по мобилизационной подготовке экономики Российской Федерации".
6. Комитет Государственной Думы по промышленности считает, что законопроект в целом позволяет урегулировать вопросы формирования, особенностей размещения и исполнения государственного оборонного заказ, а вводимые правовые новеллы, в части принципов и методов регулирования цен на товары, работы и услуги, способствуют повышению эффективности расходования бюджетных средств на оборону и безопасность государства.
Вместе с тем, законопроект содержит ряд важных положений, требующих уточнения в процессе подготовки его к рассмотрению во втором чтении.
Кроме того, присутствие в законопроекте значительного количества бланкетных норм не позволяет в полной мере оценить полноту и эффективность правового регулирования по ряду ключевых статей законопроекта.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по промышленности поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует:
1. Государственной Думе принять законопроект в первом чтении;
2. Правительству Российской Федерации подготовить проекты нормативных правовых актов, необходимых для реализации законопроекта, и представить их в Государственную Думу до рассмотрения законопроекта во втором чтении.
Первый заместитель |
В.К. Гартунг |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.