Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 109392-6 "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 3.5 и 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
В последние годы в стране увеличивается число преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Данная категория преступлений обладает большой латентностью, связанную с тем, что в результате запугиваний и уговоров со стороны педофилов дети не хотят рассказывать о случившемся ни родителям, ни друзьям. В стране развивается серьезное недоверие к правоохранительным органам. Об этом говорят долгие и изматывающие допросы пострадавших несовершеннолетних, серьезно травмирующих их психику. Зачастую следователи разглашают по различным мотивам информацию о такого рода преступлениях, не скрывая место события преступления и фамилии потерпевших.
К сожалению, на сегодня в Российской Федерации нет закона, защищающего права несовершеннолетних потерпевших, устанавливающего запрет на разглашение в СМИ такого рода информации. Действующее законодательство фактически не препятствует показу в новостных репортажах пострадавших несовершеннолетних, раскрытию информации, касающейся времени и места совершенного по отношению к ним преступления, а также их персональных данных (имя, адрес, имена родителей и т.д.). Более того, пострадавших несовершеннолетних нередко привлекают к участию в различных ток-шоу и иных телепрограммах, прямо или косвенно затрагивающих события совершенных по отношению к ним преступлений.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 3.5 и 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" вводит полный запрет на распространение в СМИ информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о несовершеннолетних, пострадавших от противоправных действий. Вместе с тем, законопроект учитывает, что в определенных случаях распространение такой информации необходимо для скорейшего обнаружения скрывающегося обвиняемого. Поэтому законопроект допускает частичное распространение информации в рамках осуществления оперативно-розыскной деятельности уполномоченными органами.
Предлагаемая редакция законопроекта предусматривает санкции в части 3 статьи 13.15 Административного кодекса Российской Федерации, аналогичные санкциям, предусмотренным в части 4 статьи 20.2 Административного кодекса Российской Федерации, поскольку данные составы схожи по степени вреда, причиняемого общественным отношениям, и включают в себя причинение вреда человеку, личности. Кроме того, предлагаемая редакция законопроекта в части 3 статьи 13.15 Административного кодекса Российской Федерации связана с общим ужесточением административного законодательства и соответствует существующим тенденциям в определении меры наказания за совершение административных правонарушений.
Размер санкций, предлагаемых в части 4 статьи 20.2 Кодекса, требует одновременного внесения изменений в абзац 1 части 1 статьи 3.5 Кодекса, согласно которым в виде исключения для части 3 статьи 13.15 Кодекса вводится повышенный предельный размер административного штрафа для граждан, должностных и юридических лиц.
Предлагаемый законопроект в значительно большей степени, чем действующее законодательство, позволяет обеспечить защиту прав несовершеннолетних, поскольку создает достаточно надежный барьер для распространения информации, имеющий для пострадавших и их близких психотравмирующий характер.
Кроме того, законопроект создает серьезные препятствия для невольной "популяризации" с помощью СМИ педофилии и иных преступлений, совершаемых в отношении половой неприкосновенности несовершеннолетних.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 3.5 и 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 3.5 и 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 3.5 и 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 3.5 и 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.