Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 113185-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях противодействия изготовлению и обороту порнографической продукции"
Досье на проект федерального закона
За последние годы мировой рынок детской порнографии стал одним из самых прибыльных секторов теневой экономики, принося значительные доходы при относительно небольших вложениях. Анализ статистической отчетности свидетельствуют о крайне тревожной криминальной ситуации в данной сфере. Так, статистические данные последних трех лет свидетельствуют об увеличении количества зарегистрированных фактов незаконного изготовления и оборота материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (ст. 242.1 УК РФ) (в 2008 г. было зарегистрировано 223 преступления; в 2011 г. - 379).
Правоприменительная практика в сфере борьбы с вовлечением и использованием детей в производство и оборот порнографии осложняется тем, что в российском уголовном законодательстве до сих пор отсутствуют законодательные определения понятий "порнографическая продукция", "материалы или предметы с порнографическими изображениями несовершеннолетних" (так называемая "детская порнография"). Вместе с тем, закрепление в национальном законодательстве государств-участников дефиниции термина "детская порнография" рекомендовано Факультативным протоколом N 2 к Конвенции ООН о правах ребенка, касающемся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, Рекомендацией Rec (2001) 16 Комитета Министров Совета Европы относительно защиты детей от сексуальной эксплуатации от 31 октября 2001 г. и Европейской конвенцией о правонарушениях в сфере электронной информации 2001 г.
В российском законодательстве не криминализировано хранение материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних в личных целях, без цели ее распространения, рекламирования и демонстрации. Вместе с тем такого рода действия стимулируют спрос на детскую порнографию и, соответственно, расширение ее производства.
Зарубежные страны давно приняли соответствующие поправки в свое законодательство. Ответственность за простое владение детской порнографией предусмотрена уголовным законодательством около 55 государств.
В целях противодействия изготовлению и обороту порнографической продукции законопроектом предусмотрено:
закрепление в уголовном законодательстве максимально полных и четких определений понятий "порнографические материалы и предметы", "материалы или предметы с порнографическими изображениями несовершеннолетних", содержащих критерии их отграничения от смежных понятий;
расширение в соответствии с международными стандартами перечня уголовно-наказуемых деяний в сфере сексуальной эксплуатации детей путем установления уголовной ответственности за хранение, перемещение материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних через Государственную границу Российской Федерации без цели их распространения, публичной демонстрации или рекламирования.
В соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона от 13.06.1996 N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" законопроект направлен для получения официальных отзывов Верховного Суда и Правительства Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях противодействия изготовлению и обороту порнографической продукции"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях противодействия изготовлению и обороту порнографической продукции" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях противодействия изготовлению и обороту порнографической продукции"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях противодействия изготовлению и обороту порнографической продукции" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.