Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам
по проекту федерального закона N 25230-6 "О внесении изменений в статью 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам (Комитет-соисполнитель) рассмотрел в соответствии с Решением Совета Государственной Думы от 15.03.2012 N 16 проект федерального закона N 25230-6 "О внесении изменений в статью 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части установления особенностей включения в границы населенных пунктов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения), внесенный Волгоградской областной Думой и отмечает.
Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" был дополнен статьей 4.1, в соответствии с которой с 1 января 2007 года была установлена "упрощенная" процедура включения земельных участков в границы населенных пунктов.
Данная норма направлена на создание в регионах благоприятных условий для инвестиционной деятельности и, прежде всего, снятия бюрократических барьеров, связанных с возможностью осуществления нового жилищного строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства, на примыкающих к населенным пунктам землях сельскохозяйственного назначения, путем включения таких земель в границы населенных пунктов,
В соответствии с нормами статьи 4.1 любое лицо, заинтересованное во включении земельного участка в границы населенного пункта, может направить соответствующее заявление в орган местного самоуправления поселения или городского округа, на территории которого находится населенный пункт.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, в рамках реализации указанной выше нормы юридические и физические лица ходатайствуют о включении в границы населенных пунктов принадлежащих им на праве собственности земельных участков сельскохозяйственного назначения. Граждане, как правило, ходатайствуют о проведении такой процедуры в целях индивидуального жилищного строительства либо ведения личного подсобного хозяйства. Площади земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности и предлагаемых к включению в границы населенных пунктов, в несколько раз превышают предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, которые устанавливаются для земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом статья 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" не содержит ограничений по размерам земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, которые могут включаться в границы населенных пунктов в испрашиваемых заявителями целях.
По мнению субъекта права законодательной инициативы действующим порядком включения земельных участков в границы населенных пунктов допускается фактическая возможность бесконтрольного изъятия из сельскохозяйственного оборота неограниченных площадей сельскохозяйственных угодий, чем нарушается установленный статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации основополагающий принцип приоритета охраны земли как средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.
Кроме того, Волгоградская областная Дума считает, что процедура включения земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, в границы населенных пунктов не способствует развитию строительства в интересах неограниченного круга лиц, поскольку сформированные из данных земель земельные участки не могут быть предоставлены в порядке, установленном земельным законодательством для земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (в частности, в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации для жилищного строительства).
Законопроектом предлагается упорядочить действующую процедуру включения земельных участков в границы населенных пунктов и обеспечения охраны земель сельскохозяйственного назначения, для чего статья 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" дополняется нормой, в соответствии с которой включение земельных участков в границы населенных пунктов осуществляется только в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам в целом разделяет озабоченность сложившейся ситуацией включения земельных участков в границы населенных пунктов и поддерживает концепцию проекта федерального закона N 25230-6 "О внесении изменений в статью 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Вместе с тем, Комитет обращает внимание на то, что нормы статьи 4.1 действуют до 31 декабря 2012 года. Поэтому возникает вопрос в необходимости рассмотрения указанного законопроекта.
Кроме того, Комитет отмечает, что действующая редакция закона не допускает бесконтрольного изъятия земель из сельскохозяйственного оборота, так как решение по каждому земельному участку (положительное или отрицательное) принимается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 25230-6 "О внесении изменений в статью 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" при рассмотрении его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.В. Панков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.