Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 110530-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" в части обеспечения безопасной утилизации самоходных сельскохозяйственных и лесохозяйственных машин, строительной и дорожной техники"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" в части обеспечения безопасной утилизации самоходных сельскохозяйственных и лесохозяйственных машин, строительной и дорожной техники" устанавливает правовые основы для развития в России системы утилизации данных видов техники. Целью данного законопроекта является определение на законодательном уровне условий обеспечения безопасной утилизации самоходных сельскохозяйственных и лесохозяйственных машин, строительной и дорожной техники, впервые выпускаемых в обращение на территории Российской Федерации.
В качестве основного условия обеспечения безопасной утилизации указанных видов техники законопроектом, в частности, устанавливается механизм уплаты утилизационных сборов за все ввозимые или производимые на территории Российской Федерации сельскохозяйственные и лесохозяйственные машины, строительную и дорожную технику. Утилизационные сборы взимаются с физических и юридических лиц при первичном выпуске в обращение новых и бывших в употреблении указанных видов техники. Доходы от утилизационных сборов зачисляются в федеральный бюджет и служат базой для последующего расходования средств федерального бюджета на компенсацию затрат, возникающих в результате утилизации самоходных сельскохозяйственных и лесохозяйственных машин, строительной и дорожной техники. Таким образом, законопроектом устанавливаются также расходные обязательства бюджета Российской Федерации по частичному возмещению затрат организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию самоходных сельскохозяйственных и лесохозяйственных машин, строительной и дорожной техники, что также является необходимым условием обеспечения безопасной утилизации данных видов техники.
Законопроектом предусмотрены случаи исключения уплаты утилизационных сборов при ввозе самоходных сельскохозяйственных и лесохозяйственных машин, строительной и дорожной техники на территорию Российской Федерации, а также для производителей, принимающих на себя добровольные гарантийные обязательства по обеспечению безопасной утилизации выпускаемых ими указанных видов техники.
Соблюдение вводимых требований по безопасной утилизации обеспечивается установлением запрета на регистрацию самоходных сельскохозяйственных и лесохозяйственных машин, строительной и дорожной техники до подтверждения соблюдения этих требований.
Необходимость законодательного определения условий финансового обеспечения утилизации самоходных сельскохозяйственных и лесохозяйственных машин, строительной и дорожной техники в Российской Федерации продиктована высокой степенью ее физического (до 70%) и морального (до 90%) износа, поскольку эксплуатация такой техники загрязняет атмосферный воздух, почву, а также оказывает токсическое воздействие на человека. Согласно информации Минсельхоза России 73,6% тракторов, 59,2% зерноуборочных комбайнов и 56,5% кормоуборочных комбайнов работают с истекшим сроком эксплуатации, т.е. старше 10 лет, что негативно отражается на конкурентоспособности отечественных сельхозпроизводителей, а также является сдерживающим фактором роста производительности труда. Аналогично состояние парка и экономические последствия эксплуатации строительно-дорожной и лесозаготовительной техники. Таким образом, на сегодняшний день подлежит утилизации около 320 тысяч единиц только сельскохозяйственной техники (кроме того ее комплектующих: аккумуляторные батареи, шины, пр.), а с учетом прогнозируемого увеличения объемов выбытия техники из эксплуатации - до 20 тыс./год потребности в осуществлении утилизации в последующие годы резко возрастут. Совокупные объемы требующих переработки сельскохозяйственной, строительно-дорожной и лесозаготовительной техники уже в 2013 году могут составить - около 540 тыс. единиц и увеличиваться на 5 - 10% ежегодно.
Для решения в Российской Федерации комплексной задачи по привлечению финансовых ресурсов, обеспечивающих осуществление деятельности по утилизации самоходных сельскохозяйственных и лесохозяйственных машин, строительной и дорожной техники существует реальная необходимость опережающего введения механизмов финансового обеспечения последующей утилизации данных видов техники, выпускаемых в обращении на территории Российской Федерации.
Внедрение на законодательном уровне механизмов обеспечения утилизации самоходных сельскохозяйственных и лесохозяйственных машин, строительной и дорожной техники не будет негативным образом влиять на сбалансированность федерального бюджета Российской Федерации, так как расходные обязательства бюджета по компенсации затрат на утилизацию будут обеспечиваться взиманием утилизационных сборов. При этом, необходимо отметить, что в соответствии с предлагаемым проектом закона утилизационные сборы подлежат зачислению в доходную часть федерального бюджета, а размеры утилизационных сборов будут устанавливаться решениями Правительства Российской Федерации, что обеспечит Правительству Российской Федерации необходимые полномочия по формированию доходной и расходной части бюджета в этой сфере.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" в части обеспечения безопасной утилизации самоходных сельскохозяйственных и лесохозяйственных машин, строительной и дорожной техники"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" в части обеспечения безопасной утилизации самоходных сельскохозяйственных и лесохозяйственных машин, строительной и дорожной техники" (далее - федеральный закон) потребует дополнительных расходов из федерального бюджета на компенсацию затрат организаций (индивидуальных предпринимателей) на операции по утилизации самоходных сельскохозяйственных и лесохозяйственных машин, строительной и дорожной техники. Затраты федерального бюджета компенсируются дополнительными доходами, которые появятся после начала взимания утилизационного сбора.
Каких-либо иных расходов из федерального бюджета принятие и реализация федерального закона не потребует.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" в части обеспечения безопасной утилизации самоходных сельскохозяйственных и лесохозяйственных машин, строительной и дорожной техники"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" в части обеспечения безопасной утилизации самоходных сельскохозяйственных и лесохозяйственных машин, строительной и дорожной техники" (далее - федеральный закон) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие федерального закона потребует принятия постановлений Правительства Российской Федерации об обеспечении безопасной утилизации самоходных сельскохозяйственных и лесохозяйственных машин, строительной и дорожной техники - в части описания механизма обеспечения условий безопасной утилизации.
Срок подготовки - 1 месяц со дня опубликования федерального закона.
Ответственные исполнители - Минпромторг России, Минэкономразвития России, Минфин России.
Принятие федерального закона потребует внесения изменений в Положение о Федеральной таможенной службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 N 459 "О Федеральной таможенной службе" - в части, касающейся дополнения перечня полномочий таможенной службы функцией по взиманию утилизационных сборов.
Срок подготовки - 1 месяца со дня опубликования федерального закона
Ответственный исполнитель - ФТС России.
Принятие федерального закона потребует внесения изменений в Положение о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13.12.93 N 1291- в части, касающейся дополнения перечня полномочий органов гостехнадзора функцией по взиманию утилизационных сборов.
Срок подготовки - 1 месяца со дня опубликования федерального закона
Ответственный исполнитель - Минсельхоз России.
Принятие федерального закона потребует также внесения изменений в следующие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти:
1. Положение о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденное Приказом Минсельхоза России N 942, Госстандарта России N 318 от 27.09.2001 - в части изменений, касающихся отметок в ПСМ об обеспечении условий безопасной утилизации колесных транспортных средств.
Срок подготовки - 1 месяц со дня опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минсельхоз России, Госстандарт России.
2. Приказ Минфина России от 21.12.2011 N 180н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации"
Срок подготовки - 1 месяц со дня опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минфин России.
3. Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утвержденных Первым заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 16.01.1995г. - в части, касающейся запрета регистрации транспортных средств, в отношении которых установлена обязанность по обеспечению безопасной утилизации, без подтверждения обеспечения такой утилизации.
Срок подготовки - 1 месяц со дня опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - МВД России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.