Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 9573-6 "О внесении изменения в статью 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Г.А. Зюгановым, И.И. Мельниковым, С.Н. Решульским и другими
Досье на проект федерального закона
Правительством Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменение в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), установив обязанность избирательных комиссий рассматривать жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, жалобы (заявления) политических партий только на заседаниях комиссий, то есть в коллегиальном порядке.
Вместе с тем действующая редакция Федерального закона предусматривает, что рассмотрение обращений (жалоб, заявлений, предложений), поступающих в избирательные комиссии, возможно в двух формах: коллегиально в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 75 Федерального закона и единолично членом комиссии в соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона.
Установленный порядок позволяет оперативно отреагировать на жалобу, что облегчает работу избирательной комиссии по рассмотрению жалоб в сжатые избирательные сроки.
Пунктом 13 статьи 28 Федерального закона определены случаи, когда избирательная комиссия обязана принять решение на своем заседании. Так, на заседаниях комиссий рассматриваются жалобы (заявления), касающиеся отмены решений нижестоящих комиссий, регистрации кандидатов, списков кандидатов и обращения в суд с заявлением об отмене их регистрации, итогов голосования или результатов выборов и иных вопросов.
В настоящее время сложилась судебная практика, согласно которой коллегиальному рассмотрению избирательными комиссиями подлежат прежде всего жалобы на решения нижестоящих избирательных комиссий, принятые в порядке пункта 13 статьи 28 Федерального закона, в частности на решения об отказе в регистрации кандидатов, о формировании избирательных комиссий (определения Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N ГКПИ07-1537 и от 14 мая 2008 г. N ГКПИ08-1341). В указанных случаях коллегиальное рассмотрение жалобы возможно исключительно в форме решения (постановления) избирательной комиссии.
В иных случаях Федеральный закон не ограничивает избирательные комиссии самостоятельно решать, в какой форме (коллегиально или единолично) рассматривать обращения.
Вместе с тем установление исключительно коллегиального порядка рассмотрения всех жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, а также жалоб (заявлений) политических партий может создать условия для злоупотребления правом на обращение в избирательные комиссии и затруднить их деятельность.
При этом также неоправданным является выделение для обязательного коллегиального рассмотрения всех жалоб от политических партий. При злоупотреблении этой возможностью со стороны представителей партии деятельность, например, территориальной, участковой избирательной комиссии может быть парализована с учетом того, что в силу установленного порядка жалоба должна быть рассмотрена в пятидневный срок, а в день голосования - немедленно.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Первый заместитель |
В. Зубков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.