Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 9585-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел указанный проект федерального закона, внесенный депутатами Государственной Думы Г.А. Зюгановым, И.И. Мельниковым, С.Н. Решульским, В.Г. Соловьевым, О.Н. Смолиным, А.А. Андреевым, С.П. Обуховым, А.В. Корниенко, В.Ф. Рашкиным, О.Н. Алимовой.
Авторы законопроекта предлагают внесение изменений в статьи 64 и 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Проектом федерального закона предлагается дополнить пункт 11 статьи 64 Федерального закона положением, согласно которому при поступлении в участковую избирательную комиссию устного или письменного, подтвержденного двумя свидетелями, заявления от члена комиссии об опускании одним лицом в ящик для голосования избирательных бюллетеней больше установленного количества председатель избирательной комиссии, а в случае его отсутствия - заместитель председателя или секретарь избирательной комиссии незамедлительно прекращает дальнейшее использование этого ящика. Прорезь для опускания избирательных бюллетеней заклеивается и опечатывается. Председатель или секретарь избирательной комиссии объявляет присутствующим количество избирателей, которые проголосовали на данном избирательном участке в этот момент, которое фиксируется в акте комиссии.
Комитет отмечает, что законопроектом не определен механизм дальнейшего голосования граждан на избирательном участке, на котором допущено указанное нарушение и соответственно заклеен и опечатан ящик для опускания избирательных бюллетений, что нарушает статью 3 Конституции Российской Федерации и приведет к возникновению препятствий в проведении свободных выборов и свободном волеизъявлении граждан.
Главами 9 и 10 Федерального закона предусмотрен правовой механизм контроля за порядком голосования и проведением выборов, который, в том числе предусматривает порядок обжалования решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, и принятия решения о результатах выборов.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 статьи 21 Федерального закона Центральная Избирательная Комиссия Российской Федерации организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых избирательных комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением.
Постановлением ЦИК Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 162/1152-5 "О нормативах технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации" установлено количество используемых единиц стационарных ящиков для голосования на избирательном участке в зависимости от числа избирателей, участников референдума.
Таким образом, уменьшение количества стационарных и переносных ящиков для голосования затруднит реализацию гражданами своих избирательных прав, а на избирательных участках, где используется один стационарный или переносной ящик для голосования, предлагаемые изменения могут привести к невозможности осуществления голосования в день голосования.
Авторы законопроекта также предлагают урегулировать действия членов избирательных комиссий на избирательных участках в день голосования при наличии заявлений о совершении вброса избирательных бюллетеней. В подобной ситуации участковая избирательная комиссия должна провести заседание и принять решение о признании голосования с использованием такого ящика для голосования недействительным или суммировании полученных данных с другими данными по итогам голосования.
В то же время предлагаемые законопроектом изменения уже учтены в избирательном законодательстве.
Так, согласно пункту 12 статьи 68 Федерального закона в случае, если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, больше количества заявлений избирателей, содержащих отметку о числе полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования.
Кроме того, в соответствии с подпунктом "а" пункта 9 статьи 70 Федерального закона соответствующая комиссия признает итоги голосования недействительными в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Таким образом, возможность признания результатов выборов недействительными является правом соответствующих избирательных комиссий, реализующих его в случае выявления нарушений, допущенных при проведении голосования или установления итогов голосования, если они не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Указанный вывод подтвержден судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации (определения от 28 февраля 2007 года N 92-ГО7-6, от 13 августа 2008 года N 73-ГО8-10 и т.д.).
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует рассматриваемый законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 17 мая 2012 г.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.