Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона N 200338-5 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы В.В. Жириновским
(по вопросу сохранения жилых помещений за гражданами, проживающими в общежитиях)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 200338-5 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", (далее - законопроект), внесенным депутатом Государственной Думы В.В.Жириновским, предлагается дополнить статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) частью 2, предусматривающей, что граждане, обладавшие до 1 марта 2005 года правом пользования жилыми помещениями в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и которые не переданы в ведение органов местного самоуправления, не могут быть выселены из таких жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации такие граждане не могли быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений. Предоставление других жилых помещений в этом случае осуществляется прежним собственником таких жилых помещений.
Внесение предлагаемых изменений не может быть поддержано Комитетом по следующим основаниям:
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 18 апреля 2006 года N 119-О отметил, что к основным началам жилищного законодательства ЖК РФ, его статья 1, относит реализацию гражданами закрепленного в статье 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах.
Согласно ЖК РФ совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам его раздела IV жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов образует самостоятельный специализированный жилищный фонд (статья 19), жилые помещения в котором предоставляются по договору найма специализированного жилого помещения (статья 100).
ЖК РФ предусмотрены различные правовые последствия перехода права собственности на жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, и на жилое помещение, занимаемое по договору найма специализированного жилого помещения. Так, в соответствии с его статьей 64 переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения.
Статьей 102 ЖК РФ, устанавливающей основания прекращения договора найма специализированного жилого помещения, предусмотрено прекращение договора найма жилого помещения в общежитии при переходе права собственности, а также передаче такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу (часть 2), поскольку в силу его статьи 19 специализированный жилищный фонд включает в себя только те помещения, которые находятся в государственной и муниципальной собственности и не могут находиться в собственности открытых акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и других субъектов гражданского права, не являющихся публичными образованиями.
Исключение составляют случаи, когда новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано это жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения (часть 2 статьи 102 ЖК РФ). Тем самым жилищное законодательство защищает интересы соответствующих предприятий, учреждений, организаций как юридических лиц, являющихся собственниками жилья либо его владельцами, ограничивая в праве пользования конкретной жилой площадью только тех граждан, которые не состоят с ними в трудовых правоотношениях.
Это, однако, не означает, что проживающие в таких помещениях граждане ограничены в закрепленном статьей 40 Конституции Российской Федерации праве на жилище по сравнению с другими лицами: в силу статьи 13 Вводного закона граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие данного Кодекса, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.
При этом в соответствии со статьей 675 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку переход права собственности на занимаемое по договору найма жилое помещение не влечет расторжения или изменения договора найма жилого помещения, новый собственник становится наймодателем на условиях ранее заключенного договора найма, в том числе если это условия договора найма специализированного жилого помещения. Это означает, что во всяком случае недопустимо произвольное распространение режима коммерческого найма на жилые помещения в зданиях общежитий, которые фактически были ранее заселены на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, вопросы о сохранении жилых помещений за гражданами, проживающими в общежитиях, в настоящее время в полной мере урегулирован нормами действующего законодательства и внесение предлагаемых законопроектом изменений представляется излишним.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству не поддерживает проект федерального закона N 200338-5 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы В.В.Жириновским
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.