Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 369190-3 "Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации"
(об установлении правовых основ деятельности органов государственной власти Российской Федерации, общественных объединений и граждан в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Проект настоящего федерального закона исходит из того, что процесс развития демократического федеративного государства предполагает создание правовой базы, отражающей потребности общества, защищающей права граждан и народов, проживающих на территории России.
Следовательно, необходимость иметь государственную стратегию в сфере межэтнических отношений продиктована объективным положением вещей - полиэтничностью, поликультурностью Российской Федерации.
В 1996 году Указом Президента Российской Федерации была утверждена Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Был сделан первый шаг на пути формирования осознанной, взвешенной государственной национальной политики.
В то же время практика реализации Концепции государственной национальной политики показала острую необходимость не только в принятии федеральных законов по конкретным проблемам межэтнических отношений, но и закрепления на законодательном уровне основных направлений государственной политики в сфере межэтнических отношений. Такую цель имеет настоящий проект федерального закона "Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации".
Законопроект устанавливает цели и принципы, определяет правовую основу государственной политики в сфере межэтнических отношений, вводит современный понятийный аппарат, предусматривает основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации по защите интересов коренных малочисленных народов, национальных меньшинств, закрепления правового статуса русского народа, самоопределившегося на всей территории Российской Федерации и являющегося социальной, языковой и культурной основой гражданской российской нации.
Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения органов государственной власти, органов местного самоуправления, народов и граждан Российской Федерации, их общественных объединений в сфере межэтнического взаимодействия.
Законопроектом определяются полномочия Российской Федерации и ее субъектов по основам государственной политики в сфере межэтнических отношений, формы участия национально - культурных автономий, других общественных объединений, граждан, народов Российской Федерации, органов государственной власти всех уровней в регулировании и координации действий по прогнозированию, предупреждению и разрешению межэтнических конфликтов, в противодействии экстремистским действиям, направленным на возбуждение ненависти либо вражды по признакам этнической принадлежности, организации и проведение мониторинга состояния межэтнических отношений. Включена статья, предусматривающая нормы ответственности за нарушение законодательства в сфере межэтнических отношений.
Законопроект создает правовой механизм в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, национально - культурных автономий и других общественных объединений граждан по развитию в российском обществе необходимого уровня и качества межэтнических отношений, обеспечения конституционных прав граждан и народов Российской Федерации на дальнейшее этнокультурное развитие. К их числу следует отнести разработку и финансирование программ этнокультурного развития народов России, мониторинга состояния межэтнических отношений с созданием соответствующего Центра или иной государственной структуры, наделение ответственности федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации за своевременное предупреждение возникающих межэтнических конфликтов, в ведение в практику представления Национального доклада Правительства Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о ходе реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений и т.д.
Являясь рамочным, данный федеральный закон будет способствовать принятию подобных законов субъектами Российской Федерации, формированию единого правового "поля" в определении основ государственной политики в сфере межэтнических отношений.
Принятие настоящего закона не потребует внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации"
Расходы, предусмотренные на реализацию государственной политики в сфере межэтнических отношений Российской Федерации, сосредоточены в следующих разделах и подразделах федерального бюджета: 11 "Межбюджетные трансферты", подраздел 1103 "Другие межбюджетные трансферты", раздел 10 " Социальная политика", подраздел 1003 "Другие вопросы в области социальной политики".
Расходы, предусматриваемые на реализацию данного законопроекта, могут быть заложены в указанные разделы бюджета при его формировании на очередной финансовый год и выделяться из федерального бюджета в пределах средств выделяемых на эти цели.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации" не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления, изменения в законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.