Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 121990-6 "О внесении изменений в статьи 4.6 и 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.6 и 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - законопроект) часть 4 статьи 13 Федерального закона, устанавливающую случаи выплаты пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - пособия) застрахованным лицам территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд), предлагается изложить в новой редакции, предусматривающей реализацию прав граждан на получение через территориальный орган Фонда гарантированных государством пособий в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособий застрахованному лицу.
В рамках действующего законодательства невыплата пособий страхователями в таких случаях связана с тем, что на момент их наступления они фактически прекратили хозяйственную деятельность, в связи с чем невозможно установить местонахождение как самих организаций - должников, так и принадлежащего им имущества. При этом в таких случаях имеются судебные решения о взыскании с таких организаций сумм невыплаченных пособий в пользу физических лиц, которые остаются без исполнения по вышеуказанным причинам.
Выплата пособий в указанных ситуациях территориальными органами Фонда законодательством не предусмотрена, в результате, застрахованные лица не имеют возможности реализовать свое право на получение гарантированных государством пособий, выплачиваемых за счет средств Фонда.
Принятие законопроекта позволит в полной мере обеспечить соблюдение одного из основных принципов осуществления обязательного социального страхования - доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий.
Законопроектом предлагается ввести также норму, согласно которой в случае взыскания со страхователя, который прекратил финансово-хозяйственную деятельность и "исчез", не исполнив обязанности по выплате застрахованному лицу пособий, которые в таком случае были назначены и выплачены застрахованному лицу территориальным органом Фонда на основании части 4 статьи 13 Федерального "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", такой страхователь не уменьшает сумму страховых взносов, которую должен уплатить в бюджет Фонда, на сумму взысканных с него пособий.
Принятие такой нормы позволит исключить "двойное" расходование средств обязательного социального страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством застрахованным лицам (территориальным органом Фонда за счет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в рамках части 4 статьи 13 указанного Федерального закона и страхователем в случае возобновления им деятельности или установления его местонахождения и имущества за счет тех же средств).
Законопроект вступает в силу со дня его официального опубликования. Действие законопроекта будет распространяться на решения судов об установлении факта невыплаты страхователем пособий застрахованному лицу, которые вступили в законную силу до дня вступления в силу законопроекта.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.6 и 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Законопроект предусматривает реализацию прав граждан на получение через территориальный орган Фонда гарантированных государством пособий в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособий застрахованному лицу.
Реализация положений указанного законопроекта в части выплаты территориальными органами Фонда пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством гражданам, не получивших данные пособия по вине работодателя, оценочно составит: в 2012 г. - 351,3 млн. руб., в 2013 г. - 367,9 млн. руб., в 2014 г. - 390,8 млн. руб., в том числе на оплату пособий по материнству: в 2012 г. - 345,5 млн. руб., в 2013 г. - 361,4 млн. руб., в 2014 г. - 383,6 млн. руб.
Данные расходы составляют 0,08% от общей суммы расходов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и будут осуществлены в пределах расходов, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.6 и 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.6 и 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.