Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по науке и наукоемким технологиям
на проект федерального закона N 31990-6 "О государственном оборонном заказе" (внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Основной задачей законопроекта N 31990-6 "О государственном оборонном заказе" является установление правовых основ государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения и исполнения государственного оборонного заказа, определение основных принципов и методов регулирования цен на товары, работы, услуги (далее - продукции) по государственному оборонному заказу.
Как следует из пункта 2 статьи 7 законопроекта в состав государственного оборонного заказа наряду с поставкой вооружений, военной и специальной техники, сырья и материалов, выполнением ремонта вооружения, строительных и других работ могут включаться научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию, модернизации, утилизации и уничтожению выводимых из эксплуатации вооружения, военной и специальной техники, а также научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по развитию исследовательской, проектно-конструкторской и производственно-технологической базы организаций в целях обеспечения выполнения государственного оборонного заказа, а также повышения мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункт 2 статьи 4 законопроекта"
Анализ законопроекта позволяет сделать вывод о том, что основным его недостатком является то, что он базируется на методологическом принципе единства государственного оборонного заказа, предполагающего по сути дела универсальность поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг независимо от вида экономической деятельности и отраслевой принадлежности исполнителя.
В этой связи следует отметить, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в отличии от других указанных выше видов продукции, имеют свою ярко выраженную специфику, для них характерна высокая степень новизны и неопределенности ожидаемого научного или научно-технического результата. Поэтому в законопроекте необходимо уточнить правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения и исполнения государственного оборонного заказа на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
В статье 4 законопроекта изложен перечень документов, являющихся основанием для разработки государственного оборонного заказа. По нашему мнению указанную статью законопроекта необходимо дополнить нормой о том, что основой для формирования государственного оборонного заказа на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ должны быть также и долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные научно-технические прогнозы.
Одной из основных закономерностей современного этапа научно-технологического развития является неуклонное снижение удельной стоимости полезности (потребительских свойств) новой продукции по сравнению с ее базовыми аналогами. В этой связи статью 9 законопроекта, посвященную государственному регулированию цен на продукцию по государственному оборонному заказу, необходимо дополнить нормой о необходимости соблюдения условия опережающего роста полезности инновационной продукции над ростом совокупных затрат на ее разработку, производство и эксплуатацию. Выполнение указанного условия при формировании политики цен на реализуемую продукцию позволит существенно снизить уровень инфляции в экономике.
В целях повышения инновационной активности предприятий оборонного сектора экономики статью 11 законопроекта целесообразно дополнить нормой о необходимости установления мер экономического стимулирования не только головных исполнителей государственного оборонного заказа, но и потребителей научно-технической продукции, вовлекающих результаты интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот.
Законопроект следует также дополнить отдельной статьей, в которой должны содержаться требования к профессионализму исполнителей поставок продукции по государственному оборонному заказу. Особое значение это имеет для потенциальных исполнителей научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Указанное требование должно распространяться не только на головных исполнителей, но также и на соисполнителей государственного оборонного заказа.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям поддерживает проект федерального закона N 31990-6 "О государственном оборонном заказе" и рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении и доработать его ко второму чтению с учетом высказанных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
В.А. Черешнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.