Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 25230-6 "О внесении изменений в статью 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части установления особенностей включения в границы населенных пунктов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения) - внесен Волгоградской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 25230-6 "О внесении изменений в статью 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части установления особенностей включения в границы населенных пунктов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения), внесенный Волгоградской областной Думой (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается внесение изменений в статью 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в целях установления возможности включения в границы населенных пунктов земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся исключительно в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, предлагаемые изменения направлены на соблюдение закрепленного в статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа приоритета охраны земли как средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, а также на сохранение в хозяйственном обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Комитет полагает необходимым обратить внимание на следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 года N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков из других категорий в земли населенных пунктов.
Абзацами 1, 2 пункта 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривается возможность перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением находящихся в федеральной собственности, в земли иных категорий на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как предусмотрено абзацем 4 пункта 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Таким образом, при регулировании порядка включения земельных участков в границы населенных пунктов, Земельный кодекс Российской Федерации закрепляет принцип равенства всех форм собственности на землю при переводе земельных участков или земель из одной категории в другую, в том числе в земли населенных пунктов.
Учитывая вышеизложенное, законопроект противоречит общим положениям Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающим определение возможности перевода земельных участков из одной категории в другую исходя из существующего и планируемого использования такого земельного участка, а также необходимости его дальнейшего освоения для различных целей, что не связано с формой собственности.
При этом в рамках существующего порядка включения земельных участков в границы населенных пунктов, интересы субъектов Российской Федерации в полной мере соблюдаются закрепленными в части 19 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" основаниями для отказа в принятии соответствующего решения, в том числе в случае, если документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, утвержденными в установленном порядке, предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении заинтересованного лица.
Из пояснительной записки следует, что законодательная инициатива по внесению изменений в Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" обусловлена сложившейся практикой включения земельных участков в границы населенных пунктов на территории Волгоградской области.
Согласно части 21 статьи 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" отказ в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта наряду с предусмотренными законом основаниями, допускается и по иным основаниям по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с указанием причин такого отказа.
Таким образом, законом предусматривается право исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на принятие решения об отказе во включении в границы населенного пункта земельного участка, в том числе сельскохозяйственного назначения, находящегося в частной собственности, по причинам, которые расцениваются таким органом обоснованными и соответствующими законодательству Российской Федерации, в том числе в случае, если это может быть необходимо для обеспечения надлежащего использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, развития сельского хозяйства.
Кроме того, по мнению Комитета, следует учитывать, что включение земельных участков в границы населенного пункта по правилам, предусмотренным статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" осуществляется до 31 декабря 2012 года.
Также Комитет считает необходимым отметить, что на рассмотрении в Государственной Думе находится проект федерального закона N 50654-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", которым предполагается отмена принципа деления земельных участков на категории с целью определения разрешенного использования земельных участков посредством территориального зонирования и установления регламентов использования территорий.
Учитывая вышеизложенное, Комитет не поддерживает проект федерального закона N 25230-6 "О внесении изменений в статью 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.