Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 111591-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" подготовлен в связи с принятием Федерального закона от 08.06.2012 N 65-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и направлен на урегулирование вопросов, связанных с исполнением Федеральной службой судебных приставов постановлений судьи о назначении обязательных работ (далее - Закон).
Законом установлено, что виды обязательных работ и перечень организаций, в которых отбываются такие работы определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами ФССП России.
В целях надлежащей организации взаимодействия по данному вопросу законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" и Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепив соответствующие полномочия за должностными лицами указанных органов.
Применение к лицам, совершим административные правонарушения, таких наказаний как административный штраф и административный арест не всегда позволяет достигнуть целей законодательства об административных правонарушениях, обеспечить соблюдение принципа неотвратимости наказания. Сегодня к лицу, уклоняющемуся от уплаты штрафа, может быть применен административный штраф в двойном размере или административный арест на срок до пятнадцати суток, а к лицу самовольно оставившему место отбывания административного ареста только арест на срок до пятнадцати суток. При этом арест, в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры, применяется крайне редко, а взыскать штраф даже на стадии принудительного исполнения в связи с отсутствием у должника денежных средств или иного имущества зачастую оказывается невозможным. Такое положение вещей порождает у лиц, совершивших административные правонарушения, ощущение безнаказанности и как следствие повторное совершение ими противоправных действий.
С учетом изложенного законопроектом в санкции частей 1 и 2 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как альтернативу соответственно штрафу и административному аресту предлагается ввести обязательные работы. Внесение таких изменений позволит мотивировать граждан на соблюдение запретов и ограничений, связанных с привлечением к ответственности в виде административного штрафа и административного ареста, а в случае их нарушения обеспечить индивидуальный подход к назначению наказания и принцип его неотвратимости.
Уклонение лица от отбывания обязательных работ законопроектом предлагается отнести к основаниям для объявления такого лица в розыск. При этом розыск лиц, уклоняющихся от отбывания обязательных работ, будет осуществляться судебными приставами-исполнителями.
Федеральный закон "Об исполнительном производстве" законопроектом предлагается дополнить новой статьей 109.2 "Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования об отбывании обязательных работ", регламентирующей порядок исполнения судебным приставом-исполнителем постановления судьи о назначении обязательных работ.
Законодательством Российской Федерации на судебного пристава-исполнителя возложена функция по рассмотрению заявлений и ходатайств, поданных лицами, участвующими в исполнительном производстве по вопросам ведения исполнительного производства. Статьей 32.13 КоАП РФ лицам, привлеченным к ответственности в виде обязательных работ, предоставлено право обратиться к судебному приставу-исполнителю с ходатайством об изменении вида обязательных работ и (или) объекта, определенного для их отбывания, а также об уменьшении количества часов, которые необходимо отработать в течение недели. Вместе с тем Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не содержит отдельной нормы, регламентирующей порядок рассмотрения судебным приставом-исполнителем заявлений и ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве.
В этой связи предлагается дополнить Федеральный закон "Об исполнительном производстве" новой статьей 64.1 "Рассмотрение заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве".
Также законопроектом вносятся изменения и дополнения в отдельные положения Федерального закона "Об исполнительном производстве", касающиеся вопросов рассмотрения заявлений и ходатайств, поданных в рамках исполнительного производства, а также особенностей исполнения постановления судьи о назначении обязательных работ.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими сил, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.