Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 110533-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за пропаганду наркотических средств и психотропных веществ"
Досье на проект федерального закона
Данный законопроект направлен на совершенствование нормативно-правового регулирования антинаркотической деятельности в части противодействия пропаганде наркотиков и психотропных веществ.
Необходимость принятия данного законопроекта вызвана жизненно важной потребностью спасения молодого поколения российского общества от наркотического вырождения и деградации, которые неминуемо, при сохранении имеющихся тенденций, приведут к миллионам смертей, связанных с употреблением наркотиков, и сотням тысяч преступлений, совершенных лицами с наркотической зависимостью.
Увеличивающаяся в масштабах наркотизация населения является одной из наиболее тяжелых социальных проблем современной России, и ежеминутно безостановочно разрушает здоровье и жизни миллионов граждан России, подрывает жизнеспособность российского общества и государства. Наркобизнес внедрился во многие сферы жизни нашего общества, в том числе в сферы образования, средств массовой информации, индустрию развлечений.
Основными причинами стремительной наркотизации населения являются негативные процессы в духовно-нравственной сфере российского общества и государства, в том числе криминализация общественного сознания, одним из мощных факторов которой являются пропаганда и незаконная реклама наркотических средств и психотропных веществ.
По данным социологических исследований, каждый второй подросток узнает о наркотиках из средств массовой информации, сети Интернет или определенных телепрограмм и телефильмов, которые сегодня являются главными источниками информации о наркотиках, в том числе о свойствах разных видов наркотиков; эйфорических ощущениях после приема наркотических средств; местах их приобретения; способах и методах их разработки; способах их домашнего изготовления из свободно продаваемых в аптеках кодеиносодержащих препаратов ("лекарственно-аптечная наркомания"); ценах на наркотики; преимуществах использования отдельных наркотических средств перед другими.
Особую общественную опасность представляет распространение сведений, способствующих вовлечению в употребление наркотиков и психотропных веществ, посредством сети Интернет.
В Интернете любой пользователь, в том числе подросток, может легко, без каких-либо преград, получить детальные инструкции, позволяющие в домашних условиях изготовить наркотики и психотропные вещества, в том числе из лекарств, свободно продаваемых в аптеках.
Поисковые системы по запросу "наркотики" или синонимам дают ссылки на более чем 5 тысяч различных русскоязычных сайтов, из которых по экспертным оценкам менее 1% являются антинаркотическими. Остальные сайты представляют собой ресурсы, проводящие пропаганду наркотиков и наркотического образа жизни. На их страницах детально рассказывается о способах приготовления наркотиков в домашних условиях, умышленно преуменьшается вред от их употребления, проводится агитация в поддержку легализации марихуаны в России.
Подобная пропаганда и реклама оказывают пагубное воздействие в первую очередь на несовершеннолетних лиц с их ещё не сформировавшимся мировоззрением и психикой, легко поддающейся влиянию путем стимулирования интереса к потреблению этого зелья. В результате такой пропаганды в потребление и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ вовлекаются все новые и новые потребители, у которых формируется наркозависимость. Это способствует созданию устойчивого спроса на наркотические средства и психотропные вещества, ведет к расширению рынка их незаконного сбыта.
В Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года среди основных задач по сокращению масштабов немедицинского потребления наркотиков указано формирование негативного отношения в обществе к немедицинскому потреблению наркотиков, в т. ч. путем противодействия пропаганде и незаконной рекламе наркотиков и других психоактивных веществ.
Действующее федеральное законодательство содержит недостаточно эффективные механизмы предотвращения и пресечения пропаганды наркотических средств и психотропных веществ. Правовая база противодействия пропаганде и незаконной рекламе наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации является недостаточной и значительно отстаёт от масштабов и способов совершения этих общественно опасных деяний. Размеры налагаемых судами наказаний незначительны, а случаи их применения малочисленны.
В законодательстве Российской Федерации запрет пропаганды и незаконной рекламы наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров впервые был установлен статьей 46 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах". Административная ответственность за пропаганду и незаконную рекламу наркотических средств и психотропных веществ установлена в статье 6.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Также, в соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" реклама наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров не допускается.
Недостаточно весомые меры административной ответственности физических лиц за пропаганду и незаконную рекламу наркотических средств и психотропных веществ объясняют их малый превентивный эффект и в целом неэффективность применения норм административной ответственности. По данным государственной статистической отчетности за правонарушения, предусмотренные ст. 6.13 КоАП РФ, были подвергнуты наказанию в 2009 году 46 лиц, а в 2010 году - 125 лиц, в 2011 году - 77 лиц. Административное наказание в виде приостановления деятельности в 2011 году применялось в 16 случаях. Суммы штрафов, наложенные по вынесённым постановлениям, в 2009 году составили 410 000 рублей, в 2010 году - 898 250 рублей, в 2011 году - 5 235 000 рублей. В контексте громадного ущерба, причиняемого гражданам и обществу пропагандой наркотиков и психотропных веществ, суммы наложенных штрафов представляются совершенно неадекватными.
Чрезвычайно высокий уровень общественной опасности пропаганды и незаконной рекламы наркотических средств и психотропных веществ с использованием средств массовой информации и сети "Интернет" является основанием для введения уголовной ответственности за совершение таких деяний (отсутствующей в настоящее время).
Законопроектом предлагается криминализировать в новой статье 228.5 УК РФ пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть "Интернет", за совершение которой в настоящее время, равно как и за совершение такой пропаганды без использования СМИ и сети "Интернет", предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьёй 6.13. КоАП РФ.
Кроме того, предлагаемая новая статья 228.5 УК РФ содержит конкретизирующее дополнение объективной стороны состава данного деяния (по сравнению с действующей ст. 6.13. КоАП РФ), а именно, - указывается, что в пропаганду наркотических средств, психотропных веществ включается также пропаганда каких-либо преимуществ в использовании отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, наркосодержащих растений. В состав данного преступления включены действия по распространению сведений о местах приобретения, ценах на наркотические средства и психотропные вещества (учитывая нормы антинаркотических Конвенций). Кроме того, в состав статьи 228.5 УК РФ включена пропаганда использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ, наркосодержащих растений, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на его психическое или физическое здоровье (эта норма реализует запрет, установленный пунктом 2 статьи 46 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах").
Также законопроектом с учётом вводимой статьи 228.5 УК РФ предлагается изложить статью 6.13 КоАП РФ в новой редакции, устанавливающей ответственность: 1) за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, культивирования растений, содержащих указанные средства, вещества либо их прекурсоры, совершенную без использования СМИ и сети "Интернет", а также за указанные деяния, совершенные юридическими лицами с использованием СМИ и сети "Интернет", 2) за обоснование или призывы к легализации немедицинского потребления указанных средств и веществ, их аналогов или прекурсоров, наркосодержащих растений. Введение ответственности за обоснование или призывы к легализации немедицинского потребления указанных средств и веществ реализует положения антинаркотических Конвенций, а также Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.
Важным нововведением законопроекта является установление новой статьёй 6.14 КоАП РФ ответственности за изготовление или ввоз на территорию Российской Федерации с целью распространения, рекламирования или публичного демонстрирования, распространение, рекламирование и публичное демонстрирование материалов или предметов, содержащих изображения наркотических средств либо атрибутику или символику их потребления. Введение этой меры обосновано тем, что сегодня неограниченное распространение наркотической атрибутики и символики является значительным фактором привлечения интереса детей и подростков к наркотикам. Исходя из того, что целью статьи 6.14 КоАП РФ является, прежде всего, превенция пропаганды наркотического образа жизни в подростковой и молодёжной среде, в конструкции правовой нормы использован признак цели, с которой осуществляется изготовление или ввоз на территорию Российской Федерации материалов или предметов, содержащих наркотическую атрибутику или символику, что позволит не привлекать к ответственности граждан, ввёзших исключительно для личного использования предметы одежды или другие изделия с указанной атрибутикой или символикой. В случае выявления действий, имеющих признаки правонарушений, предусмотренных статьёй 6.14 КоАП, при необходимости может быть назначена экспертиза в части атрибутов и символики. Считаем, что возможные сложности правоприменения проектируемой статьи 6.14 КоАП не могут быть основанием оставления без ответственности указанных в ней нарушений, создающих значительную угрозу и наносящих существенный вред охраняемым законом здоровью населения и общественной нравственности.
При разработке данного проекта федерального закона были практически полностью учтены замечания и предложения Правительства РФ, изложенные в его официальном отзыве (от 20 декабря 2011 N 6530п-П4) на одноименный проект федерального закона N 582259-5 (возвращенный по просьбе его инициатора для доработки). В частности, по рекомендации Правительства РФ устанавливается запрет и административная ответственность в отношении ввоза материалов и предметов, содержащих наркотическую атрибутику или символику.
Было также учтено замечание Верховного Суда Российской Федерации, указанное в его официальном отзыве (от 29 мая 2012 г. N 2-ВС-2787/12), в части административной ответственности юридических лиц за пропаганду наркотических средств и психотропных веществ (новая редакция статьи 6.13 КоАП РФ).
Принятие данного федерального закона будет способствовать снижению либо, как минимум, прекращению роста потребления наркотиков и психотропных веществ, в особенности, подростками, и решению задач по охране здоровья граждан и обеспечению безопасности общества и государства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за пропаганду наркотических средств и психотропных веществ"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за пропаганду наркотических средств и психотропных веществ" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за пропаганду наркотических средств и психотропных веществ"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за пропаганду наркотических средств и психотропных веществ" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.