Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 113176-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и в статью 55 Водного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан в целях повышения эффективности управления в области использования и охраны подземных вод.
Предоставление права пользования участками недр одновременно для геологического изучения и добычи подземных вод для указанных целей законодательством в сфере недропользования не предусмотрено.
Таким образом, в настоящее время в отношении данных подземных вод не может быть реализована возможность, предусмотренная статьей 6 Закона Российской Федерации "О недрах", о предоставлении права пользования недрами одновременно для целей геологического изучения, разведки и добычи подземных вод. Указанные поправки направлены на упрощение порядка предоставления права пользования недрами для добычи подземных вод одиночными скважинами, который в настоящее время излишне усложнен и состоит из этапа получения права пользования недрами для геологического изучения и этапа получения права пользования недрами для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности. Следует отметить, что до 2004 года статьей 10.1 Закона Российской Федерации "О недрах" предусматривалась возможность возникновения права пользования участками недр для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности.
В связи с этим законопроектом предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации "О недрах", предусмотрев в абзаце 4 пункта 3 статьи 10.1 Закона Российской Федерации "О недрах" возможность предоставления права пользования недрами одновременно для геологического изучения, разведки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технологического обеспечения водой объектов промышленности.
Кроме того, законопроектом предлагается в части 8 статьи 16 Закона Российской Федерации "О недрах" слова "добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности" заменить словами "разведки и добычи подземных вод или для геологического изучения, разведки и добычи подземных вод, осуществляемых по совмещенной лицензии, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технологического обеспечения водой объектов промышленности".
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 19 Закона Российской Федерации "О недрах", предусматривающие предоставление возможности собственникам земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, осуществлять в их границах устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин для добычи подземных вод из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения.
Законопроектом предлагается исключить положение об установлении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации порядка устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин, не являющихся источником централизованного водоснабжения, ввиду определения специфики порядка устройства и эксплуатации данных колодцев и скважин в нормах предлагаемого законопроекта.
Одновременно законопроектом предлагается внести изменения в статью 55 Водного кодекса Российской Федерации в части утверждения Правительством Российской Федерации правил охраны поверхностных водных объектов и подземных водных объектов, что позволит повысить эффективность использования и охраны подземных и поверхностных водных объектов.
Необходимость разработки правил охраны поверхностных водных объектов и подземных водных объектов вызвана тем, что в настоящее время не установлены требования к охране поверхностных водных объектов, а также не установлены требования к охране подземных вод как в пределах разведанных и оцененных, учитываемых в государственном балансе месторождений подземных вод в нераспределенном фонде недр, так и за их пределами. Действующее водное законодательство не в полной мере регулирует вопросы обеспечения охраны подземных вод за пределами зон санитарной охраны водозаборных сооружений по добыче подземных вод. В связи с этим в таких правилах планируется установить перечень и содержание мероприятий по охране вод при различных видах хозяйственной деятельности, в том числе при проектировании различных объектов и реализации проектов с учетом гидрогеологических условий территорий размещения объектов.
Изменения, предусмотренные настоящим законопроектом, направлены на упрощение порядка предоставления права пользования недрами для добычи подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, а также на охрану подземных вод.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и в статью 55 Водного кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта предлагаемого федерального закона не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и не регламентирует вопросы, указанные в части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации.
Реализация полномочий, предусмотренных проектом предлагаемого федерального закона, будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации численности работников центрального аппарата и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Перечень актов федерального законодательства, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием вносимого законопроекта
Принятие вносимого законопроекта не потребует принятия актов Президента Российской Федерации.
Принятие вносимого законопроекта потребует принятия:
1. Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил охраны поверхностных водных объектов".
Обоснование необходимости подготовки: установление в законопроекте нормы о том, что при использовании водных объектов физические и юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных и правилами охраны подземных водных объектов, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: установить порядок охраны поверхностных водных объектов.
Сроки подготовки: установленные после принятия предлагаемого проекта федерального закона.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной исполнитель - Минприроды России.
2. Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов".
Обоснование необходимости подготовки: установление в законопроекте нормы о том, что при использовании водных объектов физические и юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных и правилами охраны подземных водных объектов, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: установить порядок охраны подземных водных объектов.
Сроки подготовки: установленные после принятия предлагаемого проекта федерального закона.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной исполнитель - Минприроды России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.