Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 116807-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект подготовлен в целях приведения статьи 27 Закона Российской Федерации "О недрах" в соответствие с Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.
В законопроекте предполагается статью 27 Закона Российской Федерации "О недрах" изложить в новой редакции, предусматривающей разграничение геологической информации на интерпретированную геологическую информацию, являющуюся объектом интеллектуальной собственности и регулируемую Гражданским кодексом Российской Федерации, а также на первичную геологическую информацию, подлежащую правовой защите в соответствии с Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" категория "собственности" в отношении информации исключена, а введено новое понятие "обладатель информации". В связи с этим, в новой редакции статьи 27 Закона Российской Федерации "О недрах" используемое понятие "собственник геологической информации" предлагается заменить на "обладатель геологической информации". При этом слова "федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации" предлагается заменить словами "федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальные органы".
В целях формирования рынка геологической информации законопроектом предполагается установить четырехлетний срок, в течение которого федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальные органы обязаны обеспечивать конфиденциальность геологической информации о недрах, распространение которой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации. При этом предлагается уточнить норму об ответственности должностных лиц федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных органов за нарушение условий использования геологической информации. Предполагается, что после истечения указанного срока такая информация будет являться общедоступной, что будет способствовать совершенствованию оборота геологической информации и позволит сформировать более открытую систему пользования такой информацией. Геологическая информация также может использоваться, в том числе государственными органами, для подготовки перечней участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование в различных целях, для организации проведения конкурсов или аукционов на право пользования недрами, для предоставления участков недр в пользование по иным основаниям.
Отсутствие в законодательстве Российской Федерации о недрах минимально установленного состава геологической информации о недрах, представляемой пользователем недр в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальные органы, в зависимости от видов пользования недрами и видов полезных ископаемых, ведет к тому, что пользователи недр представляют информацию в указанные фонды выборочно, по своему усмотрению. Такая ситуация приводит к отсутствию в государственных органах полной информации о состоянии изученности недр на территории Российской Федерации и ее континентальном шельфе.
В связи с изложенным законопроектом предлагается установить в статье 27 Закона Российской Федерации "О недрах" норму, предусматривающую возможность утверждения Правительством Российской Федерации минимального состава геологической информации о недрах, представляемой пользователем недр в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальные органы, а также порядок и форму представления такой информации.
Также законопроектом предполагается установить, что непредставление или нарушение сроков представления геологической информации о недрах, обязательной к представлению в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, может являться основанием для прекращения права пользования недрами. При этом срок получения данной информации пользователем недр предлагается включить в обязательные условия лицензии, а пользователя недр обязать представить такую информацию в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальные органы в течение года с даты ее получения. Законопроектом предполагается установить, что порядок и форма представления такой информации пользователем недр в указанные органы, порядок и условия использования геологической и иной информации о недрах, обладателем которой являются Российская Федерация либо субъект Российской Федерации, порядок представления геологической и иной информации о недрах, обладателем которой является пользователь недр, третьим лицам будут определяться федеральным органом управления государственным фондом недр.
Новой редакцией статьи 27 Закона Российской Федерации "О недрах" предусмотрено, что обладателем геологической информации о недрах, полученной пользователем недр за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета РСФСР, государственного бюджета СССР, государственного внебюджетного фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации, средств части отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, передаваемых пользователям недр, средств федерального фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы и средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и соответствующих местных бюджетов, в том числе средств фондов воспроизводства минерально-сырьевой базы соответствующих субъектов Российской Федерации, является Российская Федерация либо соответственно субъект Российской Федерации, за счет средств которых была получена такая информация.
При этом предполагается, что к полномочиям федеральных органов государственной власти относится распоряжение информацией, полученной за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета РСФСР, государственного бюджета СССР, государственного внебюджетного фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации, средств части отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, передаваемых пользователям недр, средств федерального фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы.
В целях согласования законопроекта с нормами Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" в части, касающейся организации хранения документов, содержащих геологическую информацию, законопроект предлагается дополнить положением о том, что геологическая информация о недрах, отнесенная к составу Архивного фонда Российской Федерации, хранится в установленном порядке.
В связи с вносимыми изменениями в Закон Российской Федерации "О недрах" законопроектом также предусматривается внесение соответствующих изменений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции".
Принятие настоящего проекта федерального закона позволит обеспечить наиболее полное и комплексное использование минерально-сырьевых ресурсов на базе информационных ресурсов федерального и территориального фондов геологической информации для всех уровней управления фондом недр.
Перечень актов федерального законодательства, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием вносимого законопроекта
Принятие предлагаемого проекта федерального закона не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов, а также принятия актов Президента Российской Федерации.
Принятие предлагаемого проекта федерального закона потребует издания постановления Правительства Российской Федерации "О порядке, форме и минимальном составе геологической информации о недрах, представляемой пользователем недр в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальные органы".
Обоснование необходимости подготовки: установление в статье 27 Закона Российской Федерации "О недрах" нормы о том, что минимальный состав геологической информации о недрах, представляемой пользователем недр в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальные органы, в зависимости от видов пользования недрами и видов полезных ископаемых, а также порядок и форма представления такой информации пользователем недр в указанный орган, определяются Правительства Российской Федерации.
Приведение статьи 27 Закона Российской Федерации "О недрах" в соответствие с Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", предусмотрев понятие "обладатель геологической информации".
Изложение предполагаемых правовых предписаний: указанный проект приказа определит минимальный состав геологической информации о недрах, представляемой пользователем недр в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в зависимости от видов пользования недрами и видов полезных ископаемых, а также установит порядок и форму представления такой информации пользователем недр в указанные фонды.
Сроки подготовки будут установлены после принятия предлагаемого проекта федерального закона.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - Минприроды России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.