Заключение Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 535738-5 "О внесении изменения в статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(об обязанности налогового агента уплачивать налог на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщика),
внесенный Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 535738-5 "О внесении изменения в статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (деле - НК РФ) предусматривающие, что совокупная сумма налога на доходы физических лиц, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет налоговым агентом по месту регистрации (жительства) налогоплательщика.
В соответствии с действующим пунктом 7 статьи 226 НК РФ совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе. При этом налог на доходы физических лиц подлежит уплате по месту учета (жительства) налогоплательщика только в тех случаях, когда исчисление и уплата данного налога осуществляется физическими лицами самостоятельно (пункт 6 статьи 227, пункт 4 статьи 228 НК РФ).
В связи с этим в настоящее время отчисления от этого налога поступают в основном в бюджеты крупных экономически развитых поселений и городских округов (то есть по месту учета налоговых агентов), в которых работает значительная часть жителей сельских поселений и малых городов, а не в бюджеты данных сельских поселений и малых городов. Вместе с тем необходимо учитывать, что организация предоставления указанным гражданам необходимых медицинских, бытовых, социальных, образовательных и иных жизненно важных муниципальных услуг должна осуществляться органами местного самоуправления муниципальных образований по месту их жительства. При этом налог на доходы физических лиц является самым крупным налоговым доходом местных бюджетов. По данным Минфина России в 2010 году поступления от данного налога в местные бюджеты составили 66,4% от всех налоговых доходов местных бюджетов.
Таким образом, предусмотренный в настоящее время порядок зачисления поступлений от налога на доходы физических лиц в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации значительно сокращает доходную базу бюджетов сельских поселений и малых городов, а также увеличивает различия в уровне социально-экономического развития муниципальных образований.
Нормами законопроекта предлагается установить более обоснованный порядок зачисления поступлений от данного налога в местные бюджеты и бюджеты субъектов Российской Федерации. Вместе с тем в законопроекте необходимо определить механизм, позволяющий налоговым агентам получить от налоговых органов информацию о соответствующих счетах Федерального казначейства, на которые должен перечисляться налог на доходы физических лиц в пользу соответствующего бюджета, в случае его уплаты по месту по месту учета (жительства) граждан.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект с учетом указанных замечаний и предложений и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.С. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.