Заключение Правительства РФ
на проект федерального закона N 369190-3 "Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации", вносимый депутатами Государственной Думы М.Т. Гаджиевым, В.А. Купцовым и др.
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается установить принципы и цели государственной политики в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации, определить правовые основы деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан в области реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений.
Законопроект не имеет четко сформулированного предмета регулирования (статья 1), поскольку понятие "межэтническое взаимодействие", лежащее в основе указанного предмета, не определено.
Содержание абзаца четвертого статьи 6 законопроекта, согласно которому в ведении Российской Федерации находится обеспечение прав граждан определять и указывать свою этническую принадлежность, не в полной мере соотносится с установленным статьей 26 Конституции Российской Федерации правом каждого определять и указывать свою национальную принадлежность. Точно следуя содержанию норм Конституции Российской Федерации, необходимо обеспечивать свободу осуществления данного права любым лицом, а не только гражданами Российской Федерации.
Статья 6 законопроекта относит защиту прав национальных меньшинств к ведению Российской Федерации. Согласно пункту "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав национальных меньшинств находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако соответствующее положение отсутствует в статье 7 законопроекта, где раскрываются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению государственной политики в сфере межнациональных отношений.
В статье 6 законопроекта устанавливается полномочие Российской Федерации по разработке государственных образовательных программ в области сохранения культур и языков, а также введению в учебные программы спецкурсов по основам государственной политики в сфере межэтнических отношений. Однако Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" установлена новая структура федерального государственного образовательного стандарта, которая включает в себя единые требования к результатам освоения основных образовательных программ, их структуре и условиям реализации. Данный закон обеспечивает участие в формировании основных образовательных программ органов управления образованием, образовательных учреждений и самих обучающихся.
Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. При этом только основная образовательная программа разрабатывается на базе примерных основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
Следовательно, при определении полномочий Российской Федерации речь в данном случае может идти только об установлении требований к структуре основных образовательных программ, к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Статьей 7 законопроекта определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению государственной политики в сфере межэтнических отношений. При этом законопроектом не установлены права, обязанности и ответственность указанных органов, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий, что не соответствует требованиям пункта 4 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Положения статьи 8 законопроекта в части учреждения органами местного самоуправления органов территориального общественного управления не согласуются с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии со статьей 27 указанного Федерального закона органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующих территориях, при этом порядок формирования и прекращения полномочий органов территориального общественного самоуправления устанавливается в их уставах.
Статья 13 законопроекта ограничивает участие граждан в реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений лишь правами без определения соответствующих обязанностей. При этом юридически некорректным является положение, устанавливающее право "уважать достоинство граждан независимо от этнической принадлежности, вероисповедания".
Кроме того, имеет место дублирование норм действующего законодательства. Так, положения статей 4 - 8, 10 и 14 законопроекта уже закреплены в федеральных законах от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", а также в законах Российской Федерации от 25 октября 1991 г. N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" и от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании".
Нуждается в совершенствовании понятийный аппарат законопроекта.
Понятие "народ (этническая общность)" требует уточнения в связи с тем, что оно тождественно устоявшимся в этнографии и социологии понятиям "нация (народ)" и "этнос". Этнокультурное развитие народов не может быть сведено лишь к удовлетворению социально-экономических и культурно-духовных потребностей этнических общностей. Законопроектом достаточно произвольно трактуются такие понятия, как "общегражданская общность" и "этническая общность". В части 1 статьи 5 законопроекта используются термины, содержание которых не раскрывается в действующем законодательстве, в частности, "общегражданская идентичность" и "межэтническое общение".
Положения законопроекта не восполняют имеющихся пробелов законодательного регулирования в сфере межэтнических отношений. Например, не определяется статус национальных меньшинств, не закрепляется механизм предотвращения и урегулирования межэтнических конфликтов, не учитываются права и законные интересы беженцев, иностранных граждан и лиц без гражданства как субъектов межэтнических отношений.
Законопроект предусматривает дополнительные расходы федерального бюджета, однако не содержит положений об источниках и порядке финансирования указанных расходов, как это требуется в соответствии с пунктом 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.
Заместитель Председателя |
С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.