Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 115313-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования порядка расчета размера платы граждан за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с законодательством Российской Федерации расчет размера платы собственников помещений в многоквартирных домах за коммунальные услуги, если помещения указанных собственников не оборудованы индивидуальными приборами учета, осуществляется с учетом нормативов. Вместе с тем в ближайшие годы расчет размера платы собственников помещений в многоквартирных домах за коммунальные услуги с применением нормативов должен стать редким исключением. Как следует из содержания Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" одним из основных направлений повышения энергетической эффективности и энергосбережения являются мероприятия по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) и индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов, позволяющими точно исчислять объем потребленных коммунальных ресурсов.
В частности, согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Из содержания части 2 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В статье 13 Федерального закона N 261-ФЗ содержатся конкретные сроки оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) и индивидуальными приборами учета. Однако законодательство не предъявляет требований к одновременности установки всех приборов учета одноименного коммунального ресурса в многоквартирном доме (как коллективных (общедомовых), так и индивидуальных приборов). Таким образом, допускается ситуация, при которой общедомовой прибор учета уже установлен, а индивидуальные счетчики имеются еще не в каждой квартире. Следует отметить, что подобная ситуация все чаще воплощается на практике.
Анализ расчетов за коммунальные услуги, которые производятся с помощью "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, а также будут производиться с помощью "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 (заменяют первые названные Правила), позволяет сделать вывод о возложении на собственников помещений в многоквартирном доме, оплачивающих коммунальные услуги по показаниям индивидуальных приборов учета или нормативам, не только бремени оплаты объема коммунальных ресурсов, потребленных для целей содержания общего имущества многоквартирных домов (для так называемых "общедомовых нужд": освещение, отопление подъездов и т.п.), но также и бремени оплаты объема коммунальных ресурсов, по каким-то причинам не исчисленного в полном объеме для других собственников. Не исчисленным нередко оказывается объем коммунальных ресурсов, сложившийся в связи с превышением фактического объема потребления коммунальных ресурсов отдельными собственниками, не имеющими индивидуальных приборов учета, нормативным объемам или по причинам хищения коммунальных ресурсов.
Кроме того, подобное правовое регулирование лишает организации, предоставляющие коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, стимулов к выявлению фактов хищения коммунальных услуг, исключению случаев их нерационального использования и снижению потерь коммунальных ресурсов, используемых для целей содержания общего имущества многоквартирных домов, поскольку плата даже за определенно завышенные общедомовые нужды в коммунальных ресурсах в соответствии с действующими Правилами подлежит распределению между собственниками помещений в многоквартирном доме.
Представленный проект федерального закона предусматривает внесение в отдельные законодательные акты Российской Федерации изменений, которые позволят усовершенствовать порядок расчета размера платы граждан за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, исключив из объема указанных услуг объем коммунальных ресурсов, сложившийся в связи с превышением фактического объема потребления коммунальных ресурсов отдельными собственниками, не имеющими индивидуальных приборов учета, нормативным объемам или по причинам хищения коммунальных ресурсов. Этот результат должен быть достигнут за счет установления правила о допустимости осуществления расчетов за энергетические ресурсы на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов, только при условии оснащения всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета энергетических ресурсов и ввода указанных индивидуальных приборов учета в эксплуатацию.
Настоящим законопроектом предлагается установить правило, согласно которому использование данных, полученных при помощи коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов, должно осуществляться только после проведения организациями-исполнителями коммунальных услуг обязательных мероприятий по выявлению случаев несанкционированного подключения к сетям инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Настоящий проект федерального закона предусматривает установление общего правила о том, что индивидуальные приборы учета используемых энергетических ресурсов подлежат опломбированию организациями-исполнителями коммунальных услуг без взимания платы с собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации опломбирование соответствующих приборов учета производится такими организациями за плату (например, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц). Установление данного правила должно ограничить случаи взимания с собственников помещений в многоквартирных домах платы за опломбирование приборов учета, имеющие в настоящее время широкое распространение.
Законопроект также предусматривает установление административной ответственности за невыполнение указанных мероприятий и возложение полномочий по рассмотрению дел о соответствующих правонарушениях на органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям.
Помимо прочего законопроект предполагает наделение советов многоквартирных домов правом осуществлять контроль за правильностью снятия данных коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Председатель |
В.В. Ефимов |
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования порядка расчета размера платы граждан за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования порядка расчета размера платы граждан за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды" не повлечет дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования порядка расчета размера платы граждан за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования порядка расчета размера платы граждан за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды" потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.