Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам
по проекту федерального закона N 4242-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма залога земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам, являющийся комитетом - соисполнителем, рассмотрел проект федерального закона N 4242-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма залога земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения", внесенный Правительством Российской Федерации и отмечает.
Проект указанного федерального закона направлен на расширение возможностей залоговой базы в сельском хозяйстве за счет земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в долевой собственности.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". В соответствии с этими изменениями устанавливается, что земельные участки, находящиеся в долевой собственности, из земель сельскохозяйственного назначения могут передаваться в залог. Залог земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Законопроектом закрепляется механизм принятия решения о передаче в залог земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в долевой собственности. Согласно положениям законопроекта, решение о передаче в залог и условиях залога земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в долевой собственности, принимается общим собранием участников долевой собственности. При этом в соответствии со статьей 14.1 Закона об обороте решение считается принятым, если за него проголосовали участники общего собрания, владеющие в совокупности более чем 50 процентами долей общего числа долей собственников, присутствующих на общем собрании, или большинство участников общего собрания.
Вместе с тем, Комитет обращает внимание на то, что в соответствии со статьей 339 Гражданского кодекса Российской Федерации договор о залоге должен быть заключен в письменной форме и он должен быть зарегистрирован в порядке, установленном для регистрации сделок с соответствующим имуществом. А статьей 29 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что государственная регистрация ипотеки проводится на основании заявления залогодателя или залогодержателя после государственной регистрации вещных прав залогодателя на недвижимое имущество. К концу 2011 года лишь 1,4 миллионов собственников земельных долей на площади 18 миллионов гектаров (соответственно, 12 % и 16 % от количества собственников земельных долей и наличия у них земель) оформили свои права на земельные доли в соответствии с действующим законодательством. Поэтому без решения проблемы государственной регистрации прав на земельные участки (земельные доли) из земель сельскохозяйственного назначения нельзя добиться ожидаемого результата от распространения залога (ипотеки) на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Комитет считает целесообразным внести в законопроект следующие дополнения:
1. При принятии решения о передаче земельного участка в залог увеличить порог правомочности общего собрание участников долевой собственности (пункт 5 и 6 статьи 14.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"). Пункт 8 данной статьи дополнить положением, предусматривающим, что решение по вопросу передачи в залог земельного участка, находящегося в долевой собственности, принимается при условии, если за него проголосовали участники общего собрания, владеющие в совокупности более чем 75 процентами долей общего числа долей собственников.
2. Распространить норму (пункт 5 статьи 14 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения") о праве участника долевой собственности, выразившего на общем собрании участников долевой собственности несогласие с принятым решением этого собрания, выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей и распорядиться выделенным в счет земельной доли или земельных долей земельным участком по своему усмотрению.
На основании вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам в целом поддерживает концепцию проекта федерального закона 4242-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма залога земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения" при условии, что при его подготовке ко второму чтению, высказанные Комитетом замечания будут учтены.
Председатель Комитета |
Н.В. Панков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.