Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 483710-5 "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", внесенный Сахалинской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 483710-5 "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (в части предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям возможности осуществления прибрежного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации), внесенный Сахалинской областной Думой, и отмечает следующее.
Проектом федерального закона N 483710-5 "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - законопроект) предлагается предоставить возможность юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям осуществлять прибрежное рыболовство не только во внутренних морских водах Российской Федерации и территориальном море Российской Федерации, но и в исключительной экономической зоне Российской Федерации и континентальном шельфе Российской Федерации. При этом расширение границ осуществления прибрежного рыболовства обосновывается необходимостью приведения норм федерального законодательства к единообразию.
Авторы законопроекта обосновывают это тем, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.11.2008 N 886 "Об определении районов континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации, в которых допускается осуществление прибрежного рыболовства" континентальный шельф Российской Федерации и исключительная экономическая зона Российской Федерации в Черном и Балтийском морях, а также исключительная экономическая зона Российской Федерации в Баренцевом море являются районами, в которых допускается осуществление прибрежного рыболовства.
В этой связи необходимо обратить внимание на следующее.
Согласно части 14.1 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" и части 12.1 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" осуществление прибрежного рыболовства в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации допускается в исключительных случаях, предусмотренных Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "части" следует читать "статье"
В настоящее время законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов указанные "исключительные случаи" не определены. В то же время в соответствии с частью 2 статьи 20 Закона прибрежное рыболовство допускается осуществлять без предоставления рыбопромыслового участка в определенных Правительством Российской Федерации районах континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Однако Сахалинская областная Дума в материалах к законопроекту не представила обоснование необходимости расширения границ прибрежного рыболовства (отсутствует финансово-экономическое обоснование к законопроекту). При этом ссылка в пояснительной записке на необходимость приведения законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в соответствие с нормами правительственного акта, по нашему мнению, является некорректной, поскольку Федеральный закон является актом более высокой юридической силы, чем постановление Правительства Российской Федерации.
В настоящее время регулирование прибрежного рыболовства в федеральных законах осуществляется на основании концепции развития прибрежного рыболовства в Российской Федерации, разработанной в 2002 году Всероссийским научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО). Согласно концепции основными критериями осуществления прибрежного рыболовства являются:
использование судов маломерного флота при строгом соблюдении безопасности мореплавания, предотвращения угрозы жизни экипажам судов;
ограничение плавания в пределах внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;
обязательная доставка уловов водных биоресурсов на таможенную территорию Российской Федерации.
Предложенная Сахалинской областной Думой норма законопроекта по существу уравнивает прибрежное рыболовство с промышленным рыболовством, что требует существенной корректировки иных статей Закона, касающихся вопросов прибрежного рыболовства.
Необходимо также обратить внимание на то, что законопроект не учитывает отличительные особенности осуществления прибрежного рыболовства в Дальневосточном регионе.
В отличие от Черного, Балтийского и Баренцева морей Дальневосточный бассейн объединяет несколько субъектов Российской Федерации - Камчатский, Хабаровский, Приморский края, Магаданскую и Сахалинскую области. В соответствии со статьей 31 Закона рыбохозяйственные организации, осуществляющие промышленное и прибрежное рыболовство, в настоящее время заключили договоры о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов на десять лет (до 2019 года). Это позволило им разработать долгосрочную стратегию развития своего производства, переоснащения и модернизации добывающих и перерабатывающих мощностей, получить заемные средства в кредитных организациях на указанные цели. Внесение изменений в указанные договоры в связи с введением предлагаемой нормы может отрицательно сказаться на экономической стабильности добывающих и перерабатывающих предприятий.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О животном мире" организация и регулирование прибрежного рыболовства, за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, отнесены к полномочиям Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, переданным для их осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации. Реализация предложенной законопроектом нормы неизбежно приведет к перераспределению квот добычи (вылова) водных биоресурсов для прибрежного рыболовства в сторону их увеличения за счет уменьшения промышленных квот. Это связано с тем, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15.12.2005 г. N 768 "О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова)" объем последующего ОДУ применительно к определенному виду квоты добычи (вылова) водных биоресурсов определяется по остаточному принципу по отношению к предыдущим видам квот, увеличение ОДУ для прибрежного рыболовства будет происходить за счет уменьшения ОДУ для промышленного рыболовства.
Таким образом, предложенная законопроектом норма противоречит концепции развития прибрежного рыболовства в Российской Федерации.
Подобного рода изменение правового регулирования прибрежного рыболовства возможно только в случае пересмотра проводимой федеральной политики в области развития рыбного хозяйства, направленной на расширение полномочий субъектов Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также на стимулирование развития рыбохозяйственной инфраструктуры прибрежных субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2012 года N 162 "Об определении районов исключительной экономической зоны Российской Федерации и континентального шельфа Российской Федерации, в которых допускается осуществление прибрежного рыболовства" определено, что исключительная экономическая зона Российской Федерации и континентальный шельф Российской Федерации в Чукотском, Охотском, Беринговом, Японском морях и северо-западной части Тихого океана являются районами, в которых допускается осуществление прибрежного рыболовства без предоставления рыбопромыслового участка.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "22.02.2012"
Правительство Российской Федерации в представленном официальном отзыве на законопроект не поддерживает его принятие в связи с тем, что рассматриваемые в рамках законопроекта вопросы уже урегулированы действующим законодательством.
Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации также считает, что законопроект не может быть поддержан.
В соответствии со статьей 26.4 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" 5 субъектов Российской Федерации поддержали законопроект. Остальные 49 субъектов Российской Федерации мнение не выразили.
На основании изложенного Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии не считает возможным поддержать в представленной редакции проект федерального закона и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Председатель комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.