Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 126502-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" предусматривается наделение Банка России правом ограничивать банкам величину процентной ставки, которую банк определяет в договорах банковского вклада. Вышеуказанная норма была введена в период кризисной ситуации на денежном рынке, связанной с дефицитом ликвидности и оттоком капитала с финансовых рынков Российской Федерации. В связи с этим кредитным организациям необходимо было искать новые источники привлечения денежных средств для решения возникших финансовых трудностей. Одним из наиболее быстрых и сравнительно недорогих способов привлечения денежных средств стали вклады физических лиц под необоснованно высокие процентные ставки. Данная ситуация позволяет вкладчикам пренебрегать рисками, связанными с надежностью банков, и руководствоваться только величиной процентной ставки при выборе банковского вклада. В результате этого повышается вероятность угрозы финансовой устойчивости банков, что может негативным образом отразиться на интересах кредиторов банков.
Возможность ограничения Банком России на постоянной основе величины процентных ставок, определяемой в договоре банковского вклада, позволит регулировать риски банков, ведущих неоправданно агрессивную политику на рынке частных вкладов, что позволит в текущем режиме поддерживать стабильность банковской системы России. Также данная процедура позволит избежать чрезмерных выплат из фонда обязательного страхования вкладов при наступлении страхового случая в банке.
В соответствии со статьей 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России вправе назначать своих уполномоченных представителей в кредитные организации в случае предоставления им государственной поддержки в виде кредитов, займов, депозитов. При этом законопроектом предусматривается, что уполномоченные представители Банка России также могут быть назначены в кредитные организации, входящие в число ста крупнейших кредитных организаций по размерам активов и (или) привлеченных во вклады денежных средств физических и (или) юридических лиц, определенных по методике, установленной Советом директоров Банка России, а также кредитные организации, размер привлеченных во вклады денежных средств физических и (или) юридических лиц которых составляет пять и более процентов от совокупной величины привлеченных во вклады денежных средств физических и (или) юридических лиц на территории субъекта Российской Федерации.
Также законопроектом предусматривается, что Банк России вправе назначать уполномоченных представителей в кредитную организацию в случаях осуществления Банком России и государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" мер по предупреждению банкротства банков, являющихся участниками системы обязательного страхования вкладов физических лиц.
Кроме того, в законопроекте предлагается пункт шестой части первой статьи 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" привести в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года" и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части наименования).
Законопроект сохраняет право уполномоченных представителей Банка России участвовать в заседаниях органов управления кредитных организаций, запрашивать и получать информацию и документы, которые касаются деятельности кредитной организации по вопросам кредитования, в том числе об осуществленных и планируемых объемах кредитования и его условиях, по вопросам предоставления гарантий, управления активами и пассивами. Вместе с тем обязанность кредитных организаций представлять информацию о намерении совершить определенные частью 6 статьи 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" виды операций и сделок исключается. Представление информации о намерении совершить определенные частью 6 статьи 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" виды операций и сделок представляется излишним.
Кроме того, законопроектом предусмотрено представление Банком России в Национальный банковский совет на ежеквартальной основе информации о деятельности уполномоченных представителей Банка России в кредитных организациях.
Анализ результатов деятельности уполномоченных представителей Банка России показал, что данный институт оказался эффективным не только с позиции контроля за использованием кредитными организациями средств государственной поддержки, но и с позиции банковского надзора, поскольку позволяет Банку России выявлять на ранних стадиях проблемы, связанные с качеством управления кредитной организацией, управления рисками и иными недостатками в деятельности, отражающимися на экономическом положении кредитной организации, и своевременно принимать необходимые корректирующие меры, направленные на предотвращение ситуаций, угрожающих стабильности банковской системы Российской Федерации, законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не повлечет за собой изменение финансовых обязательств государства и расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.