Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 109162-6 "О внесении изменения в статью 70 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
(по вопросу сохранности избирательной документации)
Досье на проект федерального закона
В настоящее время Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в который данным законопроектом предлагается внести изменение, регулирует оборот документации комиссий всех уровней, включая подписные листы с подписями избирателей, участников референдума, бюллетени, открепительные удостоверения и списки избирателей, участников референдума, и устанавливает сроки их хранения.
Ответственность за сохранность избирательной документации, документации референдума возлагается на председателя (заместителя председателя) и секретаря соответствующей комиссии до передачи документации в вышестоящую комиссию либо в архив.
В соответствии с действующим законодательством на практике дело по "хранению" избирательной документации обстоит таким образом, что в конечном итоге избирательная документация передается по акту на хранение в администрации районов, городов, областей, краёв, республик. Таким образом, исключается привлечение виновных лиц к ответственности за преднамеренное создание ситуации по пропаже и порче избирательных документов председателей и секретарей комиссий. Если дело и доходит до поисков виновных, максимум за совершенное правонарушение - это административный штраф.
Например, в Советском, Кировском и Центральном округе г. Омска после выборов Президента РФ в 2008 году был проведен анализ протоколов участковых, территориальных и областной избирательных комиссий. В итоге выяснилось, что за одного кандидата в Президенты РФ было "добавлено" существенное количество голосов. После направления жалобы во все возможные инстанции в г. Омск прибыла специальная комиссия из Генеральной прокуратуры РФ для расследования данного инцидента, но избирательная комиссия спешно провела "операцию" по уничтожению всей избирательной документации путем затопления в подвальном помещении Правительства Омской области. Таким образом, был лишь наказан сантехник - взысканием, а виновные в подлоге протоколов до сих пор возглавляют высокие должностные посты.
Также можно привести следующий пример: после выборов в Саратовскую городскую Думу в марте 2011 года, документация была преднамеренно утеряна в Волжском районе г. Саратова, сожжена в Ленинском районе и затоплена в Заводском, Кировском и Октябрьском. К ответственности не привлекли никого. В результате все дела были лишены доказательной базы.
В связи с вышеизложенным, предлагается конкретизировать место хранения всей избирательной документации. А именно, избирательная комиссия в 10-дневный срок передает документацию избирательных комиссий всех уровней, включая подписные листы с подписями избирателей, участников референдума, бюллетени, открепительные удостоверения и списки избирателей, участников референдума в архив областной, краевой, республиканский, государственный в зависимости от прохождения выборов и референдумов.
Преимущество данного законопроекта заключается в следующем: оградить избирательные комиссии всех уровней от хранения всей избирательной документации (практика показала, что избирательные комиссии себя дезориентировали в данном деле) для того, чтобы была возможность для восстановления истинных результатов по итогам голосования субъектам избирательных отношений, не согласных с итогами голосования или в случае выявления серьёзных нарушений, путём пересчёта бюллетеней или иного процессуального действия в судебном порядке.
Введение данной нормы законопроекта положительно скажется на снижении правонарушений в избирательной сфере членами избирательных комиссий или сотрудниками администраций.
Законопроект не предусматривает расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, поэтому заключение Правительства Российской Федерации не требуется.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 70 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 70 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счёт средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившим силу, приостановлению, изменению или принятия в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 70 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 70 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.