Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 131775-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения" (далее - законопроект) разработан во исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 28 августа 2009 г. N Пр-2288 по итогам совещания по вопросам повышения безопасности дорожного движения 6 августа 2009 г. (подпункты "и", "к" пункта 1), а также пункта 4 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 23 апреля 2010 г. N 32 об ужесточении медицинских показаний по допуску лиц к управлению автотранспортными средствами с учетом международного опыта.
Законопроект направлен на упорядочение медицинских аспектов повышения безопасности дорожного движения за счет недопущения лиц, имеющих медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами.
Целью законопроекта являются предупреждение дорожно-транспортных происшествий, связанных с состоянием здоровья водителей транспортных средств, снижение смертности и травматизма среди лиц, участвующих в дорожном движении.
В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон) периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, устанавливаются федеральным законом.
Законопроект дополняет понятийный аппарат Федерального закона и вводит понятия "водитель транспортного средства" и "работник, занятый на работах, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами". Закрепление на законодательном уровне данных формулировок производится с целью упорядочения процедуры проведения медицинских освидетельствований указанных лиц, выдачи им медицинских заключений. Это позволит разграничить прохождение обязательного медицинского освидетельствования гражданами с целью получения медицинского заключения о наличии (отсутствии) противопоказаний к управлению транспортными средствами и обязательных предварительных (при поступлении на работу) для лиц, работа которых будет связана с непосредственным управлением транспортными средствами, и периодических (в течение трудовой деятельности), предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров работников, занятых на работах, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами.
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон статьей 23.1, в которой определено, что медицинские противопоказания - это заболевания, наличие которых препятствует возможности безопасного управления транспортным средством и при которых гражданину запрещается управлять транспортными средствами.
Перечень заболеваний, наличие которых является препятствием для безопасного управления транспортными средствами, а также установление медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик и медицинских показаний к управлению транспортными средствами, имеющими определенные конструктивные характеристики или оборудованными специальными приспособлениями, в соответствии с законопроектом определяется Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти устанавливает:
порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств;
форму медицинского заключения о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами;
порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров лиц, работа которых будет связана с непосредственным управлением транспортными средствами, и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на работах, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами;
порядок организации и проведения санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
порядок приостановления действия, аннулирования медицинского заключения о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Законопроектом предлагается дополнить статью 28 Федерального закона новым основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами, связанным с наличием, выявленных в результате обязательного медицинского освидетельствования, медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначений и конструктивных характеристик.
С целью установления ответственности медицинских работников, осуществляющих медицинское освидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств, а также выдачу им медицинских справок установленного образца о годности к управлению транспортными средствами, предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях отдельной статьей, определяющей меры административного наказания за нарушение порядка обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств, а также порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности), предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров.
Федеральные органы исполнительной власти и судьи будут осуществлять полномочия, возложенные на них в соответствии с федеральным законом, в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности центральных аппаратов этих федеральных органов исполнительной власти, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных для них в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
В этой связи, принятие федерального закона не повлечет увеличения штатной численности должностных лиц, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, и судей.
Для решения вопроса о механизме контроля за прохождением обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств предлагается внести изменения в действующие Правила дорожного движения, обязывающие водителей транспортных средств иметь при себе и по требованию сотрудников полиции предъявлять для проверки медицинское заключение о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения"
Законопроект предусматривает определение источника финансирования медицинского освидетельствования водителей и кандидатов в водители транспортных средств.
Медицинское освидетельствование проводится с целью определения наличия (отсутствия) у кандидатов в водители и водителей транспортных средств медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, при этом данный вид медицинской услуги не преследует цель сохранения здоровья освидетельствуемого. В связи с чем, медицинское освидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств на наличие (отсутствие) медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством не отнесено к оказанию медицинской помощи в объеме, предоставляемом гражданам в соответствии с ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В этой связи проведение медицинского освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств с целью получения медицинского заключения о наличии (отсутствии) противопоказаний к управлению транспортными средствами осуществляется за счет средств кандидатов в водители и водителей транспортных средств.
В настоящее время стоимость проведения данных услуг устанавливается в соответствии с Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 27, и другими нормативными актами, регулирующими оказание платных медицинских услуг населению. Стоимость проведения медицинского освидетельствования водителей (кандидатов в водители) транспортных средств медицинскими организациями составляет 500 - 2000 рублей.
Обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности), предрейсовые, послерейсовые медицинские осмотры работников, занятых на работах по непосредственному управлению транспортными средствами, осуществляются за счет средств работодателя.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (статья 213) работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Предусмотренные названной статьей медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
Средствами бюджетов различных уровней предусмотрено проведение обязательных медицинских осмотров работников, занятых на работах, связанных с движением транспорта, в связи с чем, реализация предлагаемого проекта федерального закона не потребует дополнительных затрат ни из средств федерального бюджета, ни из средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Проведение санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения планируется в рамках основной деятельности учреждений здравоохранения, что не потребует увеличения их штатной численности и не повлечет дополнительных затрат из средств бюджетов всех уровней.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и судьи будут осуществлять полномочия, возложенные на них в соответствии с федеральным законом, в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности центральных аппаратов указанных федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных для них в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
В этой связи, принятие федерального закона не повлечет увеличения штатной численности должностных лиц, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, и судей, осуществляющих рассмотрение административных правонарушений за нарушение порядка обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств, а также проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности), предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения"
В связи с принятием данного федерального закона потребуется:
внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения";
внесение изменений в приказ Минздравсоцразвития России от 28 сентября 2010 г. N 831н "Об утверждении единого образца медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами" (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2010 г. N 18784);
внесение изменений в приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г. N 22111).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.