Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 338101-5 "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц при применении налогоплательщиками социальных и имущественных налоговых вычетов), внесенному депутатами Государственной Думы С.И. Штогриным, Н.С. Максимовой, Р.В. Кармазиной, Л.Я. Симановским
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 338101-5 "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", Комитет отмечает следующее.
В пояснительной записке отмечается, что данный законопроект "направлен на решение отдельных вопросов, возникающих в процессе применения положений главы 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также на оптимизацию процедур, связанных с применением налогоплательщиками социальных и имущественных налоговых вычетов при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.".
В частности, предлагается внести изменения в подпункт 3 пункта 1 статьи 219 "Социальные налоговые вычеты" части второй Налогового кодекса (далее-Кодекс), согласно которым налогоплательщики получают возможность учитывать в составе социального вычета стоимость услуг по лечению, предоставленных не только юридическими лицами, но и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на осуществление медицинской деятельности и осуществляющими медицинскую деятельность. Данная норма соответствует выводам, содержащимися в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2004 года N 447-О и касающимся возможности получения налогоплательщиками социального налогового вычета в части оплаты услуг по лечению, предоставленных индивидуальными предпринимателями.
Кроме того, с учетом выводов, изложенных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2012 года N 6-П, законопроект дополняет статью 220 "Имущественные налоговые вычеты" нормой, согласно которой предлагается установить порядок получения имущественного налогового вычета налогоплательщиками, являющимися родителями и осуществляющими новое строительство или приобретение за счет собственных средств имущества в собственность своих несовершеннолетних детей. При этом, в указанных случаях несовершеннолетние дети не теряют право на получение ими в дальнейшем имущественного налогового вычета, предусмотренного законодательством о налогах и сборах.
Кроме того, в законопроекте предпринята попытка устранить выявленную в правоприменительной практике неопределенность, связанную с реализацией налогоплательщиком права на получение имущественного налогового вычета при приобретении имущества в общую совместную собственность. С этой целью предлагается дополнить статью 220 Кодекса положением, согласно которому налогоплательщик считается воспользовавшимся своим правом на имущественный налоговый вычет только в том случае, когда он лично обращается за его предоставлением в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Вместе с этим формулировка указанной нормы нуждается в уточнении, учитывая что сам по себе факт обращения налогоплательщика в налоговый орган за предоставлением имущественного налогового вычета не дает основания считать такого налогоплательщика воспользовавшимся правом на вычет (в случае отказа налогового органа предоставить данный вычет).
В то же время, считаем целесообразным при доработке законопроекта ко второму чтению рассмотреть вопрос о возможности предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению детей, предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса, налогоплательщикам, осуществляющим обязанности усыновителей, приемных родителей, опекунов, попечителей.
Учитывая направленность рассматриваемого законопроекта на поддержку семей, имеющих детей, а также на устранение возникших в правоприменительной практике проблем, связанных с использованием права на имущественный налоговый вычет, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 338101-5 "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.