Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 643968-5 "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в части исключения полномочия федерального органа исполнительной власти по определению порядка взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления при осуществлении регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 643968-5 "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в нормы части 2 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), предусматривающие исключение из компетенции федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов полномочия по определению а взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, с органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса.
Следует отметить, что согласно положениям Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации. В настоящее время к компетенции органов регулирования муниципальных образований отнесено только установление надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, а также тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры и тарифов организаций коммунального комплекса на подключение (часть 2 статьи 5 Федерального закона N 210-ФЗ).
Необходимо также учитывать, что Федеральным законом N 237-ФЗ были внесены изменения в статью 17 Федерального закона N 210-ФЗ, уточняющие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по взаимодействию с органами местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Так, согласно действующим нормам части 3 статьи 17 Федерального закона N 210-ФЗ орган регулирования субъекта Российской Федерации вправе запрашивать и получать у органов местного самоуправления, организаций коммунального комплекса информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения тарифов и надбавок, регулируемых в соответствии с данным Федеральным законом, в формате, определяемом органом регулирования субъекта Российской Федерации, проводить проверки обоснованности установления, применения и изменения тарифов и надбавок, регулируемых в соответствии с данным Федеральным законом, а также осуществлять ряд других полномочий в области регулирования тарифов и надбавок. Аналогичные полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) предусмотрены в части 3 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и части 7 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Таким образом, нормами указанных законодательных актов предусмотрены необходимые механизмы для обеспечения взаимодействия органов регулирования субъектов Российской Федерации с органами регулирования муниципальных образований. При этом полагаем, что на сегодняшний день указанных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации достаточно для осуществления ими эффективного взаимодействия с органами местного самоуправления в целях государственного регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, а также осуществления государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.