Заключение Правительства РФ
на проект федерального закона N 18915-6 "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации",
вносимый в Государственную Думу депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Н.В. Левичевым, О.А. Оганяном и М.В. Емельяновым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона с учетом финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается установить новый порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации), предусмотрев, что члены Совета Федерации утверждаются соответственно законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании волеизъявления граждан Российской Федерации, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, выявленного путем проведения предварительного голосования за кандидатов, выдвинутых для утверждения членом Совета Федерации.
Предлагаемый порядок представляется не соответствующим статье 3 Конституции Российской Федерации, согласно которой высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы, что не допускает возможности установления дополнительных процедур в форме предварительного голосования и последующего утверждения органами государственной власти кандидатов, получивших наибольшее число голосов.
Согласно части 1 статьи 2 законопроекта законодательство Российской Федерации о порядке формирования Совета Федерации состоит также из Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Вместе с теми Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации. Согласно подпункту 9 статьи 2 Федерального закона под выборами понимается форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.
Исходя из положений статьи 2 Федерального закона предварительное голосование не может быть признано выборами, поскольку для наделения полномочиями члена Совета Федерации кандидата, получившего наибольшее число голосов участников предварительного голосования, требуется его утверждение органом государственной власти субъекта Российской Федерации, выдвинувшим этого кандидата.
Таким образом, включение законопроектом в число законодательных актов, которыми регулируется порядок формирования Совета Федерации, Федерального закона представляется необоснованным.
В части 1 статьи 2, части 4 статьи 27, части 10 статьи 31, части 7 статьи 32 законопроекта содержатся положения, предусматривающие возможность регламентации отдельных аспектов предварительного голосования законом субъекта Российской Федерации. Вместе с тем согласно пункту "г" статьи 71 и части 2 статьи 96 Конституции Российской Федерации формирование федеральных органов государственной власти находится в ведении Российской Федерации и, соответственно, порядок формирования Совета Федерации не может регулироваться законодательством субъектов Российской Федерации.
Необходимо также отметить, что законопроект содержит существенные пробелы в регулировании порядка предварительного голосования. Так, в законопроекте не определено в течение какого срока комиссия, организующая предварительное голосование, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата на должность члена Совета Федерации требованиям закона и принять решение о его регистрации либо об отказе в регистрации, не установлено число доверенных лиц кандидатов, не указаны объемы печатных площадей, предоставляемых редакциями государственных периодических печатных изданий зарегистрированным кандидатам бесплатно и зарезервированных для предоставления за плату, не регламентирован порядок регистрации уполномоченных представителей кандидата по финансовым вопросам, не установлены предельные размеры перечисляемых в фонд предварительного голосования собственных средств кандидатов, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, а также предельный размер расходования средств фонда предварительного голосования.
Частью 4 статьи 3 законопроекта предлагается проводить голосование за кандидатов, выдвинутых для утверждения членом Совета Федерации, в день голосования на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом совмещение предварительного голосования с региональными выборами существенно увеличит затраты государственных организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, в связи с увеличением объема эфирного времени и печатной площади, выделяемых для проведения агитации безвозмездно.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к законопроекту его принятие потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета на финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением голосования за кандидатов, выдвинутых для утверждения членом Совета Федерации, ориентировочно в размере 50 млн. рублей (в расчете на один субъект).
При этом бюджетные ассигнования на указанные цели в федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, утвержденном Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", не предусмотрены.
Кроме того, в материалах к законопроекту не определены источники и порядок финансового обеспечения заявленных дополнительных расходов федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядка передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджетов.
Учитывая изложенное, Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается.
Первый заместитель Председателя |
В. Зубков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.