Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 25230-6 "О внесении изменений в статью 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части установления особенностей включения в границы населенных пунктов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения), внесенный Волгоградской областной Думой
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 19 марта 2012 года (протокол N 17, пункт 42) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 25230-6 "О внесении изменений в статью 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части установления особенностей включения в границы населенных пунктов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения), внесенный Волгоградской областной Думой.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ), касающиеся включения в границы населенных пунктов земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения. При этом законопроектом предусматривается включение только тех земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет отмечает следующее.
Порядок включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов, установленный статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ, применяется в случае отсутствия утвержденных генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов. Таким образом, полагается целесообразным не внесение изменений в рассматриваемый Федеральный закон, а ускорение работы по утверждению в установленном законодательством порядке указанных генеральных планов и схем территориального планирования для решения вопросов о границах населенных пунктов (муниципальных районов).
Кроме того в соответствии с частью 3 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков с учетом требований указанного Федерального закона. Тем самым решение ряда вопросов, связанного с включением земельных участков в границы населенных пунктов либо с исключением земельных участков из границ населенных пунктов, возможно путем применения законодательства субъекта Российской Федерации.
Также необходимо отметить, что нормы статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ носят временный характер и действуют лишь до момента утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, т.е. не позднее 31 декабря 2012 г. Тем самым внесение каких-либо изменений в указанную статью представляется нецелесообразным.
Также следует учесть, что в соответствии с частью 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Указанные положения также воспроизведены частями 1 и 4 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации. Предлагаемые законопроектом изменения по включению в границы населенных пунктов только тех земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, повлекут за собой ущемление в равных правах тех граждан и юридических лиц, у которых земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения находятся в частной собственности.
Кроме того, доводы разработчиков законопроекта, изложенные в пояснительной записке, о том, что статья 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ не содержит ограничений по размерам земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, не могут считаться обоснованными ввиду того, что указанные положения регулируются иным федеральным законом - Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления не поддерживает принятие проекта федерального закона N 25230-6 "О внесении изменений в статью 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части установления особенностей включения в границы населенных пунктов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения), внесенного Волгоградской областной Думой
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.