Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 9575-6 "О внесении изменения в статью 40 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел указанный проект федерального закона, внесенный депутатами Государственной Думы Г.А. Зюгановым, И.И. Мельниковым, С.Н. Решульским, В.Г. Соловьевым, О.Н. Смолиным, А.А. Андреевым, С.П. Обуховым, А.В. Корниенко, В.Ф. Рашкиным, О.Н. Алимовой.
Авторы законопроекта предлагают внести изменения в пункт 2 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), установив, что лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации (кроме Президента Российской Федерации, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации), субъекта Российской Федерации (кроме депутатов региональных парламентов) или выборную муниципальную должность (кроме муниципальных депутатов), после регистрации в качестве кандидата на выборную должность также должны освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей на время их участия в выборах.
Рассматриваемый законопроект, по мнению его авторов, направлен на исключение возможности использования вышеназванными лицами преимуществ своего должностного положения, влияния на процесс и итоги выборов, а также обеспечение равенства избирательных прав.
В соответствии с Федеральным законом обязательность освобождения от выполнения должностных или служебных обязанностей предусмотрена только для зарегистрированных кандидатов, находящихся на государственной или муниципальной службе либо работающих в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах.
Эта категория кандидатов освобождается от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляет в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации (п. 2 ст. 40).
Предложенная авторами законопроекта редакция пункта 2 статьи 40 Федерального закона, которая расширяет перечень зарегистрированных кандидатов, освобождающихся в обязательном порядке от своей основной работы на избирательный период, не учитывает ситуацию, когда в качестве кандидатов одновременно будут зарегистрированы лица, замещающие государственные должности в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации (например, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, первый заместитель высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и т.д.).
Согласно предлагаемому законопроекту, все указанные лица одновременно должны освобождаться от исполнения своих должностных обязанностей, что может привести к правовым коллизиям, связанным с необходимостью возложения временного исполнения обязанностей высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а также негативно отразиться на функционировании системы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в период избирательной кампании.
Кроме того, Федеральный закон от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", закрепляющий правовой статус высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, не обязывает их приостанавливать исполнение своих полномочий в связи с регистрацией в качестве кандидатов.
Поддерживая основную цель законопроекта, полагаем, что его принятие может привести к дестабилизации функционирования органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации и негативно отразиться на стабильности государственного управления.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует рассматриваемый законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 17 мая 2012 г.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.