Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 109059-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" подготовлен в целях совершенствования методологии определения прожиточного минимума.
В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - Закон) прожиточный минимум определяется на основе потребительской корзины.
Проектом федерального закона предусматривается уточнить определение потребительской корзины, данное в статье 1 Закона, с учетом нового порядка определения непродовольственных товаров и услуг, предложенного проектом федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".
Предлагается под потребительской корзиной понимать необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, определяемые в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания.
Такое определение потребительской корзины даст возможность определять прожиточный минимум на основе нормативно-статистического метода, предусматривающего определение продуктов питания по нормам в натуральных объемах, а непродовольственных товаров и услуг - в соотношении со стоимостью продуктов питания.
Внести данное изменение предлагается в связи с тем, что применяемый в Российской Федерации нормативный метод определения прожиточного минимума на основе наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, устанавливаемых в натуральных показателях, не только устарел, но и в значительной степени не оправдался, поскольку структура потребительской корзины существенно отклонилась от фактического потребления типичного домохозяйства.
Предложенный порядок определения прожиточного минимума соответствует современной международной практике.
Потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации предлагается разрабатывать с участием Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в субъектах Российской Федерации - с участием комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации.
Положение Закона об утверждении Правительством Российской Федерации методических рекомендаций по определению потребительской корзины в целом по Российской Федерации предлагается исключить, поскольку такой порядок сделает невозможным установление Правительством Российской Федерации состава и количественных параметров потребительской корзины в опережающем порядке до одобрения законодателем.
Предусматривается, что одновременно с проектом федерального закона о потребительской корзине в целом по Российской Федерации в Государственную Думу в качестве обосновывающего материала вносится методика определения потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации, на основании которой разрабатывается потребительская корзина в целом по Российской Федерации.
Полномочие по утверждению методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации возлагается на Правительство Российской Федерации.
Статью 4 предлагается дополнить, предусмотрев учет индексов потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги при определении величины прожиточного минимума, а также принятие нормативного правового акта о порядке исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации.
В названном нормативном правовом акте должны быть отражены вопросы определения порядка исчисления стоимости потребительской корзины, порядка расчета обязательных платежей и сборов (для включения в потребительскую корзину для трудоспособного населения), порядка исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения. В настоящее время полномочия по утверждению такого нормативного акта Законом не установлены.
Порядок исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации предлагается утверждать Правительством Российской Федерации.
Проект нормативного правового акта об утверждении порядка исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации прилагается.
В связи с тем, что при исчислении величины прожиточного минимума на основе нормативно-статистического метода не применяются потребительские цены на непродовольственные товары и услуги, соответствующие изменения вносятся в пункты 1, 3 и 4 статьи 4 Закона.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" не потребует дополнительных средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" не потребует признать утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Потребуется признание утратившими силу следующих нормативных правовых актов:
постановления Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 214 "О порядке разработки Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации";
постановления Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. N 192 "Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации";
постановления Минтруда России и Госкомстата России от 28 апреля 2000 г. N 36/34 "Об утверждении Методики исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации".
Потребуется принятие следующих нормативных правовых актов:
нормативного правового акта Правительства Российской Федерации по утверждению методических рекомендаций по определению потребительской корзины на душу населения и для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации;
нормативного правового акта Правительства Российской Федерации по утверждению порядка исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, включая порядок корректировки стоимости непродовольственных товаров и стоимости услуг с учетом темпов роста цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.
Приостановление и изменение нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти не требуется.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.