Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 109055-6 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год"
Досье на проект федерального закона
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) осуществлял исполнение бюджета в 2011 году в соответствии с целями, поставленными Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 333-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (далее - Федеральный закон), на основе бюджетной росписи расходов бюджета Фонда, с учетом внесенных в нее изменений в течение отчетного года (далее - уточненная роспись).
За 2011 год доходы бюджета Фонда составили 348 437,1 млн. рублей или 103,7% от утвержденного Федеральным законом годового объема.
Расходы бюджета Фонда за 2011 год исполнены в сумме 310 428,1 млн. рублей, что составило 92,4% к объему, утвержденному Федеральным законом, и 92,3% к уточненной росписи.
Объем межбюджетных трансфертов, полученных бюджетом Фонда за 2011 год из федерального бюджета, составил 21 140,7 млн. рублей (100% от запланированного объема).
Объем межбюджетных трансфертов, переданных из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, составил 17 999,98 млн. рублей (100%).
Бюджет Фонда за 2011 год исполнен с профицитом в общей сумме 38 009,0 млн. рублей, который сложился в основном за счет поступления страховых взносов сверх утвержденных объемов и резервированием средств в целях финансового обеспечения расходов на реализацию программ модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь.
Основные показатели исполнения бюджета Фонда за 2011 год характеризуются следующими данными:
(млн. рублей) | |||||
Основные показатели |
Утверждено на 2011 год Федеральным законом от 8 декабря 2010 г N 333-ФЗ |
Уточненная роспись расходов бюджета Фонда на 2011 год |
Кассовое исполнение за 2011 год |
Кассовое исполнение в % к: |
|
федеральному закону |
уточненной росписи |
||||
Доходы - всего |
335 968,3 |
- |
348 437,1 |
103,7 |
- |
Расходы - всего |
335 968,3 |
336 454,9 |
310 428,1 |
92,4 |
92,3 |
Дефицит(-) Профицит(+) |
0,0 |
-486,6 |
38 009,0 |
- |
- |
Доходы бюджета Фонда
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование
Уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование в 2011 году регулировалась Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Тариф страховых взносов на обязательное медицинское страхование на 2011 год в бюджет Фонда был увеличен на 2 процентных пункта (с 1,1% до 3,1%). В 2011 году предельная величина базы для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица установлена в сумме 463 тыс. рублей.
Для отдельных категорий плательщиков Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ установлены пониженные тарифы страховых взносов. В соответствии с законодательством Российской Федерации выпадающие доходы бюджета Фонда компенсируются за счет ассигнований федерального бюджета в виде предоставления межбюджетных трансфертов бюджету Фонда.
В результате увеличения тарифа страховых взносов в 2011 году на 2 процентных пункта общий объем страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) за 2011 год составил 326 632,0 млн. рублей, что в 3,6 раза больше, чем в 2010 году.
Налоги на совокупный доход
Налог от плательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года), зачислен в бюджет Фонда в сумме 499,6 млн. рублей.
Поступления единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года) составили 86,2 млн. рублей, единого сельскохозяйственного налога за те же налоговые периоды - 5,9 млн. рублей.
В целом поступления налогов на совокупный доход в бюджет Фонда составили в 2011 году 591,7 млн. рублей.
Прочие налоговые и неналоговые доходы
Доходы от размещения Фондом временно свободных средств на депозитных счетах в банках за 2011 год составили 90,8 млн. рублей.
Размещение временно свободных средств Фонда осуществлялось в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1225 "О размещении временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования".
Доходы Фонда от оказания платных услуг и компенсации затрат бюджета Фонда сложились за счет возврата дебиторской задолженности прошлых лет (восстановление переплат по больничным листам, возмещение судебных расходов и др.) и составили 10,5 млн. рублей.
Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении Фонда, поступили в сумме 1,4 тыс. рублей за счет реализации лома черных и цветных металлов при утилизации списанного имущества, находящегося в оперативном управлении Фонда.
Денежные взыскания (штрафы), налагаемые Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в соответствии со статьями 48 - 51 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", составили 2,5 млн. рублей.
Поступления сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций по взносам в Фонд в связи с задолженностью, образовавшейся по состоянию на 1 января 2001 года, за отчетный период составили 11,6 млн. рублей.
Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба зачислены в бюджет Фонда в сумме 4,9 млн. рублей.
Доходы бюджета Фонда от возврата остатков субсидий, субвенций прошлых лет из бюджетов территориальных фондов ОМС и от возврата остатков средств, переданных в предыдущие годы из бюджета Фонда в виде межбюджетных трансфертов в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, составили 48,3 млн. рублей.
Фонд в 2011 году осуществил возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов в федеральный бюджет в сумме 46,9 млн. рублей.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета
За 2011 год общая сумма ассигнований федерального бюджета, переданных Фонду из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов, составила 21 140,7 млн. рублей, в том числе:
на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОМС для отдельных категорий страхователей - 16 250,0 млн. рублей;
на финансовое обеспечение мероприятий, входящих в приоритетный национальный проект "Здоровье" - 4 890,7 млн. рублей, из них:
на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан - 4 000,0 млн. рублей;
на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 890,7 млн. рублей.
Расходы бюджета Фонда
На выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС в целях выравнивания финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС в 2011 году в бюджеты территориальных фондов ОМС направлено дотаций в размере 95 954,3 млн. рублей, что составляет 106,8% от утвержденного Федеральным законом объема за счет перечисления на указанные цели 6 083,5 млн. рублей из нормированного страхового запаса Фонда в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1219 "О порядке распределения в 2011 году средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования на увеличение дотаций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования".
Нормированный страховой запас Фонда в 2011 году был сформирован в общей сумме 6 641,9 млн. рублей. На увеличение дотаций было направлено 6 083,5 млн. рублей, на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца 479,6 млн. рублей. Остаток средств нормированного страхового запаса на 1 января 2012 г. составил 78,8 млн. рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона Фонд осуществлял направление в бюджеты территориальных фондов ОМС субсидий на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения в субъектах Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, внедрением современных информационных систем в здравоохранение в целях создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, перехода на полисы ОМС единого образца, в том числе обеспеченных федеральным электронным приложением универсальной электронной карты, внедрением стандартов медицинской помощи, повышением доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.
Финансовое обеспечение указанных расходов осуществлялось в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 85 "Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011 - 2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования". В бюджете Фонда на 2011 год по целевой статье "Региональные программы модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и программы модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь" подраздела "Другие вопросы в области здравоохранения" раздела "Здравоохранение" классификации расходов бюджетов были предусмотрены ассигнования в сумме 215 920,0 млн. рублей.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 2396-р бюджетам территориальных фондов ОМС на указанные выше цели в 2011 году предусмотрено 190 423,0 млн. рублей, которые перечислены в отчетном году в размере 100% от запланированного объема, в том числе:
на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений - 141 691,5 млн. рублей;
на внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы ОМС единого образца - 9 521, 1 млн. рублей;
на внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи - 39 210,4 млн. рублей.
Остатки средств в бюджете Фонда в сумме 25 497,0 млн. рублей, образовавшиеся в результате того, что программы модернизации федеральных государственных учреждений в 2011 году не реализовывались, будут направлены в 2012 году на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и мероприятия по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, и государственных учреждений, реализующих мероприятия, предусмотренные пунктом 2 части 3 статьи 50 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
На оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации перечислено 18 000,0 млн. рублей (100% от запланированного объема). Финансовое обеспечение указанных расходов осуществлялось в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1233 "О порядке финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни".
Предоставление бюджетам территориальных фондов ОМС субсидий на проведение мероприятий по диспансеризации осуществлялось в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1228 "О порядке предоставления из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан" и от 31 декабря 2010 г. N 1234 "О порядке предоставления субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации".
Остатки средств, образовавшиеся на 1 января 2011 г. в связи с неполным использованием средств, предусмотренных на дополнительную диспансеризацию работающих граждан и диспансеризацию пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации сложились в сумме 105,5 млн. рублей и 41,0 млн. рублей соответственно. Из них в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона остатки в сумме 71,3 млн. рублей были направлены в I квартале 2011 г. на завершение расчетов за проведенную в 2010 году дополнительную диспансеризацию работающих граждан, а остатки в сумме 7,4 млн. рублей - на завершение расчетов за проведенную в 2010 году диспансеризацию пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В отчетном периоде на финансовое обеспечение проведения диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации с учетом остатков средств на 1 января 2011 г. в сумме 7,4 млн. рублей, использованных на завершение расчетов в первом квартале 2011 года за проведенную диспансеризацию детей-сирот в 2010 году, было направлено 921,0 млн. рублей (103,4% от объема, утвержденного Федеральным законом, и 98,8% от уточненной росписи). Расходы Фонда на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, включая остатки средств в сумме 71,3 млн. рублей, направленные в первом квартале 2011 года на завершение расчетов за проведенную в 2010 году дополнительную диспансеризацию работающих граждан, составили 4 042,3 млн. рублей (101,1% от объема, утвержденного Федеральным законом, и 98,5% от уточненной росписи).
Мероприятия по диспансеризации в 2011 году проведены в отношении 2 873,8 тыс. работающих граждан и 325,0 тыс. детей-сирот.
Кассовые расходы бюджета Фонда за 2011 год, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, составили 21 213,3 млн. рублей (с учетом остатков межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, образовавшихся в бюджете Фонда на 1 января 2011 г.).
Расходование средств на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и другие мероприятия, связанные с деятельностью Фонда, в 2011 году составило 598,7 млн. рублей или 61,4% от уточненной росписи, из них: на содержание аппарата Фонда - 349,2 млн. рублей (50,2%), на переподготовку и повышение квалификации кадров - 9,3 млн. рублей (96,7%), на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам - 13,3 млн. рублей (95%), на информационное обеспечение - 213,0 млн. рублей (88,4%), на международные культурные, научные и информационные связи - 2,2 млн. рублей (72,2%), на освещение деятельности Фонда в средствах массовой информации - 11,7 млн. рублей (99,4%).
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год"
Принятие Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год"
Принятие Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.