Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 133685-6 "О внесении изменений в статью 32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление судьи о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В соответствии со статьей 104 Федерального закона "Об исполнительном производстве" конфискация имущества включает в себя принудительное безвозмездное изъятие у должника или иных лиц имущества, указанного в исполнительном документе, и передачу его государственным органам или организациям для обращения в государственную собственность в соответствии с их компетенцией, установленной Правительством Российской Федерации.
Органом, уполномоченным на распоряжение обращенным в федеральную собственность имуществом, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432 является Росимущество.
Порядок передачи и распоряжения имуществом, обращенным в федеральную собственность (в том числе конфискованным), определен постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 г. N 311 "О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства".
В то же время на момент вынесения решения суда о конфискации по делу об административном правонарушении за нарушение таможенных правил (глава 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) вещь, явившаяся орудием совершения или предметом административного правонарушения, как правило, изъята у правонарушителя таможенным органом при производстве по делу об административном правонарушении и для ее передачи в Росимущество (то есть фактического исполнения решения суда о конфискации) применения мер принудительного воздействия не требуется.
Так, в период с 1 января 2011 г. по 1 июля 2012 г. общее количество возбужденных должностными лицами таможенных органов дел об административных правонарушениях, в результате рассмотрения которых судебными органами принято решение о конфискации имущества, составило 16295 шт., в том числе:
15285 дел об административных правонарушениях, по которым должностными лицами таможенных органов в качестве меры обеспечения применялось изъятие имущества в соответствии со статьей 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
954 дела об административных правонарушениях, по которым должностными лицами таможенных органов в качестве меры обеспечения применялся арест имущества в соответствии со статьей 27.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
56 дел об административных правонарушениях, по которым меры обеспечения не применялись.
Таким образом, в подавляющем большинстве случаев (94%) вещь, явившаяся орудием совершения или предметом административного правонарушения, изымается должностными лицами таможенных органов в рамках производства по делу об административном правонарушении и находится под контролем таможенных органов.
В результате исполнение решения суда о конфискации имущества за правонарушения в области таможенного дела выражается в фактическом выезде судебного пристава-исполнителя к месту хранения конфискованного и изъятого еще до вынесения решения суда имущества, находящегося под контролем таможенных органов (на складе временного хранения, таможенном складе или камере хранения вещественных доказательств) для составления процессуальных документов о наложении ареста на данное имущество и немедленной его передаче представителю Росимущества.
Такие действия судебного пристава-исполнителя влекут за собой существенные временные затраты и призваны формально обеспечить принудительный характер конфискации.
Кроме того, таможенным органам необходимо организовать трехстороннюю встречу с представителями ФССП России и Росимущества в целях осуществления в один день приема-передачи конфискованного имущества сначала от таможенного органа судебному приставу-исполнителю, затем от судебного пристава-исполнителя представителю Росимущества.
На момент вынесения решения суда о конфискации не требуется фактического осуществления судебным приставом-исполнителем изъятия, наложения ареста или истребования вещи из незаконного владения, при этом таможенные органы располагают всеми документами (основаниями), необходимыми для передачи конфискованной вещи непосредственно в Росимущество.
В этой связи целесообразно наделить таможенный орган, изъявший при производстве по делу об административном правонарушении вещь, явившуюся орудием совершения или предметом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена главой 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полномочиями передавать данную вещь непосредственно в Росимущество для дальнейшего распоряжения.
В случае необходимости принудительного исполнения решения суда о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения (то есть когда вещь не изымалась при производстве по делу об административном правонарушении) сохраняется действующий порядок.
Предоставление таможенным органам возможности непосредственно передавать уполномоченным Правительством Российской Федерации органам (организациям) изъятое и находящееся под контролем таможенных органов конфискованное имущество позволит ускорить процесс передачи данного имущества, сократить издержки по его хранению, увеличить объемы поступлений денежных средств от его реализации в связи с сохранением ликвидных качеств товара, что будет способствовать пополнению доходной части федерального бюджета.
Необходимость наделения таможенных органов указанными полномочиями и внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации в части организации приема-передачи конфискованного имущества подтверждена в ходе проведенного Счетной палатой Российской Федерации контрольного мероприятия "Проверка эффективности распоряжения и реализации в 2009 - 2010 годах и истекшем периоде 2011 года конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность Российской Федерации по результатам деятельности таможенных органов".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и не повлечет изменений финансовых обязательств государства.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу или приостановления нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, однако потребует внесения изменений в Положение о Федеральной таможенной службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 459.
Принятие указанного акта необходимо для возложения на таможенные органы полномочий по исполнению постановления суда о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения в области таможенного дела, в случае, когда такое постановление может быть исполнено непосредственно таможенным органом, осуществившим изъятие вещи при производстве по делу об административном правонарушении.
Головным исполнителем по разработке проекта постановления Правительства Российской Федерации является ФТС России, соисполнителем - Минюст России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.